Воспитательные технологии в работе с обучающимися
методическая разработка на тему
Г. Апшеронск
12.12.2014г.
Педагогический совет
«Воспитательные технологии в рамках реализации ФГОС»
Доклад на тему:
«Воспитательные технологии в работе с обучающимися»
Воспитательная работа является составной частью образовательного процесса. Основная цель воспитательной работы в техникуме – это:
- Развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, личности, которая сможет самореализовывать себя в изменяющихся условиях общественной жизни с учетом профессиональной специфики;
- Формирование в личности ответственного и добросовестного отношения к учебе и труду, формирование навыков культурного поведения в образовательном учреждении и общественных местах.
Задачи воспитательной работы для каждого курса, группы определяются в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей студентов:
1 курс – это создание условий для адаптации в техникуме, для самовыражения студентов, для формирования Общих компетенций;
2 курс – воспитательная работа направлена на развитие творческого потенциала студентов, нравственных качеств личности, взаимоотношения в коллективе, формирование Профессиональных компетенций;
3 курс – воспитательная работа направлена на закрепление приобретенных знаний, умений и навыков, демонстрацию общих и профессиональных компетенций.
4 курс – подготовка студентов к самооценке, адаптации и самореализации в современных рыночных отношениях.
Роль классного руководителя в процессе воспитания – ведущая. Исходя из того какие методы, формы и приемы воспитания выберет классный руководитель, на сколько они будут эффективными, будет и зависит реализация задач воспитания, а следовательно и достижение цели воспитания.
В раздаточном материале предложены классические методы воспитания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), а именно:
- Методы формирования сознания;
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
- Методы стимулирования поведения и деятельности;
- Метод естественных последствий;
- Метод – соревнование.
В раздаточном материале все эти методы, в табличной форме, интегрированы с разными сферами личности и с общими компетенциями, которыми должен обладать выпускник техникума. Кроме того для каждой компетенции разработаны показатели, которые помогут определить уровень сформированности компетенции (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Ну и в заключение хотелось бы обратить внимание на новые методы, которые на данный момент уже действуют в нашем техникуме:
- Метод рейтингов – ежемесячно проводить рейтинг между группами одной специальности по успеваемости и посещаемости, что в свою очередь подтолкнет обучающихся к здоровой конкуренции: у какой группы меньше пропусков, меньше неуспевающих и троечников.
- Метод мониторинга Вкладыш в зачетную книжку «Развитие ОК» – перечислены общие компетенции, а напротив них студент должен себе поставить оценку, которая отображает самооценку себя через формирование общих компетенций, что в свою очередь формирует самовоспитание и мотивирует к достижению более высоких оценок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перечень методов воспитания | 16.63 КБ |
Показатели общих компетенций в соотношении с методами воспитания | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формирования сознания
Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция – просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности.
К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков.
Рассказ вызывает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или ярко отрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, мужественный.
Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок.
Проводимые беседы с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т. п., носят название этических бесед.
Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.
Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений.
Диспут – спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Пример – метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.
Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.
В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Упражнение – многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения.
В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика.
Приучение – интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка.
Навыки и привычки – устойчивые качества личности – результаты упражнений. К. С. Станиславский говорил, что упражнение делает мастера.
Поручение – передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него.
Воспитывающие ситуации – это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.
Требование – педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Выделяют: требование – доверие, требование – совет, требование - условие, требование – просьба, требование – намек, требование – предупреждение.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка
К ним относятся:
Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.
Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Метод естественных последствий – немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые. Этот метод можно рассматривать как вариант наказания.
Соревнование – метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими.
