Программа по социальной защите обучающихся "Поддержка"
рабочая программа на тему

Программа создана и реализуется социальным педагогом. Используется для работы по основным направлениям деятельности с обучающимися техникума. Это дети, находящиеся в социально опасном положении и дети из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podderzhkamicrosoft_word_2.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»

 

Рассмотрена                                                              Утверждаю:            

Цикловой комиссией № 2                                        И.о. директора

протокол № ___                                                        ____________О.В.Лепашова

от «___» ___________20__г.

Председатель____________

 

ПРОГРАММА

по социальной защите обучающихся

«ПОДДЕРЖКА»

Возраст обучающихся 15-20 лет

Срок реализации программы 3 года

Харитонова Ирина Ивановна,

социальный педагог

Бутурлино

2013

                Пояснительная записка

Социальная и экономическая ситуация в стране накладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение. Сегодня все мы наблюдаем рост числа малообеспеченных и неблагополучных семей, ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях. Причин, определяющих такое состояние российской семьи, несколько - это отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги, алкоголизация населения.

Из    анализа    социального     паспорта      ГБОУ      СПО          «Бутурлинский

сельскохозяйственный техникум» видно, что каждый третий учащийся воспитывается в неполной семье, ежегодно на 3% идет увеличение учащихся из семей с неработающими родителями, из проблемных семей. Дети оказываются в сложных жизненных ситуациях, поэтому социально- педагогическая служба учебного заведения направлена на создание условий для социальной адаптации подрастающего поколения в современных условиях, на оказание помощи подростку в предотвращении негативного пути развития личности.

«Поддержка»        -        педагогическая      и      образовательная      деятельность,

ориентированная на помощь ребенку в различных случаях, связанных с трудными жизненными ситуациями, а также с содействием в самоопределении, самореализации, развитии индивидуальности.

Цель Программы:

  • социальная защита подростка, оказавшего в сложной жизненной ситуации и ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства;
  • развитие личности ребенка (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное);
  • оказание подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
  • защита подростка в его личностном пространстве;

-        установление связей и партнерских отношений между семьей и учебным
зяведением.

Задачи Программы:

-    своевременно выявлять проблемы,  возникающие в сфере ближайшего окружения подростка и устранять причины, порождающие их;

-    оказывать учащимся комплексную социально- психологическую помощь и поддержку;

            - осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека;

-         охрана и укрепление физического и психологического здоровья
подростков, нервной системы;

-           формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения;

  •   создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы;
  •   защищать права и организовывать помощь подросткам из социально незащищенных семей;

Реализация этих целей и задач предполагает дальнейшее функционирование тех направлений воспитательной работы техникума, которые показали свою успешность и эффективность в предыдущий период.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Декларация прав ребенка;
  • Устав техникума;

-        Областные   и   районные   целевые   программы   Нижегородской   области
(касающиеся данной программы).

Основными принципами функционирования профилактической программы являются:

-        дифференцированностъ: учет возрастных особенностей и специфики
работы с детьми «группы риска»;

-        аксиологичностъ: формирование у подростков мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении
к человеку, что является одним из основных барьеров на пути формирования
асоциальных форм поведения;

-        многоаспектность: сочетание различных направлений (социального,
психологического, образовательного) целевой профилактической работы;

  • последовательность;
  • преемственность.

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на 2013-2016 учебный год. Этап разработки программы: август - сентябрь 2013 г.

Этап реализации программы воспитательной работы предлагаемой концепции: 2013 - 2014, 2014 - 2015, 2015 - 2016 учебный год.

Участники программы

Программа реализуется на базе Бутурлинского сельскохозяйственного техникума. Участниками программы становятся учащиеся и студенты 1-4 курсов.

Воспитательную   и   образовательную  части  программы  осуществляют  педагоги
техникума, социальный педагог, педагог- психолог,
        классные руководители,

мастера   п/о,   библиотекарь,   педагог   -   организатор,   родительский   комитет, медицинская сестра, центр студенческого самоуправления «Лидер».

