К вопросам методики преподавания занятий........
статья на тему

Комарова Марина Владимировна

В современных социально-экономических условиях обозначились новые требования к образовательной системе России. Интенсивное развитие наукоёмких технологий требует всё более высокого научного, технологического и гуманитарного уровня подготовки специалистов, стержневым показателем уровня квалификации которых выступают профессионализм и компетентность. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития, самоопределения, самореализации. Таким образом, в образовательном процессе необходимо акцентировать внимание на умениях учащихся осуществлять перенос известных способов деятельности в новые ситуации, на готовности к проявлению творчества, к непрерывному образованию и самообразованию.

Все выше перечисленное невозможно без повышения эффективности учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

К вопросам методики преподавания занятий…

 Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории

ЧПОУ «ПТЭИТ»

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы

                   выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем

                   способ преподавания удобнее для учителя, тем он не

                   удобнее для учеников. Только тот образ преподавания

                   верен, которым довольны ученики»

                                                               Л. Н. Толстой

В современных социально-экономических условиях обозначились новые требования к образовательной системе России. Интенсивное развитие наукоёмких технологий требует всё более высокого научного, технологического и гуманитарного уровня подготовки специалистов, стержневым показателем уровня квалификации которых выступают профессионализм и компетентность. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития, самоопределения, самореализации. Таким образом, в образовательном процессе необходимо акцентировать внимание на умениях учащихся осуществлять перенос известных способов деятельности в новые ситуации, на готовности к проявлению творчества, к непрерывному образованию и самообразованию.

Все выше перечисленное невозможно без повышения эффективности учебного процесса.  Основной формой организации этого самого процесса является  учебное занятие (урок). В системе среднего и высшего профессионального образования занятия чаще всего проводятся в виде лекций и семинаров, но для повышения качества образования, я думаю, стоит  использовать богатейший педагогический опыт, накопленный  современной школой. Поэтому сегодня поговорим об учебном занятии: его подготовке; основных структурных элементах; видах деятельности  преподавателя, направленных на формирование компетентностей студентов.  Также коснемся проблемы активизации познавательной деятельности студентов.

Занятие требует определенной подготовки, разработки как некая сложная система, занятие, если хотите,  надо конструировать. Некоторые опытные педагоги сравнивают преподавателя (учителя) со сценаристом или режиссером-постановщиком урока - спектакля.       Как же построить такое занятие (урок)? Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на занятии, вызывало искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало творческое сознание? Для того чтобы занятие стало эффективным надо сформулировать его основную цель. Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему? Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.

Цель занятия – это главный системообразующий его элемент. Дидактическая цель занятия имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный т.е. триединая дидактическая цель (ТДЦ). Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И занятие - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа.

Таким образом, задача преподавателя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель занятия и спроектировать средства ее достижения. Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования  диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности. Гуманизация образования предполагает такую иерархию целей учебно-воспитательного процесса на занятии,  в которой на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.

Особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели

Познавательный (обучающий аспект цели)

складывается из следующих требований

Развивающий аспект цели

включает несколько блоков

Воспитывающий аспект цели направлен на

-Обучение каждого студента самостоятельно добывать знания

 -Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, системность и др.

- Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития студента

 

- Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на занятии

 

-Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности

-Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма)

- Развитие мышления

- Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков)

-Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) 

- «Другие люди», т. е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности

-«Я», т. е. отношение к самому себе

-«Общество и коллектив»

 -«Труд»

-«Родина»

Важно!

При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся

 

Важно!

Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких занятий, а иногда и для занятий целой темы, ведь развитие студента всегда медленнее, чем его обучение 

Важно!

Кредо обучающей деятельности преподавателя - «воспитывающее обучение»

 

ТДЦ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" занятия, где ТДЦ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения.  Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. Задачи занятия  нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели. Если задача воспринимается студентом, то она выступает  мотивом  учения.  Задачи занятия должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру занятия  включается личностный опыт учащихся.

Весь учебно-воспитательный процесс и каждое учебное занятие, должны способствовать формированию компетенций будущего специалиста:

  • Универсальных: общенаучные; инструментальные; социально-личностные и общекультурные;
  • Профессиональных: общепрофессиональные; профильно-специализированные.

Следовательно, основная задача преподавателя – создание условий для формирования определенных компетенций у студентов.  Для этого занятие должно включать определенные этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего  задания.
  3. Актуализация опорных знаний для  подготовки к новой  теме (опора на субъективный опыт).
  4. Постановка цели занятия  (рекомендуется подключить студентов)
  5. Мотивация учебной деятельности (от лат. «двигать»; зачем нужны эти знания где их можно применить?)
  6. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных  знаний.
  7. Первичная  проверка  понимания.
  8. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.
  9. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных  задач, построенных на основе  ранее  усвоенных знаний и умений.
  10. Обобщение материала, изучаемого на занятии,  и введение  его  в систему  ранее  усвоенных знаний и умений.
  11. Контроль  за  результатами  учебной  деятельности, осуществляемый преподавателем и студентами, оценка знаний.
  12. Домашнее задание к следующему занятию.
  13. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Итак,  у нас получилась структура комбинированного занятия. Этот тип занятия является на мой взгляд,  очень эффективным.  Считаю важным  на каждом занятии придерживаться таких этапов как: организация, актуализация, мотивация, постановка цели, организация восприятия, обобщение, подведение итогов, оценка работы студентов (группы), домашнее задание.  Т.е. эти этапы должны прослеживаться при подготовке и проведении тех видов занятий, которые применяются   в высшем и среднем профессиональном образовании, что будет способствовать повышению качества учебного процесса. Сопоставим занятия, используемые в высшей школе с теми типами, которые есть в школьной практике:

  • Лекция  -    урок изучения нового материала, комбинированный урок;
  • Семинар - урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
  • Практическое занятие - урок применения знаний, умений и навыков;  
  • Зачетное семинарское занятие -  Урок закрепления и корректировки знаний; Урок повторительно-обобщающий (упоминаются типы уроков развивающего обучения)

Теперь мы подошли к проблеме активизации познавательной деятельности студентов, которая составляет основу личностно-ориентированного и компетентностного подхода в образовании, т.е. это залог формирования компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет следующих компонентов:  

  1. Принципы активизации познавательной деятельности
  • Принцип проблемности.
  • Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.
  • Принцип взаимообучения.
  • Принцип исследования изучаемых проблем.
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип самообучения.
  • Принцип мотивации.
  1. Факторы активизации познавательной деятельности
  • Профессиональный интерес
  • Творческий характер учебно-познавательной деятельности
  • Состязательность
  • Игровой характер проведения занятий
  • Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов
  1. Методы активизации познавательной деятельности
  • Словесные методы - дискуссия; самостоятельная работа с учебником и другими источниками информации; работа с дидактическим материалом; эвристическая беседа; решение различных задач
  • Наглядные методы - частично поисковый демонстрационный; метод опорных сигналов  и конспектов
  • Практические методы - частично поисковый лабораторный метод; проектный метод

    4. Приемы управления познавательной деятельностью

  • прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
  • прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
  • прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
  • прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
  • эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
  • исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

Выводы:

 1. Учебное занятие является основной  формой учебно-педагогической деятельности оно должно быть тщательно подготовлено  и следовать определенным этапам независимо от его типа (вида).

2. Целеполагание – самая важная часть конструирования занятия, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Цель определяет содержание учебного материала, методы и формы обучения.

3. Студенты - активные субъекты деятельности на занятии. Они участвуют в определении  его целей, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

4. Активизация познавательной деятельности студентов составляет основу личностно-ориентированного и компетентностного подхода в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Конспект занятия по МДК.01.04. ТОНКМ с методикой преподавания

На данном уроке предусмотрена индивидуальная работа со студентами, испытывающими трудности в обучении...

Методические указания по выполнению практических занятий студентов в процессе изучения МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального об...

Моя статья "Памятка педагогу начальных классов в вопросе ориентации в правильной методике преподавания"

Методик великое множество со своей характеристикой, структурой, программой и системой преподавания. Но иногда бывает так, что методика не срабатывает. Дело в педагоге или в ученике?....

Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия

В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...

Rонспекта занятия по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания на тему "Характеристика практических методов обучения"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями к проведению открытого урока. Конспект участвовал в конкурсе "Лучший преподаватель 2021"...