Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"
план-конспект урока

Петров Валерий Александрович

Лекция на тему "Методика обучения гимнастических упражнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция № 9. Методика обучения гимнастических упражнений.

  1. Цели, задачи и этапы обучения.
  2. Условия успешного освоения гимнастических упражнений.
  3. Дидактические принципы обучения.
  4. Методы обучения.
  5. Приемы обучения упражнениям.

Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, — организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний.

Задачи:

  • формирование двигательных навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся;
  • воспитание физических качеств, таких, как сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость;
  • формирование профессионально-педагогических навыков (у студентов специальных учебных заведений).

Обучение конкретному гимнастическому упражнению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.

Первый этап — создание общего предварительного представления о движении, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия (начальное обучение). В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положениях и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.

Второй этап — непосредственное овладение основами техники движения (углубленное разучивание упражнения). На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и ученика уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями.

Третий этап — закрепление и совершенствование техники движения. Это позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающийся выполняет упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени.

После завершения процесса обучения упражнению все действия могут быть направлены на выполнение вариантов освоенного упражнения; более сложных по технике упражнений, имеющих сходные детали с предыдущим; на изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с другими упражнениями.

Первое условие успешной организации обучения гимнастическому упражнению

  • точная оценка степени готовности ученика. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам:


  • двигательная подготовка (объем и характер освоенных движений, типичные затруднения при разучивании движений);
  • физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением);
  • развитие психических качеств (смелости, решительности, реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств).

Второе условие — составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика. Программа обучения представляется в форме алгоритмического предписания, линейной или разветвленной программы. Эффективность обучающих программ возрастает по мере усложнения техники гимнастических упражнений.

Третье условие — умелое управление процессом освоения упражнения, которое осуществляет преподаватель на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий.

Четвертое условие — наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (класс, зал, площадка), основные и вспомогательные снаряды, методические средства обучения (схемы, рисунки, кинограммы, модели тела человека, методические разработки по технике и методике обучения).

При организации учебного процесса в гимнастике основным руководством к действию являются дидактические принципы обучения.

Принцип сознательности и активности. Гимнастические упражнения предъявляют высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам спортсменов. Принцип сознательности и активности в процессе освоения новых упражнений предусматривает прежде всего воспитание у учеников осмысленного овладения движением, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленной задачи.

Для сознательного овладения двигательными навыками во время учебной работы следует научить занимающихся:

  • оценивать результаты собственных действий;
  • описывать технику движения, используя различные формы (устная, графическая, письменная, мысленное проговаривание);
  • преодолевать различные трудности, связанные с освоением нового движения;
  • вести дневниковые записи и составлять планы освоения упражнений;
  • помогать преподавателю в организации занятия и товарищу в изучении движения.

Принцип наглядности. Для достижения наглядности обучения преподаватель пользуется целым рядом средств и приемов:

  • демонстрацией совершенного выполнения движения;
  • словесным описанием деталей техники отдельных двигательных заданий и сравнением с другими движениями;
  • дополнительными сигналами (пространственные ориентиры, звуковое сопровождение действий, подталкивание и касания);
  • воспроизведением техники изучаемого упражнения или ее элементов на тренажерных устройствах, моделях тела человека и др.;
  • созданием акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегченных двигательных действий.


Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. В противном случае у учащихся пропадает интерес к занятиям. Однако принцип доступности ни в какой степени не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей.

От преподавателя постоянно требуется глубокое изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных упражнений. Он должен знать, например, что для выполнения большого оборота на перекладине ученику необходимо обладать многими качествами: уметь делать целый ряд других упражнений, иметь до статочную силу рук, быть смелым и решительным. Наличие таких качеств будет мерой доступности данного упражнения для ученика.

Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает:

  • определенную последовательность разучивания двигательных действий;
  • регулярное совершенствование техники движения и изучение новых упражнений для развития способности решать различные двигательные задачи;
  • чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

Под методами обучения следует понимать выбор определенных путей для решения поставленных задач.

Из всего многообразия методов обучения можно выделить несколько групп.

Первая группа методов обучения включает:

  • словесный метод, один из универсальных, который в процессе общения с учеником позволяет управлять обучением. Особое значение здесь приобретает использование гимнастической терминологии, с помощью которой можно добиться точности и лаконичности речевого воздействия преподавателя на ученика;
  • метод сообщения сведений о технике движения раскрывается путем выполнения упражнения демонстрантом, показа наглядных пособий, предъявления звуковых и световых ориентиров, тактильных сигналов, сообщения количественной информации об отдельных параметрах движения, выполнения учеником элементов техники движения.

Данные методы обучения в основном направлены на создание и уточнение представления об основах техники упражнения и могут применяться на протяжении всего периода обучения.

Вторая группа методов обучения включает:

  • метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Облегчение условий выполнения в данном случае возможно только за счет применения дополнительных средств помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, исполнения движения на тренажере, упрощения исходного или конечного положения;
  • метод подводящих упражнений (один из вариантов целостного метода упражнения), который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным, но в то же время являющегося самостоятельным упражнением;
  • метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном выделении отдельных частей и элементов техники движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целостное упражнение. Такое искусственное деление


упражнения на части делается с целью облегчить условия разучивания основных двигательных действий;

  • метод решения частных двигательных задач вариант метода расчлененного упражнения, который характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих определенный элемент техники движения.