Ожидаемые результаты

Наличие у участников программы:

  • умений постановки и реализации своих жизненных целей;
  • внутренней установки на принятие себя и других;
  • желания заботиться о своем физическом и психологическом здоровье;
  • знаний психологии общения и конфликтологии.

Система организации контроля над исполнением программы:

-        секторы воспитательной системы представляют отчеты по итогам работы за
год социальному педагогу и заместителю директора по УВР;

  • итоговый   отчет   о   работе   студенческого   самоуправления   составляется совместно с педагогом-организатором и предоставляется зам. директора по УВР;
  • итоговый   отчет   и   анализ   годовой   работы   составляются   социальным педагогом и зам. директора по УВР и предоставляется директору техникума.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранова Л. Д.; Социальный педагог в школе (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с .
  2. Белоусова О.В.; Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 104 с.
  3. Головинова Г.Н.; Семья - забота общая. М.: УЦ «Перспектива»,2010.-136 с.
  4. Урбанович Л.Н.; Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Издательство «Глобус», 2009. - 256 с.

5.        Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: из опыта
работы педагогических работников образовательных учреждений
Нижегородской области / Мин-во образования Нижегор. обл.. Н. Новгород:
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009. - 220 с.

6.        Методика и технология работы социального педагога/ Департамент
образования Нижегор. обл., Нижегор. пед. Колледж.. Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 100 с.

7.        Начало всех начал: из опыта работы образовательных учреждений по
педагогической поддержке семейного воспитания / Деп. Образования
Нижегор. обл., Гос. Образоват. Учреждение доп. образования детей «Центр
эстетического воспитания детей Нижегородской области».- Вып.1.
Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 241 с.

  1. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник нормативно- правовых документов для специалистов по охране детства / Мин-во образ-я Нижегор. обл.; под ред. Е. Л. Родионовой. -Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 139 с.
  2. Фомичева И.Ю.; Социальный педагог в школе. Волгоград: Учитель, 2011. -254с.

Организационные формы и основные направления деятельности по реализации программы «Поддержка»

Ключевой компонент

Форма работы

Срок

Ответственный

1. Диагностическая работа

1 .Целенаправленная работа по

диагностике подростков, поступающих в техникум.

-Изучение документов, личных дел.

-        Беседы с родителями.

-        Работа с подростками.

Сентябрь -июнь

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, преподаватели

2. Изучение детей и составление их

индивидуальных

психолого-педагогических карт.

-Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения.

- Заполнение журнала по воспитательной работе. -Составление социального паспорта учебных групп, техникума.

Сентябрь-ноябрь

Классные

руководители,

социальный педагог,

педагог- психолог,

родители.

3. Наблюдение за адаптацией первокурсников

-Индивидуальные беседы с первокурсниками, и их родителями.

-Приобщение к творческим делам группы, техникума, запись в кружки, секции. -Составление социального паспорта группы.

Сентябрь-октябрь

Классные

руководители,

мастера п/о,

социальный педагог,

педагог-психолог,

педагоги д/о.

4.   Изучение

личности

каждого

учащегося,

выявление

причин

неадекватного

поведения и

поддержка

-Тестирование и анкетирование.

-        Классные часы.

-        Рейды в семьи.

-        Психологические   тренинги.

-        Индивидуальные беседы.

Сентябрь-июнь

Классные

руководители,

мастера п/о,

педагог-психолог,

социальный педагог

учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Основные направления работы с педагогами

1 .Учебно-просветительская работа классных руководителей, преподавателей, мастеров п/о

- Посещение ЦК, методических

советов.

-Повышение квалификации

педагогов по проблеме

профилактики асоциального

поведения учащихся

В течение

года

раз в месяц

на ЦК,

методические советы и педагогические советы раз в два месяца

Администрация

техникума,

руководители ЦК

2.Консультационная помощь классным руководителям, мастерам п\о

- Индивидуальные консультации

Еженедельно

Педагог-психолог,

социальный педагог,

администрация

3. Повышение воспитательной

значимости учебной деятельности.

-        Совместное посещение детей на
дому с целью изучения социально-
бытовых условий жизни и
установления причины отсутствия
в учебном заведении.

