ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО: ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ АСПК НА БАЗЕ МБОУ Г. АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ №1»
статья на тему

Павлова Любовь Викторовна

Статья по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_kanaeva.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Канаева  Т. Н.

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Муштакова  Н.А., к.п.н.

Павлова  Л.В.

МБОУ «Гимназия №1»

г. Астрахань

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО:  ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ АСПК НА БАЗЕ  МБОУ Г. АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ №1»

Современный этап развития системы образования характеризуется ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на смену образовательной парадигмы конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Подготовка специалиста, способного работать в современном образовательном пространстве и востребованного рынком труда, - ключевая задача системы среднего профессионального образования. Наличие профессиональных модулей в ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах [2] позволяет объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. [1] Всё это оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует повышению качество профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. 

В этом учебном году сделан первый выпуск специалистов по ФГОС СПО, что позволяет подвести некоторые итоги.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности, в состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов [2]. Разработка программно-методического обеспечения в рамках реализации стандарта связана с рядом трудностей: отсутствием примерных программ и четких требований по их разработке, невозможностью конструктивного диалога между образовательными организациями. Конечно, знаниевая парадигма и практический опыт определены стандартом, однако содержание может быть различным, Это зависит от уровня методической подготовки преподавателя и уровня готовности студентов к овладению программным материалом.

Обучающийся в ходе освоения ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования [2] должен иметь практический опыт анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы; проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учётом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; составления педагогической характеристики обучающегося; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации. Теоретические занятия сочетаются с практическими, на которых студенты знакомятся с разнообразными видами документального сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных организаций – баз практики. Практические занятия в рамках МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах включали экспертный анализ структуры ФГОС НОО, примерных программ НОО, структурно-содержательный анализ пакета программно-методических материалов начального общего образования в рамках УМК, реализуемого образовательными организациями – базами практической подготовки специалистов, проведение диагностических занятий по готовности младших школьников к учебной деятельности, разработку фрагментов уроков по рабочему заданию, составление технологической карты урока с учетом рабочей программы образовательной организации и др. В подготовке и проведении таких практических занятий важная роль отводится учителям-практикам, которые имеют опыт работы и индивидуальное видение в построении учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделялось организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. На сайте колледжа еще до начала изучения МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах были размещены методические рекомендации, содержащие не только перечень работ и необходимые источники информации, но примерные варианты выполнения работ. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов направлена на выработку умений составить аннотированный указатель литературы по теме, изучить отечественный и зарубежный опыт организации дошкольного образования, работу с одаренными детьми, использование дидактических материалов М. Монтессори, подготовку презентацию исследований «История моей школы» (путешествие по педагогической карте города и области). Психологи образовательных организаций города и области помогали студентам отбирать необходимый валидный диагностический материал по изучению психических познавательных процессов младших школьников и др. Все это помогло формированию специальных психолого-педагогических умений специалистов, их готовности к работе в образовательных организациях города и области.

Перед началом практики пробных уроков традиционными стали семинары-практикумы, на которых студенты знакомятся с обучающимися начальных классов, с профессиональным почерком учителей образовательных организаций. Только в текущем учебном году студенты приняли активное участие в шести семинарах-практикумах на базе городских и сельских образовательных организаций области, среди которых семинар-практикум «Обеспечение современного качества начального и основного общего образования: внедрение системы критериального формирующего оценивания как одно из требований ФГОС ОО» на базе МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1».

Активное участие студентов в работе семинаров-практикумов требует особой теоретической и практической подготовки, которая организуется не только при изучении междисциплинарных курсов в рамках модуля, но и в процессе работы в научном студенческом обществе «Эврика». Педагогическая секция «Эврики» организует исследовательскую деятельность студентов уже более двадцати лет. Ежегодно на базе «Эврики» проводится конкурс исследовательских работ «Живая, как сама жизнь, педагогика…». Студенты выбирают рабочее задание с учетом уровня готовности и интересов к педагогической науке и разрабатывают исследование под руководством методиста. В текущем учебном году на подведении итогов конкурса атмосферу праздника поддержали выпускники «Эврики» прошлых лет: Байбатырова Наиля, к. ф. н., доцент кафедры теории и истории журналистики АГУ; Белицкая Марина, зам. директора по УВР МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №12»; Богданова Юлия, учитель английского языка МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №40»; Борисова Елена, к.п.н., доцент кафедры психологии развития, акмеологии АГУ; Иванова Ирина, зав. отделом опеки и попечительства Ленинского района г. Астрахани; Потемкина Елена, обладатель гранта Президента РФ «Лучшие учителя России», учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №29»; Ратьева Елена, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8»; Сафронова Ольга, к.п.н., зам. начальника отдела общего образования управления по образованию и науке администрации муниципального образования « г. Астрахань»; Сычева Елена, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8». Все присутствующие поделились своими впечатлениями о представленных исследованиях и выразили уверенность в том, что новые поколения «эвриканцев» преумножат традиции и пополнят армию исследователей. Профессиональное становление будущего специалиста более эффективно средствами исследовательской деятельности, если целью профессиональной подготовки будущего специалиста выступает становление личности, способной к самореализации и саморазвитию своих творческих возможностей; осуществляется целостная система исследовательской деятельности студентов; реализуется модель поэтапного профессионального становления будущего специалиста через исследовательскую деятельность, основанную на потребности в самовыражении и самореализации личности студента.

Изучение МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах завершилось экзаменом, который предусматривал глубокое и полное раскрытие теоретических основ обучения в начальной школе, умение студентов свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоение основной литературы и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной программой МДК, усвоение взаимосвязи основных понятий МДК в их значении для приобретаемой специальности, проявление творческих способностей в понимании, изложении и использовании программного материала.

