Воспитательные технологии в работе с обучающимися
методическая разработка на тему

Оглезнева Наталья Михайловна

Г. Апшеронск

12.12.2014г.

Педагогический совет

«Воспитательные технологии в рамках реализации ФГОС»

Доклад на тему:

«Воспитательные технологии в работе с обучающимися»

 

 

 Воспитательная работа является составной частью образовательного процесса. Основная цель воспитательной работы в техникуме – это:

- Развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, личности, которая сможет самореализовывать себя в изменяющихся условиях общественной жизни с учетом профессиональной специфики;

- Формирование в личности ответственного и добросовестного отношения к учебе и труду, формирование навыков культурного поведения в образовательном учреждении и общественных местах.

Задачи воспитательной работы для каждого курса, группы определяются в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей студентов:

1 курс – это создание условий для адаптации в техникуме, для самовыражения студентов, для формирования Общих компетенций;

2 курс – воспитательная работа направлена на развитие творческого потенциала студентов, нравственных качеств личности, взаимоотношения в коллективе, формирование Профессиональных компетенций;

3 курс – воспитательная работа направлена на закрепление приобретенных знаний, умений и навыков, демонстрацию общих и профессиональных компетенций.

4 курс – подготовка студентов к самооценке, адаптации и самореализации в современных рыночных отношениях.

Роль классного руководителя в процессе воспитания – ведущая. Исходя из того какие методы, формы и приемы воспитания выберет классный руководитель, на сколько они будут эффективными, будет и зависит реализация задач воспитания, а следовательно и достижение цели воспитания.

В раздаточном материале предложены классические методы воспитания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), а именно:

- Методы формирования сознания;

- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения;

- Методы стимулирования поведения и деятельности;

- Метод естественных последствий;

- Метод – соревнование.

В раздаточном материале все эти методы, в табличной форме, интегрированы с разными сферами личности и с общими компетенциями, которыми должен обладать выпускник техникума. Кроме того для каждой компетенции разработаны показатели, которые помогут определить уровень сформированности компетенции (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Ну и в заключение хотелось бы обратить внимание на новые методы, которые на данный момент уже действуют в нашем техникуме:

- Метод рейтингов – ежемесячно проводить рейтинг между группами одной специальности по успеваемости и посещаемости, что в свою очередь подтолкнет обучающихся к здоровой конкуренции: у какой группы меньше пропусков, меньше неуспевающих и троечников.

- Метод мониторинга Вкладыш в зачетную книжку «Развитие ОК» – перечислены общие компетенции, а напротив них студент должен себе поставить оценку, которая отображает самооценку себя через формирование общих компетенций, что в свою очередь формирует самовоспитание и мотивирует к достижению более высоких оценок.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы формирования сознания

Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция – просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности.

К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков.

Рассказ вызывает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или ярко отрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, мужественный.

Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок.

Проводимые беседы с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т. п., носят название этических бесед.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений.

Диспут – спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Пример – метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.

В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Упражнение – многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения.

В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика.

Приучение – интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка.

Навыки и привычки – устойчивые качества личности – результаты упражнений. К. С. Станиславский говорил, что упражнение делает мастера. 

Поручение – передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него.

 Воспитывающие ситуации – это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.

Требование – педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Выделяют: требование – доверие, требование – совет, требование - условие, требование – просьба, требование – намек, требование – предупреждение.

 Методы стимулирования поведения и деятельности

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка

К ним относятся:

Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Метод естественных последствий – немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые. Этот метод можно рассматривать как вариант наказания.

Соревнование – метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими.



