МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка по теме

Дубовская Нина Петровна

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по ПМ 04 "Выполнение работ по рофессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решние проблем пациента посредством сестринского ухода)" по МДК 04.01 "Теория и практика сестринского дела", на тему "Философия и теория сестринского дела. Сестринская деонтология" разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 "Сестринское дело".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sestrinskaya_deontologiya.docx98.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Теоретического занятия по ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)».

МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»

На тему: «Философия и теория сестринского дела.

                  Сестринская деонтология».

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело», 2 курс.

 

Составила: Дубовская Н.П.

Преподаватель профессионального модуля

Серпухов 2015

Методическая разработка практического занятия для студентов по  ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» по МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела», на тему          «Философия и теория сестринского дела. Сестринская деонтология» разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработчик:

Преподаватель: Дубовская Н.П.

Рассмотрена на заседании ЦМК специальных дисциплин

Протокол №______от «___»__________20__г.

Председатель ЦМК__________________

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом обществом, профессиональным поведением медицинского работника.

Любая специальность характеризуется существованием своих определенных норм и правил. Почему же деонтология чаще всего употребляется применительно медицине? Это связано с двумя причинами: 1) медицинская сестра находится в особой ситуации общения: в общении с больными и ослабленными людьми 2)характер поведения медицинской сестры может оказать влияние на течение болезни и состояние пациента. Предметом изучения сестринской деонтологии являются следующие вопросы:

-взаимоотношение медицинской сестры и пациента

-взаимоотношения медицинской сестры и родственников пациента

-медицинской сестры и коллег

-исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности

-устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы

I Учебные цели

1) Овладеть основными понятиями, принципами сестринской деонтологии

2) Освоить основные этические правила

3) Выработать профессиональные навыки и умения с точки зрения сестринской деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентом

II Развивающие цели 

1) Развивать у студентов умение отвечать на проблемно-поисковые вопросы

2) Умение выявлять проблемы пациента и определять способы их решения

3) Использовать деловые ситуации для более полного развития способности личности в самовыражении

III Воспитательные цели

1) Формировать навыков самостоятельной работы

2) Соблюдать этико-деонтологические элементы при выполнении манипуляций

3) Воспитывать у студентов добросовестное отношение к занятиям, гордость за выбранную профессию, профессиональное самоопределение

Место проведения занятия: Аудитория

Время занятия: 90 минут

Формируется ОК (общие компетенции):

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа , уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда противопожарной безопасности и техники безопасности.

Формируются ПК (профессиональные компетенции):

ПК 1.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 1.2

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.3

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 1.4

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 1.5

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 1.7

Обеспечивать инфекционную безопасность .

ПК 1.8

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 1.9

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 1.10

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 1.11

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ПК 1.12

Осуществлять сестринский процесс.


Схема интергративных связей

Этапы занятия

Расчет времени

1.Организация занятия

5 мин.

2.Контроль исходного уровня знаний студентов по теме данного занятия.

15 мин

3.Демонстрационная часть.

25 мин.

4.Самостоятельная работа студентов по отработке умений и навыков.

20 мин.

5. Контроль итогового  уровня знаний, умений, навыков.

15 мин.

6.Рефлексия – подведение итогов занятия, оценка работы студентов.

5 мин.

7.Домашнее задание

5 мин.

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Оснащение занятия:

  1. Материалы 1-й Всероссийской научно – практической конференции по теории сестринского дела, Голицыно, 1993 год.
  2. Документ «Философия сестринского дела в России», Голицыно, 1993 год.
  3. Кодекс Международного Совета сестёр.
  4. Клятва Флоренс Найтингейл.
  5. Тест – эталонные задания.
  6.  Ситуационные задачи.
  7. Глоссарий терминов.
  8. Учебник «Теоретические основы сестринского дела»
  9. Презентация.
  10.  Терминологический диктант.
  11.  Учебник «Основы сестринского дела» Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоцветова;  Ростов на Дону, феникс , 2012 г.
  12.  ТСО: экран, проектор,  компьютер.

Профессиограмма занятия.

I. Студент должен знать:

1)понятия: этика, медицинская этика, деонтология, биоэтика.

