Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
рабочая программа по теме

Краснова Елена Викторовна

Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых  качеств у детей-сирот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopleksnaya_programma.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

1.Паспорт программы:

1.Наименование программы: “Личностное становление детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

2. Основания для разработки программы: изменение специфики работы учреждения в связи с изменением статуса учреждения.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ( с изменениями от 10,25 ноября 2002 года, 10 января 2003 года).
  • Федеральный Закон от 24 июня 1999 года 120–ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” ( с изменениями от 13 января 2001 года).
  • Конституция РФ.
  • Конвенция о правах ребёнка.

3. Заказчик программы: администрация ГОУ СПО Сергиевский Губернский Техникум

4. Основные разработчики программы: психолог ГОУ СПО СГТ   Краснова Е.В.

5. Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых  качеств у детей-сирот.

 (проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.)

6. Задачи программы:

  • создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
  • создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя таким образом подготовку к будущей семейной жизни
  • развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
  • осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;

7. Сроки реализации программы:  1 - 3 курс.

8. Перечень разделов программы:

  • Психологическая поддержка детей.
  • Коррекционно  -  развивающая  работа.
  • Предполагаемый результат.
  • Приложения.

10. Исполнитель программы: психолог Краснова Е.В.

11. Система организации контроля  за  исполнением программы:     

      внутриучрежденческий контроль.

12. Предполагаемый результат:

успешная  социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

2.Пояснительная записка:

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

  1. Диагностика личностно-значимых качеств и способностей студентов.
  2. Составление психологического паспорта.
  3. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.

    4. Проведение цикла социально-психологических тренингов, состоящих из

  • 5 занятий длительностью 2 часа, общей длительностью 10 часов.
  • 4 занятия длительностью 1,5 часа, общей длительностью 6 часов
  • 5 занятий длительностью 1,5 часа, общей длительностью 7,5 часов.

В учреждении непосредственно с детьми-сиротами   работают: педагог-психолог, педагог-организатор,  преподаватель физической культуры, библиотекарь.

Анализируя поступки и поведение студентов - сирот, мы убеждаемся в том, что у наших подопечных

  • не сформированы некоторые необходимые жизненно - важные навыки практического и материального порядка;
  • есть существенные трудности в общении с окружающими;
  • проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям;
  • слабо сформировано представление о собственной семьи и личной жизни
  • отсутствуют навыки взаимопомощи.

Отмеченные выше недостатки говорят о том, что  возникла необходимость более глубокого психологического  сопровождения детей сирот.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых  качеств у детей-сирот.

Задачи программы:

  • создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
  • создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни
  • развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
  • осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основные направления программы:

  • Диагностическая работа.
  • Коррекционно - развивающая  работа (индивидуальная и групповая формы)

Комплексная реабилитационная работа  реализации программы имеет 4 этапа.

1 ЭТАП. (личностно-ориентированный)

ЦЕЛЬ: первоначальное знакомство с детьми   диагностика способностей и личностных качеств детей.

Длится до полной адаптации студентов к новым условиям обучения.

Предполагает:

  • создание атмосферы доверия, уважения со стороны педагогов;
  • безусловное принятие детей такими, как они есть;
  • создание условий для устранения тревожности, озлобленности, недоверия со стороны детей;
  • проведение доверительных бесед с целью сближения с детьми;
  • стабилизацию эмоционального фона , способствующая полному раскрепощению;
  • установку на сознательное выполнение требований образовательного учреждения;

2 ЭТАП (основополагающий)

ЦЕЛЬ: формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития.

Предполагает:

  • изучение детьми своих прав и обязанностей;
  • четкость, последовательность в работе и требовательность со стороны взрослых;
  • закладка основ позитивного мировоззрения;
  • изучение понятий нравственности, справедливости;
  • выработка первоначальных навыков общения с социумом.

Второй этап может считаться успешно завершённым только пи соблюдении всех условий первого. Это период “ близкого знакомства”, период трудностей, когда взрослый и ребёнок должны найти точки соприкосновения и воздействия друг на друга.

3 ЭТАП (самопознание).

ЦЕЛЬ: формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого       преодоления жизненных трудностей.

Предполагает:

  • выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;
  • выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;
  • познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;
  • развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;
  • формирование основных понятий об этике и психологии семейной жизни;
  • погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности.

Третий этап представляет собой период осознанных действий.

4 ЭТАП (заключительный)

ЦЕЛЬ: формирование социальной позиции личности, личностного и профессионального самоопределения.

Предполагает:

  • ориентацию на закон, гражданские права и личную ответственность;
  • конструктивный стиль общения и правовые формы защиты себя;
  • саморуководство, необходимость выбора жизненного пути и персональную ответственность за него;
  • оказание помощи в правильном выборе профессии:
  • подготовку к будущей семейной жизни.

Это заключительный этап, на котором ребёнок не может получить должного развития, если он не получил его на предыдущих этапах.

Поэтапное осуществление работы с детьми зависит от контингента самих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа

Актуальность программыОсобенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колле...

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...