Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов
статья на тему

Голубева Наталья Григорьевна

Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов

Н.Г. Голубева,  преподаватель высшей квалификационной категории

ГПОАУ АО «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»

(г. Благовещенск)  

В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров осуществляется с учетом коренных изменений в образовательной парадигме. Учебный процесс в учреждениях среднего профессионального образования  рассматривается через приобретаемые выпускниками компетенции. [5]. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Фундаментом для закладки основных педагогических умений и навыков служит, прежде всего, педагогическая практика, основное назначение которой – учить студентов решать творческие методические задачи, имеющие практическое значение для предстоящей педагогической деятельности. Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы по специальности. [4].  

Студенты Амурского педагогического колледжа, обучающиеся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», проходят практику в базовых образовательных учреждениях города  в разных классах. Это позволяет   расширить и закрепить систему психолого-педагогических знаний,  сформировать необходимые профессиональные умения и навыки организовывать обучение и воспитание с использованием педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Основой педагогической практики является подготовка и проведение уроков, их анализ и самоанализ, обеспечивающие готовность студентов к самостоятельной творческой деятельности. В связи с этим, одной из основных задач междисциплинарного курса «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. Технология. Изобразительное искусство», как и любого другого методического курса, ставится задача целенаправленной подготовки студентов к самостоятельному конструированию уроков, их анализу и оценке. На теоретических и лабораторных занятиях в учебных аудиториях, изучаются вопросы методики преподавания «Технология», «Изобразительное искусство» в начальной школе и формируются умения студентов ориентироваться в проблемах этих предметов. Использую  игровые технологии (сюжетно-ролевые,  деловые  игры), например,   «Мой первый урок», где студенты проигрывают различные фрагменты урока и стили общения. Будущие педагоги, научившись моделировать в игре ситуации на уроке, без труда смогут применять такие формы работы в школьной аудитории. При этом активность студента строится на основе свободы, а роль преподавателя–руководство самостоятельной работой обучающихся. [5].

Создание поисковой ситуации, творческого процесса обучения на теоретических занятиях способствует формированию и совершенствованию профессионального мастерства учителя. С этой целью включаю в занятия поисковые задания. Поисковое задание – это такой вид заданий, в процессе выполнения которых обучающиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями или способами их добывания. Исходя из содержания основных проблем методики обучения технологии и изобразительного искусства,  разработали следующие виды  поисковых заданий: выявление особенностей школьных программ и учебников; анализ видов технологий и материалов; выявления особенностей  методического аппарата методических пособий; определение метода обучения и методического приема; определение различных видов планирования учебного материала по технологии и ИЗО; выяснение типа урока и особенности его построения; определение видов ошибок в предметно-практической деятельности обучающихся, причин их появления; работа по их исправлению; выяснение особенностей дидактического материала, определение возможностей его использованиям при изучении определенных тем; определение особенностей домашних заданий; выяснение роли самостоятельных и поисковых заданий. Проблемные ситуации, используемые на занятиях,  позволяют обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности студентов, помогают развивать самостоятельное  мышление, учат применять знания на практике.

При подготовке к пробным урокам технологии и изобразительного искусства,  определив тему урока с учителем начальных классов, студенты вначале самостоятельно подбирают  материал: работая  с программами, используя  методические рекомендации и сетевые образовательные ресурсы, готовят презентации, наглядный и раздаточный  материал.  Этот вид деятельности  формирует  способности к творческому осмыслению материала, к обобщению опыта по интересующему вопросу и осуществлению переноса полученной информации в практическую деятельность, к собственной самообразовательной и профессиональной деятельности.

Затем,  на консультации  по разработке конспектов и дидактического материала  к пробным урокам,  я учу умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость. Особенностью проведения уроков технологии и изобразительного искусства является то, что студент должен уметь грамотно, последовательно, доступно  для обучающихся начальных классов  провести объяснение и показ педагогического рисунка на доске или некоторых приемов обработки материалов, использование инструмента, то есть, сочетать и объяснение и показ. Это является большой трудностью для многих студентов, они чувствуют себя скованно, неуверенно. Поэтому на консультации, получая допуск к уроку, студенты включаются в тренировочную деятельность:  прорабатывая  эти моменты в аудитории у доски. Это умение помогает увидеть проблему, творчески осмыслить материал и перенести его в собственную практическую деятельность. [2].  

Работая со  студентом,  отдаю предпочтение развивающему типу консультации,  который предполагает активизацию процесса их профессионального саморазвития, строится на взаимном доверии, понимании, диалогическом общении, сотрудничестве.  Стараюсь заметить и не пропустить каждый его положительный результат, закрепить его и идти дальше,  ориентирую на успех – «каждый студент имеет право быть умным»,

мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам.  В процессе педагогической практики  проводим наблюдение за работой студентов в реальной педагогической деятельности и коллективный анализ уровня профессиональной компетентности выпускника. [1].  

Таким образом, мы осуществляем полноценную, на наш взгляд, продуктивную учебную деятельность, которая помогает студентам получить качественное профессиональное образование, внедрять приобретенные знания в педагогическую практику, способствует становлению профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики [Текст] / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.

2.  Пикатова, Н.Б. Содержание подготовки студентов педагогического колледжа к применению педагогических технологий в начальной

школе / Н.Б. Пикатова // «Формирование научной картины мира человека XXI века» : Мат.междунар. научно_практ. конф., 3–6 августа

2006 г. – Горно_Алтайск : ПАНИ, 2006. – С. 112–113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Самопрезентация для будущего учителя начальных классов.

Профессию не выбирала я.«Быть учителем!» - душа мне подсказала.Видно, быть с детьми - судьба моя!...

РАБОТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается основные направления использования социальных сетей работников образования при организации профессиональной деятельности воспитателя. Делается вывод о необходимости не только ...

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается вохможности применения такой формы работы как разработка дидактических мнтерактивных игр для детей дошкольного возраста при организации учебного процесса по дисциплине "И...

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...

Программа профессиональной пробы профессии "Учитель начальных классов"

Представлен сцинарный ход профессиональной пробы профессии "Учитель начальных классов" для проведения встреч со старшеклассниками школ города...

"Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в терапии»"

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в  терапии&r...