2)основные этические принципы

3)основные этические правила

4)морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения

5)положения этического кодекса медицинской сестры России

II. Студент должен уметь:

1)применять навыки этического общения с пациентом

2) применять навыки этического общения с родственниками

3) применять навыки этического общения  с коллегами: врачом, медсестрами, младшим персоналом.

Этапы занятия

Последовательность действий (что делать?)

Способы выполнения (как делать?)

Контроль, его виды

1.Организация занятия.

1. Приветствуют преподавателя.

2. Занимают рабочие места.

3. Записывают тему занятия и план.

1. Проверка отсутствующих.

2.Проверка готовности к занятию.

3.Сообщение темы занятия.

2.Контроль исходного уровня знаний студентов по теме данного занятия.

Фронтальный опрос:

1.Определение философия сестринского дела.

2.Перечислить основные понятия философия сестринского дела

3. Определение понятия «Сестринское дело»

4. Определение понятия «пациент»

5 Определение понятия «человек»

6. Определение понятия «здоровье»

7. Определение понятия «Окружающая среда»

8 Определение понятия «сестра»

9. Этические обязанности мед. Сестры

10. Этические ценности мед. Сестры

11. Этические добродетели мед. Сестры

12. Где? В каком году была принята философия сестринского дела в России?

13. В каком году были принят этический кодекс медсестры в России.

1.Продумайте и ответьте на вопросы устно

Фронтальный опрос

3.Демонстрационная часть

Изложение нового материала:

1.Разъяснение понятия «этика, медицинская этика, деонтология, биоэтика»

2.Основные этические принципы

3.Основные этические правила

4.Морально- этические нормы, правила и принципы.

5.Положения этического кодекса медицинской сестры России.

6. Применение навыков этического общения:

7. С пациентом

8. С родственниками

9. С коллегами: врачом, медсестрами, младшим мед. персоналом

10.Типы личности медсестер по В. Харди

1.Активизация внимания студентов.

2. Запись конспектов.

3.Усвоение знаний по теме.

Индивидуальный контроль

4.Перемена

1.Напоминает о необходимости проветрить помещение.

2.Рекомендует студентам встать, выйти в коридор и подвигаться.

1. Выходят в коридор, проветривают помещение.

2.Снятие напряжения, повышение внимания студентов.

5.Самостоятельная работа

1.Формирование новых знаний, умений, навыков по теме

1.1 Заполнить таблицу.

1.2 Решение ситуационных задач (малыми группами и индивидуально).

1.3 Демонстрация характерных черт характера различных типов личности медсестёр по В. Харди

(Элементы ролевых игр).

1.4 Проводиться разбор мотиваций действий студентов во время самостоятельной работы и анализ выполненной работы.

Используя перечень контрольных вопросов и учебно-методические пособия, клятвы Ф. Найтингейл, этический кодекс медсестры России, Кодекс      Международ-ного Совета сестер.

Самостоятель-ная работа проводится с целью закрепления навыков и умений.

Методом обсуждения, с целью активизации внимания.

Индивидуальный контроль

6. Контроль уровня знаний студентов по теме данного занятия.

1.Студентам предлагается написать терминологический диктант.

2.Тестовые задания.

Студенты получают тестовые задания и выполняют их. На решение 1 задания даётся 1 минута.

Задания выполняются письменно.

1.Письменно ответьте на предложенные задания.

2.Проверте правильность ваших ответов по эталонам.

Критерий оценки:

90% - 100% - 5 (отл.)

80%-89% - 4 (хор.)

70% -79% - 3 (удовл.)

Менее 69% - 2 (неуд.)

1.Письменно ответьте на предложенные задания, обдумав ответ 1 минуту.

2.Проверте правильность ваших ответов по эталонам.

Критерий оценки:

90% - 100% - 5 (отл.)

80%-89% - 4 (хор.)

70% -79% - 3 (удовл.)

Менее 69% - 2 (неуд.)

Тест – эталонный контроль

7. Рефлексия - подведение итогов занятия, оценка работы студентов

1.Осмысливают замечания, допущенные ошибки.

2.Оценивают свою работу и работы товарищей.

 Преподаватель сообщает оценки итогового уровня знаний.

Индивидуальный контроль.

8.Домашнее задание

1.Записывают домашнее задание в тетрадь.

2.Выясняют непонятные моменты.

3.Убирают рабочие места.