Комплект оценочных средств включал один теоретический вопрос и несколько практических заданий. Например:

  • заполните странички школьного журнала, используя календарно-тематическое планирование. Покажите, как оформляются записи контрольных работ, экскурсий;
  • используя технологическую карту урока, определите, на каких этапах уроках необходима, на Ваш взгляд, рефлексия;
  • используя технологическую карту урока, определите и сформулируйте, на каких этапах уроках возможно, на Ваш взгляд, формирование регулятивных учебных действий; формирование коммуникативных учебных действий; формирование личностных учебных действий; формирование познавательных учебных действий;
  • используя технологическую карту урока и известный Вам алгоритм построения технологической карты, опишите блок целеполагания, блок инструментальный и блок организационно-деятельностный (этап, цели, реализация через деятельность учащихся).

Оценочные средства позволили определить уровень практического опыта студентов в конструировании содержания урока на этапе непосредственной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС; результативность отбора различных средств, методов и форм организации учебной деятельности на уроках с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; результативность отбора технических средств обучения в образовательном процессе; правильность корректировки и совершенствования педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС НОО и др.

Важную роль в профессиональной подготовке  учителя к реализации требований Стандарта второго поколения играет не только  современная организация профессионального образования, но и  правильно организованная педагогическая практика на базе образовательных организаций. 

Сегодня современной российской школе нужны педагоги, обладающие креативным мышлением и инновационным подходом к своей деятельности, аналитическими и коммуникативными способностями, нацеленностью на деятельностную составляющую образования и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, способные к реализации требований Стандартов второго поколения. Но не все студенты  на выходе из педагогического колледжа в достаточной степени владеют реальным продуктом педагогической деятельности, соответствующим Стандартам второго поколения и  запросу будущих работодателей. Причина этого - недостаток  необходимых условий, не позволяющий в процессе обучения в педколледже системно развивать деятельностные способности студентов.

На наш взгляд, выход из данной проблемы лежит в организации педагогической практики студентов на базе образовательных организаций, в процессе которой у них и появляется возможность наиболее эффективно сформировать необходимые для работы и жизни  способности.

Решить эти цели подготовки современных студентов педколледжа  к работе в новых условиях реализации ФГОС НОО и помогает организация педагогической практики в рамках инновационной работы по освоению технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон на базе Гимназии №1 (директор Н.А. Муштакова, к.п.н.). Гимназия  включена в состав соисполнителей инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)» федеральной инновационной площадки НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»  под научным руководством д.п.н., профессора Л.Г.Петерсон.

Педагогическая практика студентов носит непрерывный характер, обеспечивая тем самым базовое становление профессиональных навыков у будущих учителей начальной общеобразовательной школы. В процессе непосредственного общения с детьми студент решает конкретные педагогические задачи: развивает навыки анализа и самоанализа, вырабатывает способность к педагогической рефлексии.

Одним из видов профессиональной практики студентов является практика «Пробные уроки и занятия по внеурочной деятельности», которая  помогает развивать у студентов умение самостоятельно планировать свою деятельность и работать уже без подсказки руководителя. Одним из условий ее проведения была выбрана реализация принципов технологии деятельностного метода (далее ТДМ) в образовательном процессе.  В итоге все консультации студентов, проводимые учителями начальной школы в процессе их педагогической  практики,  носят  деятельностный характер и соответствуют структуре ТДМ, предложенной Л.Г.Петерсон [3, с.339-240]:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
  3. Постановка проблемы.
  4. Индивидуальная проектная деятельность.
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  6. Включение в систему знаний.
  7. Рефлексия деятельности.

Практика показывает, что происходит позитивное влияние на изменение содержания и качества разрабатываемых курсовых и выпускных квалификационных работ в соответствии с требованиями Стандарта.

Совместными усилиями образовательных организаций общего и профессионального образования создается система подготовки педагогических кадров, способных работать в соответствии с требованиями Стандарта.

В связи с этим появились новые задачи педагогической практики:

  • создание условий в гимназии для освоения студентами ТДМ;
  • организация и проведение семинаров с приглашением специалистов Института системно-деятельностной педагогики (г. Москва) по ознакомлению с ТДМ  Л.Г.Петерсон;
  • апробация и использование схем анализа пробных уроков по ТДМ;
  • участие студентов в проведении семинаров на базе гимназии и других ОО;
  • актуализация профессионально значимых знаний и умений, накопленных студентами и востребованных для решения принципиально новых задач.

Необходимо отметить, что проведенная рефлексия затруднений, с которыми сталкиваются будущие учителя, выявила позитивное отношение студентов  к использованию ТДМ. Студентам нравится, что дети не получают готовых знаний, а сами «открывают» их в процессе обучения и  развития, им интересно создавать новые задания деятельностного типа, что вызывает интерес у детей и повышает их мотивацию.

Таким образом, реализуя ТДМ при подготовке и проведении  пробных уроков и занятий, будущие педагоги в ходе педагогической практики приобретают необходимые для работы профессиональные навыки. Данный подход к подготовке студентов позволяет увидеть специалистов, которые требуются сегодня современной школе.

Список литературы

  1. Воробьева О.В. Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде/ Воробьева О.В. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-413633.html
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 05.11.2009 г. № 535 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 — «Преподавание в начальных классах». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96809/.
  3. Семенихина О.В, Шелагина И.Ю. Реализация технологии деятельностного метода «Школа 2000…» при проведении педагогической практики/ О.В.Семенихина, И.Ю. Шелагина.-М:УМЦ «Школа 2000…», 2006.272 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов

Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образова...

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...