-        Связь по телефону с родителями.

Классные

руководители,

соц. педагог

3. Основные направления работы с учащимися и студентами

1 .Обеспечение прав учащихся и

-Контроль   посещаемости и успеваемости учащихся, нуждающихся в социальной

Сентябрь-июнь

Социальный педагог,

классные

руководители,

студентов.

поддержке.

-Правовая защита интересов обучающихся.

-Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций.

-Помощь, поддержка детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

-Оказании помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований.

-Посещение обучающихся на дому, разрешение социальных, материальных вопросов, защита прав детей.

- Обеспечение   льготными проездными билетами.

-Оказание помощи в оформлении необходимых документов.

 -Оказание материальной помощи.

-

педагог-организатор, администрация.

4.Профилактика правонарушений

1.Социально-педагогическая работа с личностью

-  Корректировка, учет учащихся по социальным группам.

-        Индивидуальные консультации,
беседы с обучающимися по
коррекции поведения.

-        Социальная диагностика
проблемных сфер.

-        Социально-психологические
тесты, социометрия.
-  Беседы по профилактике
наркомании, токсикомании,
алкоголизма, табакокурения.

-        Организация свободного и
учебного времени, развитие
интересов, вовлечение в кружки и
секции, занятость в каникулярное
время.

Сентябрь-июнь

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог

Врачи НРБ, инспектор ПДН

Классные

руководители,

руководители

кружков и секций

- Классные часы, конференции по

правовой культуре.

- Формирование банка методических разработок в «В помощь классному руководителю».

Библиотекарь

2.Социально -

-Диагностическая работа по

Сентябрь-

Соц. педагог,

педагогичес -

изучению социального статуса

июнь

педагог- психолог,

кая работа с

семьи.

классные

семьей

-  Составление характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки.

-        Социально- педагогическое
обследование семей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.

-        Выявление проблемных семей и
их посещение с целью
обследования жилищно-бытовых
условий.

-        Оказание педагогической помощи
в воспитании детей (консультации,

руководители.

предоставление своевременной и объективной информации о поведении и успеваемости детей).

- Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами.

- Информационно-просветительская работа с

Ежедневно

родителям.

- Родительские собрания,

индивидуальные беседы с

Последняя суббота

родителями.

каждого месяца

 

3.Правовое воспитание и профилактика правонарушений и преступлений

-Проведение заседаний Совета профилактики.

-        Организация и проведение
месячника по ЗОЖ.

-        Организация и проведение
месячника правовых знаний.

-        Контроль посещаемости и
успеваемости студентов и
учащихся «группы социального
риска»

-        Содействие в трудоустройстве
студентов и учащихся во
внеурочное время и летний период.

-        Сотрудничество с
общественными организациями
Бутурлинского района по работе с
«трудными» детьми.

-        Совместные рейды с
инспекторами КДН и ПДН в
проблемные семьи и общественные
места.

-        Участие в работе КДН.

Раз в два месяца Ноябрь

Февраль

Сентябрь-июнь

Сентябрь-июнь

Сентябрь-июнь

Раз в месяц

Соц. педагог,

педагог- психолог,

педагог-организатор,

классные

руководители

5.Охрана прав детства

1 .Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

-Выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

-        Организация питания.

-        Обеспечение проездными
билетами.

-        Контрольное обследование
социально-бытовых условий
детей, находящихся под опекой.

-        Наблюдение за учебой,
здоровьем, коррекция поведения.

-        Контроль над денежными
выплатами (стипендией,
компенсацией питания, средств на
обмундирование, на приобретение
канцтоваров, мыльных
принадлежностей)

  • Содействие в организации
    летнего отдыха студентов и
    учащихся.
  •  -Содействие в обеспечении медицинского обслуживания.
  • Содействие в оказании помощи при оформлении необходимых документов.

Сентябрь-июнь

Социальный педагог, педагог-психолог

        

- Содействие в обеспечении медицинского обслуживания.

- Содействие в оказании необходимых документов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"

Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....

Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей»

Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей" для обучающихся по профессии 39.01.01 Социальный р...

Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""

Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...