Предварительный просмотр:

Общие компетенции

Показатели формирования общих компетенций

Сферы личности

Методы воспитания

Формы, приемы воспитания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Связывает свое будущее с данной профессией. Принимает активное участие в планировании и организации классных часов, внеклассных мероприятий

Интеллектуальная

Убеждение и самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах по темам профессионального модуля (учебной дисциплины) и показывает высокие результаты

Получает высокие оценки при прохождении производственной практики (отметки хорошо и отлично)

Имеет положительные оценки по профессиональным модулям и учебным дисциплинам (отметки хорошо и отлично)

Эмоциональная

Внушение

Этическая беседа, рассказ, разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.
Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный  образ

Гордиться выбранной профессией, понимает ее значимость для общества

Осуществляет поисковую работу по истории техникума. Участвует в организации встреч с выпускниками техникума. Ведет форум на сайте техникума.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Обладает высокий исполнительской дисциплиной, умеет выполнить точно и в срок задачи поставленные классным руководителем, преподавателем.

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение
доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

Понимает и принимает правила, определенные уставом образовательной организации

При выполнении задач, определенных классным руководителем, проявляет инициативу и творчество

Обладает навыками рефлексии. Умеет объективно оценивать качество выполненной работы.

Умеет рационально распределять время на выполнение заданий

Умеет нести ответственность за результат действий, в рамках своего индивидуального функционала

ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Способен принимать самостоятельные решения в любых производственных ситуациях

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога.
Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

Вовремя может исправить неточность в своей работе

Конструктивно реагирует на критику

Умеет проектировать учебную и профессиональную деятельность с учетом возможности возникновения рисков

ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного роста

Владеет приемами и способами работы с различными информационными источниками для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Волевая

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Использует источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития

Умеет анализировать информацию, структурировать, представлять в доступном для других уровне, презентовать

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности                

Владеет навыками работы с ПК, оформляет результаты самостоятельной работы с помощью ИКТ

Предметно- практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

Дежурство, поручение, самостоятельная работа, творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Использует ИКТ в учебно-профессиональной деятельности (программное обеспечение, средства электронной связи)

Создает электронные продукты для использования в    профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями                                

Соблюдает этические и правовые нормы в процессе взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами

Саморегуляционная

Анализ деятельности и общения

Коллективное творческое дело, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Участвует в планировании и организации групповой работы

Проявляет терпимость к другим мнениям и позициям

В соответствии со студенческими органами самоуправления выполняет свои обязанности

Организует деловое общение, приносящие максимальную пользу выполнение работы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённые), результат выполнения задания                

Умеют осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога.
Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение

Определяет профессиональные затруднения отдельных сотрудников или групп и средства и преодоления на основе совместно разработанных путей профессионального развития

Способен обучать подчиненных и равных по квалификациям специальным знаниям и умениям необходимым для осуществления производственного процесса и профессионального развития сотрудников

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Умеет осуществлять самостоятельно работу по самообразованию и самосовершенствованию

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.
Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо порицание.
Соревнование

Обладает социально-профессиональной мобильностью

Обладает социально-профессиональной мобильностью (способен к быстрой смене видов деятельности, выполняемых производственных заданий)

Мотивация

Совет, доброжелательная критика, авансирование,
практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Проектирует свою профессиональную карьеру

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности                

Умеет использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе инновационные) в конкретной профессиональной области

Экзистенциальная (сравнение, сомнение, ошибка)

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)

Рефлексия, дискуссия

Самостоятельно осуществляет поиск путей повышения производительности труда

Способен постоянно повышать свою профессиональную компетентность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитательная деятельность в условиях работы с обучающимися с ОВЗ (начальная школа)"

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средой общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их и...

Воспитательные технологии в моей работе

В работе представлены задачи и направления воспитательной работы. Расскрыты различные виды современных воспитательных технологий на примере воспитательной работы в общежитии СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Технология каменных работ» для обучающихся с ОВЗ.

Каменные работы — производство каменной кладки в виде соединения естественного камня (булыжников, валунов, бутового камня, гранита) и искусственных камней с помощью известкового или цементн...

Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...

Воспитательная работа с обучающимися

Воспитательная работа с обучающимися...

Методическое пособие по учебной дисциплине ТЕХНОЛОГИЯ ПОДСОБНЫХ РАБОТ для обучающихся по профессии 16771 Подсобный рабочий

В некоторых профессиональных училищах ввели профессию "Подсобный рабочий". Какие либо учебники или методические пособия по этой профессии отсутствуют. Мною разработо метадическое пособие, ко...