4.Дежурные делают влажную уборку.

Преподаватель сообщает домашнее задание.

Перечень вопросов для контроля исходного уровня знаний.

1.Определение философия сестринского дела.

2.Перечислить основные понятия философия сестринского дела

3. Определение понятия «Сестринское дело»

4. Определение понятия «пациент»

5 Определение понятия «человек»

6. Определение понятия «здоровье»

7. Определение понятия «Окружающая среда»

8 Определение понятия «сестра»

9. Этические обязанности мед. сестры

10. Этические ценности мед. сестры

11. Этические добродетели мед. сестры

12. Где? В каком году была принята философия сестринского дела в России?

13. В каком году были принят этический кодекс мед. сестры в России?

Глоссарий терминов.

1. Этика (ethos) - обычай, нрав. правила; наука о морали, совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенном промежутке времени. ( введено Аристотелем)

2. Медицинская этика – наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала.

3. Деонтология (гр. deontos – должное,  logos – учение)- наука о должном профессиональном поведении человека. ( введено И. Бентамом)

4. Биоэтика (bios – жизнь)  – наука о законах, принципах правилах регулировании профессионального поведения мед. работника, в условиях использования новых мед. технологий; изучение этических аспектов проблемных ситуаций в современной медицине.

5. Фобия - страх, боязнь чего-либо.

6. Канцерофобия – боязнь заболевания раком.

7. Кардиофобия – боязнь заболевания сердца.

8. Сороригения – патологическое состояние, возникающее у пациента при взаимодействии с мед. сестрой

9. Эгогения – патологическое состояние при воздействии пациента на самого себя. 

10. Эгротогения – патологическое состояние при воздействии пациентов друг на друга.

11. Ятрогения – патологическое состояние, возникающее у пациента при взаимодействии с врачом.

Сестринская Деонтология

Термин «деонтология» был введен в обиход в начале  XIX в. английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека.

 «Деонтология - раздел этической теории, в котором рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности          формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бентамом, который употребил его для обозначения учения о морали в целом».

«Деонтология - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности в целом».

В то же время в статье об И. Бентаме слово «деонтология» не встречается. В английском языке понятие деонтологии как «теории и учения о моральном долге» появилось в 1826 году.

Хотя «для медицинской общественности так и осталось неясным, медицинская этика и деонтология - это одно и то же или разное, но взаимосвязанное», мы будем понимать под медицинской деонтологией   (гр. Deon-долг) учение о принципах поведения медицинского персонала в ситуациях, возникающих как в процессе его профессиональной деятельности, так и вне ЛПУ.

Любая специальность характеризуется существованием своих определенных норм, правил поведения. Тогда почему чаще всего деонтология употребляется применительно к медицине?

Выделение специального раздела этики - деонтологии  для медицинского работника - связано, с нашей точки зрения, с двумя причинами:

  1. Медицинский работник находится в особой ситуации общения: в общении с больными и ослабленными людьми.
  2. Характер поведения медицинского работника может оказывать влияние на течение болезни и состояние больного и тем самым поведение медицинского работника примыкает к таким чисто профессиональным факторам, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры

Предметом изучения деонтологии являются следующие вопросы:

  • взаимоотношения медицинского работника и пациент, медицинского работника и родственников пациента, медицинских работников между собой; исключения неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;
  • устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Основные принципы, на которых базируется деонтология медсестры, изложены в следующих канонах:

  • Клятва Флоренс Найтингейл.
  • Этический кодекс Международного совета медицинских сестер.
  • Этический кодекс медицинской сестры России.

        Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого и т.д. все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

        Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по – сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

        Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

        Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

  1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
  2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

  • Скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
  • Справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: «Никому не вредить и приносить пользу обществу».
  • Честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.
  • Доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

        Что же такое внешняя культура медицинского работника?

  1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимание к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверие у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

  1. Культура речи является второй составной частью внешней культуры.

Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

        

        Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

        Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

  1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
  2. Сострадание.
  3. Доброжелательность.
  4. Бескорыстие.
  5. Трудолюбие.
  6. Учтивость и др.

        При составлении этого кодекса были учтены основные международные документы, относящиеся к работе медицинских сестер.

        

        Его составляющие содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры профессиональной сестринской деятельности.

Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры

Отношения «медсестра – пациент»:

  • Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимы как фамильярность и панибратство, так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству;
  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного;
  • Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения «медсестра – родственники (и близкие) пациента:

  • Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;
  • Лицам, ухаживающим за тяжелобольными, разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;
  • Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе  заболевания, а должна направить к лечащему врачу);
  • Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения «медсестра – врач»:

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;
  • Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;
  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;
  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения «медсестра – медсестра»:

  • Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;
  • Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;
  • Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;
  • В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения «медсестра – младший медперсонал»:

  • Соблюдать взаимоуважение;
  • Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;
  • Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;
  • Недопустимо делать замечание в присутствии больных и посетителей.

Типы личности медсестры (по В. Харди)

  1. Практический или медсестринский рутинер, отличается точностью, строгостью, все свои обязанности выполняет автоматически, проявляя ловкость и умение, но не переживает вместе с пациентом и не сочувствует им, т.е. не видит самого пациента. Например, медсестра может разбудить пациента, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.
  2. Артистический – медсестра, играющая заученную роль, т.е. медсестра пытается оказать впечатление на пациента. Например, следуя идеалу человечности, медсестра играет роль благодетельницы, её поведение искусственное, показное.
  3. Нервный или тип нервной медсестры – медсестра склонна к невротическим реакциям. Может быть грубой, раздраженной, вспыльчивой. Часто пациенты видят хмурую с обидой на лице медсестру. Иногда такие сестры отказываются от выполнения манипуляций, боясь заразиться какой-либо инфекцией.
  4. Мужской – медсестра крупного телосложения, решительная, энергичная, самоуверенная, может быть хорошим организатором, воспитателем молодых сестер, но если её деятельность складывается неблагоприятно, то она становится агрессивной и деспотичной. Пациенты иногда называют таких глинодерами.
  5. Материнский или милая сестричка – часто эти медсестры миниатюрного телосложения, маленькие, они заботливы, внимательны к пациентам. Работа для таких медсестер – неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для них – жизненное призвание.
  6. Сестры – специалистки – это медсестры, занимающиеся и интересующиеся какой – либо узкой специальностью, например, процедурные сестры, сестры ЭКГ. Иногда такие сестры с превосходством относятся к палатным сестрам.

Биоэтика. Принципы и биоэтические правила.

        Начавшаяся в 60-е годы научно – техническая революция позволила медицине сделать стремительный рывок в своем развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, новы диагностические и лечебные приборы и установки, появилась возможность пересаживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, страдающих бесплодием, лечить генетические болезни и реанимировать умерших. Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с чем для неё было предложено новое название – «биоэтика» (этика живого). Этот термин предложила в 1971 году В. Поттер.

        Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, она поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым заболеваниям он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть принцип «не навреди». Анализ литературы, в особенности последних сборников по биоэтике, позволяет выделить следующие основные этические принципы и правила медицинской деятельности.

Принцип «не навреди»  является старейшим в медицинской этике (ст. 5 Этического Кодекса медицинской сестры России). Что понимается под вредом применительно к деятельности медицинских работников? Профессор Б.Г. Юдин различает такие формы «вреда»:

  • Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;
  • Вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действами;
  • Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Принцип «делай добро» - это норма, которая требует некоторых позитивных действий. Это «благодеяние», «милосердие», «благотворительность».

Принцип уважения автономии пациента. Опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств и имеет право на невмешательство в её планы и поступки. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если тот, кто его осуществляет, действует:

  1. Преднамеренно, то есть в соответствии с некоторым собственным замыслом, планом;
  2. С пониманием того, что именно он делает;
  3. Без таких внешних влияний, которые определяли бы ход и результат действия.

Принцип предполагает не только признание, но и уважение автономии пациента, т.е. именно выбор пациента определяет дальнейшие действия медицинского работника.

Принцип «справедливости» - это означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен.

        Дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогих лекарств, использовании сложных медицинских технологий. В условиях дефицита она становится обыденным явлением и наносит моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию.

Правило правдивости определяется ст.6 Этического  Кодекса медицинской сестры России: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной». И в то же время  она имеет «моральное право  передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом».

    Правдивость является необходимым условием нормального общения. Но всегда ли нужна правдивость? Обязан ли пациент так же быть правдивым? Со всеми медицинскими работниками или только с лечащим врачом? Обязан ли пациент быть правдивым со студентами-практиками? Возможно ли знать правду? Эти и другие проблемы возникают в связи с применением правила правдивости в современной медицине.

    Правило конфиденциальности  (ст.8 Этического Кодекса медицинской сестры России). Необходимо помнить, что под третьими лицами подразумеваются даже ближайшие родственники (в нашей стране это касается информации обо всех пациентах старше 15 лет).

   Следует заметить, что существует ряд ситуаций, в которых применение этого правила проблематично. Часто это возникает тогда, когда информацию о данном пациенте касается жизненно важных интересов третьих лиц. Должен ли медработник предупредить этих людей, например, о грозящей опасности или же ему надлежит соблюдать правило?

   Стал классическим случай, имеющий место в США в 1969 году, и называемый «казус Татьяны Тарасовой». Психотерапевт, узнав о навязчивой идее пациента убить девушку-Татьяну Тарасову, которая не отвечала ему взаимностью, не сообщил об этой угрозе ни ей, ни ее родственникам, а лишь постарался переубедить своего клиента. Пациент на словах согласился с мнением врача, но через какое-то время убил Татьяну. В специальном заключении суд обязал врачей предупреждать третьих лиц об опасности, о которой им стало известно в процессе работы с пациентом. Это решение вызвало серьезные возражения среди видных представителей медицинской профессии, поскольку без полного доверия к врачу со стороны пациента медицинская практика невозможна.

   Правило информированного согласия (Этический Кодекс медицинской сестры России ст.6). Этот принцип означает, что врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальное положение. Затем пациент свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее приемлемый и лучший. Может случиться, что его решение  не станет наилучшим с точки зрения  медицины. Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться только по решению суда.

   Право пациента на отказ от лечения в некоторых случаях может порождать острейшие морально-этические коллизии. Например, пациента с внематочной беременностью оперирована. В послеоперационном периоде в крови – очень низкое содержание гемоглобина. Рекомендовано переливание крови, от которого больная категорически отказалась, ссылаясь на принадлежность к секте Свидетелей Иеговы. Лечащий врач принял решение произвести переливание крови под внутривенным наркозом. Однако до окончания переливания крови больная проснулась, и в итоге у нее развилась тяжелая депрессия. Если бы речь шла о ребенке, родители которого в силу своих религиозных убеждений отказывались от медицинской помощи, необходимые для спасения его жизни, то в таком случае «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст33) предписывают медицинским работникам обратиться в суд для защиты права на жизнь ребенка. Что же касается пациентки, то врач должен был письменно оформить отказ больной от переливания крови и настойчиво искать любые другие альтернативные методы лечения и… может быть, потерять больную.

   А как быть с информированием тяжело больных, и прежде всего онкологических? Ст. 31 «Основ…» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся о состоянии своего здоровья…». Правда, ниже говориться, что информация не должна предоставляться против воли больного. Значит, пациент не хочет знать правды о диагнозе и (или) прогнозе, медицинский работник имеет право придерживаться правила «святой лжи». А если пациент хочет знать правду? Закон по этому поводу гласит, что информация должна в деликатной форме пациенту и его близким. Дополненная в 1995 году «Лиссабонская декларация о правах пациента» гласит, что в исключительных случаях информация может скрываться от пациента, когда есть основания гласить, что эта информация может причинить серьезный ущерб жизни или здоровью пациента.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Учебник С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» часть 1 и 2, Москва, 1996 г.
  2. Учебник С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету: Основы сестринского дела.
  3. Материалы 1 Всероссийской научно – практической конференции по теории сестринского дела, Голицыно, 1993г.
  4. Кодекс Международного Совета мед. сестёр
  5. Документ «Философия сестринского дела в России».
  6. Ефремов С.В. «Философия сестринского дела», Курск 1996 г.
  7. Учебно – методическое пособие по Основам сестринского дела», том 1, Смоленск, 1999 г.
  8. Т.П. Обуховец, Т.А Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского ухода»,  м: «Медицина», 2000 г.
  9. Петровский Б.В. «Деонтология в медицине», м: «Медицина», 2000 г.
  1.  Учебник «Основы сестринского дела» Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоцветова;  Ростов на Дону, феникс , 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...