Применение проблемно-ориентированной методики обучения на лекциях.
статья на тему

Логачев Дмитрий Федорович

В этой статье я излагаю принципы применения проблемно-ориентированной методики обучения на теоретических занятиях (лекциях) с целью обмена опытом. Данная статья была также опубликована в журнале "Специалист" в 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primenenie_problemno.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Применение проблемно-ориентированной методики обучения на лекциях.

Отличительной чертой современного профессионального образования является качественная модернизация всех форм обучения, формирование специалиста высокообразованного, способного к самообразованию и профессиональному росту, мобильного, не теряющегося в незнакомой ситуации и свободно ориентирующегося в мире информации. Этому должен способствовать компетентностный подход в практике как теоретических, так и практических занятий, успешно реализуемый педагогами, имеющими мотивацию к творческой деятельности.

Хочу поделиться своей творческой инициативой в применении проблемно-ориентированной методики на лекции.

Лекция, как вид теоретического занятия, обычно наиболее насыщена новой информацией, воспринимать которую студентам гораздо сложнее, чем на практических занятиях. Здесь требуется концентрация внимания, памяти, умение выбирать главное и т.д. Помочь вызвать познавательный интерес и привлечь внимание студентов на лекциях способны наглядность, применение новейших информационных и технических средств, форма диалога и опрос.

В добавлении к этому я применяю на лекциях постановку проблем (в виде тезисов или ситуационных задач), которые мы решаем совместно со студентами в ходе занятия. Студенты должны высказать свои суждения, свои варианты решения проблемных задач и ситуаций, вначале пусть неверные, опирающиеся на собственные представления. Все варианты ответов мы записываем и демонстрируем на экране аудитории. По ходу объяснения нового материала представления студентов меняются, они пробуют применить новые знания к заданным ситуациям. В отличие от репродуктивного метода такой метод требует не воспроизведения знаний, а умения добывать их из массива информации и применять для решения проблем. В конце занятия я еще раз обращаю внимание студентов на высказанные решения, и прошу на основе полученных знаний дать правильные решения проблем. Трудностей при этом обычно уже не возникает. Такая методика вносит в лекцию элементы учебно-исследовательской работы и позволяет добиться более углубленного усвоения темы.

Вопросы в тезисах и задачах стараюсь поставить так, чтобы находилось множество спорных решений. При этом сама собой организуется дискуссия, где учитель выступает уже в роли направляющего в обсуждении, помощника, а не лектора. Это создает ощущение самостоятельности студентов в получении знаний, а мне остается лишь помочь им сделать правильный выбор. Например, в начале первой лекции по основам лечебного массажа я ставлю перед студентами такие вопросы:

  1. Что делает человек в первую очередь, ощутив внезапную боль?
  2. Может ли кто-либо избавиться от лишнего веса, применяя только массаж?
  3. В приемный покой доставили пациента без сознания, дыхание и сердцебиение сохранены. Если в это время здесь присутствует массажист, что он будет делать?

И т.д.

Применяя эти приемы также и на практических занятиях, мне удается вовлечь в работу даже самого пассивного студента. При этом он получает свободу выбора, самовыражения, участвует в самовоспитании. Так обеспечивается единство учебного и воспитательного процесса, и формируются необходимые специалисту общие и специальные компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе

Для решения  задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"

Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"...

Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия

В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...

Презентация к лекции по теме: "Исторические основы методики обучения грамоте"

Презентация содержит демонстрационные слайды текстового и иллюстративного материала по методике обучения грамоте. Предназначена для студентов педагогических колледжей и ВУЗов, а также преподавателей ч...

Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"

В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...