Предварительный просмотр:
Общие компетенции | Показатели формирования общих компетенций | Сферы личности | Методы воспитания | Формы, приемы воспитания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Связывает свое будущее с данной профессией. Принимает активное участие в планировании и организации классных часов, внеклассных мероприятий | Интеллектуальная | Убеждение и самоубеждение | Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация |
Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах по темам профессионального модуля (учебной дисциплины) и показывает высокие результаты | ||||
Получает высокие оценки при прохождении производственной практики (отметки хорошо и отлично) | ||||
Имеет положительные оценки по профессиональным модулям и учебным дисциплинам (отметки хорошо и отлично) | Эмоциональная | Внушение | Этическая беседа, рассказ, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза. | |
Гордиться выбранной профессией, понимает ее значимость для общества | ||||
Осуществляет поисковую работу по истории техникума. Участвует в организации встреч с выпускниками техникума. Ведет форум на сайте техникума. | ||||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Обладает высокий исполнительской дисциплиной, умеет выполнить точно и в срок задачи поставленные классным руководителем, преподавателем. | Волевая | Требование | Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение |
Понимает и принимает правила, определенные уставом образовательной организации | ||||
При выполнении задач, определенных классным руководителем, проявляет инициативу и творчество | ||||
Обладает навыками рефлексии. Умеет объективно оценивать качество выполненной работы. | ||||
Умеет рационально распределять время на выполнение заданий | ||||
Умеет нести ответственность за результат действий, в рамках своего индивидуального функционала | ||||
ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Способен принимать самостоятельные решения в любых производственных ситуациях | Саморегуляционная | Коррекция поведения | Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. |
Вовремя может исправить неточность в своей работе | ||||
Конструктивно реагирует на критику | ||||
Умеет проектировать учебную и профессиональную деятельность с учетом возможности возникновения рисков | ||||
ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного роста | Владеет приемами и способами работы с различными информационными источниками для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Волевая | Упражнение | Проблемное задание, поручение |
Использует источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития | ||||
Умеет анализировать информацию, структурировать, представлять в доступном для других уровне, презентовать | ||||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Владеет навыками работы с ПК, оформляет результаты самостоятельной работы с помощью ИКТ | Предметно- практическая | Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) | Дежурство, поручение, самостоятельная работа, творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра |
Использует ИКТ в учебно-профессиональной деятельности (программное обеспечение, средства электронной связи) | ||||
Создает электронные продукты для использования в профессиональной деятельности | ||||
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Соблюдает этические и правовые нормы в процессе взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами | Саморегуляционная | Анализ деятельности и общения | Коллективное творческое дело, коллективный анализ, рефлексия, презентация |
Участвует в планировании и организации групповой работы Проявляет терпимость к другим мнениям и позициям | ||||
В соответствии со студенческими органами самоуправления выполняет свои обязанности | ||||
Организует деловое общение, приносящие максимальную пользу выполнение работы | ||||
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённые), результат выполнения задания | Умеют осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации | Саморегуляционная | Коррекция поведения | Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. |
Определяет профессиональные затруднения отдельных сотрудников или групп и средства и преодоления на основе совместно разработанных путей профессионального развития | ||||
Способен обучать подчиненных и равных по квалификациям специальным знаниям и умениям необходимым для осуществления производственного процесса и профессионального развития сотрудников | ||||
ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Умеет осуществлять самостоятельно работу по самообразованию и самосовершенствованию | Мотивационная | Стимулирование | Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. |
Обладает социально-профессиональной мобильностью | ||||
Обладает социально-профессиональной мобильностью (способен к быстрой смене видов деятельности, выполняемых производственных заданий) | Мотивация | Совет, доброжелательная критика, авансирование, | ||
Проектирует свою профессиональную карьеру | ||||
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности | Умеет использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе инновационные) в конкретной профессиональной области | Экзистенциальная (сравнение, сомнение, ошибка) | Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) | Рефлексия, дискуссия |
Самостоятельно осуществляет поиск путей повышения производительности труда | ||||
Способен постоянно повышать свою профессиональную компетентность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитательная деятельность в условиях работы с обучающимися с ОВЗ (начальная школа)"
Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средой общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их и...
Воспитательные технологии в моей работе
В работе представлены задачи и направления воспитательной работы. Расскрыты различные виды современных воспитательных технологий на примере воспитательной работы в общежитии СПО....
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Индивидуальной работы с обучающимися
Важное место в воспитательной деятельности воспитателя группы относится индивидуально-воспитательная работа со студентами. Но для ее реализации любой педагогический работник д...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Технология каменных работ» для обучающихся с ОВЗ.
Каменные работы — производство каменной кладки в виде соединения естественного камня (булыжников, валунов, бутового камня, гранита) и искусственных камней с помощью известкового или цементн...
Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...
Воспитательная работа с обучающимися
Воспитательная работа с обучающимися...
Методическое пособие по учебной дисциплине ТЕХНОЛОГИЯ ПОДСОБНЫХ РАБОТ для обучающихся по профессии 16771 Подсобный рабочий
В некоторых профессиональных училищах ввели профессию "Подсобный рабочий". Какие либо учебники или методические пособия по этой профессии отсутствуют. Мною разработо метадическое пособие, ко...