Данные методы обучения позволяют ученику получить информацию об упражнении и овладеть основами техники разучиваемого движения. Кроме того, они способствуют уточнению и конкретизации представления о структуре движения, а также помогают исправлять возможные ошибки.

Третья группа методов обучения включает:

  • метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка;
  • метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: сбивающие сигналы (шум, посторонние звуки и т. п.), изменение окружающей обстановки (непривычное расположение снарядов, освещения и др.), неожиданные установки на выполнение определенного задания, изменение места упражнения в комбинации, выполнение упражнения в состоянии утомления или повышенного эмоционального напряжения;
  • игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество учеников между собой или ответственность за достижение определенного результата действий;

Данные методы обучения позволяют добиться устойчивости двигательных навыков.

Четвертую группу методов обучения составляют методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению.

Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим заданиям-частям в строго определенной последовательности. Только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй серии.

Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны. К наиболее эффективным и часто используемым в практике обучения относятся такие приемы:

Приемы создания и уточнения представления о технике движения:

  • рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и другие формы речевого общения преподавателя и ученика довольно эффективны и действенны, но при условии, что каждое слово должно быть точным и образным, а выражение — кратким и понятным; в этом случае преподаватель успешно может провести подготовительную работу перед непосредственным разучиванием нового упражнения и управлять процессом обучения;
  • показ наглядных пособий (схем, моделей тела человека плоскостных, проволочных и др., мультипликационных рисунков и т. п.), выполнение упражнения демонстрантом, использование различных ориентиров;
  • моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведения на моделях тела спорт смена последовательных


действий, устного или письменного описания техники, воспроизведение отдельных параметров движения с

помощью технических средств, что активизирует действия ученика и помогает решению основной задачи обучения — формированию двигательного навыка.

Приемы помощи и страховки. Способы оказания помощи ученику со стороны преподавателя довольно разнообразны. Например, речевое сопровождение выполнения упражнения, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания и др.

Особая группа приемов помощи и страховки связана с ситуацией совместных действий преподавателя и ученика. Например, когда ученик приступает к практическому выполнению двигательных заданий, но при этом ему необходима физическая помощь для исправления ошибки, уточнения деталей техники или обеспечения безопасности. С этой целью преподаватель помогает ученику за фиксировать отдельную позу, замедленно воспроизвести последовательность действий, проимитировать целиком упражнение. При этом учитель сдерживает действия ученика, создавая искусственное сопротивление, обеспечивает страховку.

Эффективность применения данных приемов во время обучения во многом зависит от способностей преподавателя, который должен уметь выбрать лучший в данный момент прием, место около ученика и способ взаимных действий. Поэтому все приемы должны специально изучаться и совершенствоваться преподавателем в ре зультате его практической деятельности.

Применение дополнительных ориентиров прежде всего облегчает освоение новых гимнастических упражнений. Они позволяют уточнить представление о параметрах движения, содействуют правильному выполнению двигательных действий, точной оценке результатов выполнения движения.

В качестве зрительных ориентиров обычно используются: отдельные части снарядов, звенья тела ученика, естественные ориентиры (предметы, расположенные вблизи места выполнения), дополнительные предметы (мячи, палки, веревка и т. п.), а также специально сделанные разметки (масштабные и простые).

Примером могут служить задания ученику на выполнение акробатического упражнения по отметкам на акробатической дорожке или задание на точное приземление в определенных границах после соскока со снаряда.

Отдельные звуковые сигналы (хлопок, свисток и т. п.) могут сопровождать движения или задавать темп и ритм. Они подаются преподавателем или с помощью технических средств обучения. В отличие от зрительных звуковые ориентиры могут изменяться по продолжительности и силе. Это расширяет возможности их исполь зования, позволяет акцентировать внимание на выполнении движения в соответствии с чередованием сигналов.

Применение технических средств обучения позволяет помимо качественной оценки результатов выполнения упражнения получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправить ошибки по ходу выполнения движения. К техническим средствам относятся: простейшие измерительные приборы (секундомеры, сантиметровые ленты, угломеры и т. п.); регистрирующая и записывающая аппаратура (видеомагнитофоны, диктофоны, кино- и фотокамеры, динамографы и др.); программная и контрольно-информационная аппаратура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обучение упражнениям с гимнастической палкой и элементарным приемам самомассажа.

Основные задачи:1. Обучить    учащихся  технике выполнения упражнений с гимнастической палкой и обучить элементарным приемам самомассажа .2. Способствовать развитию  гибкости ...

АКРОБАТИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ УПРАЖНЕНИЙ

Методические рекомендации по обучениюакробатическим упражнениямдля учителей физической культуры...

«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»

Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавани...

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой предназначен для детей с задержкой психического развития....

Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....

курс лекций для дистанционного обучения по специальности "медицинский регистратор" Тема "Первая помощь" (лекция №1)

представлен материал для дистанционного обуывения оп теме "Первая помощь" при подготовке медицинских регистратраторов...

Методика обучения акробатическим упражнениям (1-4 класс)

Методика обучения акробатическим упражнениям начальной школы. Группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках...