Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей»
учебно-методический материал

Гольцова Маргарита Алексеевна

Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей" для обучающихся по профессии 39.01.01 Социальный работник.

В рабочей тетради предлагаются вопросы на размышление, темы для дискуссий и обсуждений, контрольные вопросы для проверки знаний, ситуационные задачи, темы докладов и рефератов по основным разделам, рассматриваемым по данной дисциплине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_prakticheskih_zadaniy_po_op.07.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»

Учебно-методическое пособие

для выполнения практических работ

Дисциплина ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей»

для обучающихся по профессии39.01.01 Социальный работник

Автор:

Преподаватель вкк

Гольцова Маргарита Алексеевна

Барнаул 2020


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Происхождение семьи

Цель занятия:

  • закрепление полученных теоретических знаний;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы с нормами действующего законодательства РФ;
  • развитие логического и аналитического мышления студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Изучение исходной информации
  2. Выполнение задания:
  • определение понятий
  • ответ на поставленный вопрос
  1. Оформление и сдача работы.

Методические указания

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. Существует и социальная работа как особый вид деятельности.

Необходимо уметь дать характеристику понятий права семьи.При изучении темы следует обратить особое внимание на принципы и задачи института семьи. Обратить внимание на классификацию источников права семьи, особенно по их юридической силе.

При изучении темы следует обратить особое внимание на субъекты и объекты социальной работы. Необходимо знать, что субъектами социальной работы становятся работники социальных служб и социальные государственные и негосударственные учреждения и общественные организации.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся впосторонней помощи. К таким относятся: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные люди; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании; дети–сироты; беженцы; переселенцы и многие другие.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 1. На основе изученного учебного материала дайте определение понятий:

  1. Семья - …………………………………………………………………………
  2. Нуклеарная семья - …………………………………………………………….
  3. Социальная работа - ……………………………………………………………
  4. Социальный работник- ………………………………………………………...
  5. Субъект социальной работы – это …………………………………………….
  6. Объект социальной работы – это………………………………………………

Задание № 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленный вопрос

  1. Нуклеарная семья – это семья нескольких поколений?
  2. Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной?
  3. Эгалитарная семья предполагает разделение прав и обязанностей по конкретным вопросам?
  4. Между мужчиной и женщиной должно быть полное юридическое и социальное равенство?
  5. За воспитание детей несут ответственность прежде всего школа, а уже потом семья?
  6. Расширенная семья включает несколько поколений родственников?
  7. Причина бездетного брака – нежелание как мужа, так и жены иметь детей?
  8. Брачный контракт – это договор между супругами (с одной стороны) и государством (с другой)?
  9. Неполная семья – семья, где один ребенок?
  10. Как вы считаете, семья развивается эволюционно или революционно? Докажите.

Задание № 3. Изобразите схему

ИЗОБРАЗИТЕ СХЕМАТИЧНО

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СВОЕЙ СЕМЬИ

hello_html_m26246ac8.jpg

? ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Каков объект и предмет семьи?
  2. Какие научные дисциплины внесли наибольший вклад в изучение семьи?
  3. Какие разделы включает социальная работа с семьей и детьми?
  4. В чем сущность теории Платона о возникновении семьи?
  5. Что лежит в основе появления семьи согласно теории З. Фрейда?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Структура и функции семьи

Цель занятия:

  • закрепление полученных теоретических знаний;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы с нормами действующего законодательства РФ;
  • развитие логического и аналитического мышления студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Изучение исходной информации
  2. Выполнение задания:
  • дать определение понятий;
  • составить схемы;

работа с нормативно-правовыми актами

  1. Оформление и сдача работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы следует уяснить, что основными характеристиками семьи являются ее структура и функции.

Под структурой семьи понимают систему родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических внутрисемейных установок и системы власти и авторитета.

Необходимо знать, что в структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип семьи - нуклеарный или расширенный);

  • их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры);
  • характер взаимоотношений внутри семьи;
  • границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);
  • взаимоотношения между семьей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.);

- взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.

Необходимо знать функции: воспитательная функция, хозяйственная функция, эмоциональная, духовная, медицинская. Обратить внимание на значение функции.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 1. Дайте определения понятий

Структура семьи- …………………………………………………………………..

Функции семьи- ……………………………………………………………………

Нуклеарная семья- …………………………………………………………………

Задание № 2. Заполнить таблицу

Таблица «Основные функции семьи»

1.Воспитательная функция

2.Хозяйственно-бытовая

3.Эмоциональная функция

4.Функция духовного общения

5.Медицинская функция

6.Регенератиная функция

Задание № 3. Найдите в различных словарях (по философии, социологии, психологии и т.д.) определения семьи

1. По философии семья - …………………………………………………

2. По социологии семья - …………………………………………………

3. По психологии семья - ………………………………………………..

Задание № 4. Верно или неверно

  1. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с одиночеством, уходом в себя и апатией.
  2. Брак и семья — это одно и то же ?

3. Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье.

Задание № 5. Какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации

Вариант № 1

Ситуация № 1

Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.

Ситуация № 2

В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.

Вариант № 2

Ситуация № 1

Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми...

Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.

Ситуация № 2

Однако, далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют свои функции. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как личности и нередко погибающих.

? Вопросы для контроля знаний

  1. Что понимается под структурой семьи?
  2. Дайте понятие функции семьи?
  3. Какова характеристика основных функций семьи?
  4. Перечислите основные функции семьи
  5. Что означает воспитательная функция семьи?
  6. Что означает воспитательная функция семьи?
  7. Что означает воспитательная функция семьи?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ»

Цель занятия:

  1. Рассмотреть общую характеристику понятия семья. Закрепление знаний и умений навыков работы с законодательством.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами
  3. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Необходимо обратить внимание на жизненный цикл семьи – история жизни семьи, протяженность во времени, собственная динамика, жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Знать, что семья есть малая социальная группа «естественного» происхождения с целым рядом индивидуальных функций, имеющих свою историю, протяженность во времени, обладающая семейной динамикой, т.е. закономерной сменой различных этапов и состояний.

Семейная динамика, однако, представляет собой смену одних семейных событий другими. Под событиями понимаются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла жизни.

Знать, что стадии супружеской жизни – последовательное отражение смены супружества молодого, среднего возраста, зрелого возраста и супружества пожилого возраста. Обратить внимание на стадии

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

1. Какие законы, связанные с семьей и детством, вы знаете?

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО УТВЕРЖДЕНИЕ

  1. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
  2. Законом развития семейной системы является стремление к любви и близости.

ЗАДАНИЕ № 3

1. Расположите основные этапы жизненного цикла семьи в последовательном порядке их возникновения:

  1. рождение последнего ребенка
  2. вступление в брак
  3. «пустое гнездо»
  4. рождение первого ребенка
  5. прекращение существования семьи

2. Ответ на вопрос

Некоторые специалисты убеждены, что наличие жалоб клиентов - показатель неэффективности их обслуживания. Другие оспаривают саму постановку такого вопроса.

Какую позицию занимаете Вы в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения.

ЗАДАНИЕ № 4 СИТУАЦИИ

Проанализируйте ситуацию из семейной жизни. Каковы её причины?

СИТУАЦИЯ 1

Жизнь у нас сложилась неважно, не находим общего языка с мужем, не понимаем друг друга, хотя живем уже вместе 10-й год. Он по своему характеру относится к сангвиникам, я же считаю себя меланхоликом. Очевидно, у нас несовместимость характеров. Я много читаю, анализирую, сравниваю. Стараюсь найти общий язык, но ничего не получается.

Конечно, сказывается и образование: у него 8 классов, работает шофером. А я закончила техникум, работаю бухгалтером. У нас хороший сын-первоклассник. Вроде бы и не ссоримся, но тепла в доме нет. Живем как чужие люди.

 

СИТУАЦИЯ 2

Мягкий по характеру, спокойный мужчина женился на девушке деятельной, энергичной. Она, по ее словам, постоянно «тормошила» мужа, упрекала его в сонливости, пыталась увлечь новыми идеями, планами.

Постепенно в доме все чаще стали раздаваться взаимные упреки, происходили ссоры, так как жена считала, что это лучший способ бороться с медлительностью и спокойствием мужа, его домоседством.

 СИТУАЦИЯ 3

Молодой мужчина жалуется приятелю: поженились мы по любви, и характерами, вроде бы, подходим друг другу, и интересы у нас общие. А вот ссоримся постоянно. Мать у меня домовитая была, а жена — хозяйка плохая.

Три года живем вместе, а опыта не набирается — ни порядка в доме нет, ни приготовить ничего вкусного не может, все на скорую руку, ни ребенка занять, чтоб не капризничал...

 

ЗАДАНИЕ № 5

Прокомментируйте предложенные «семейные мудрости» (В.М. Целуйко «Психология современной семьи»).

Проиллюстрируйте данные высказывания, опираясь на примеры из художественной литературы.

1. Тем, кто ищет партнера, стоит вспомнить старую мудрость: чтобы хорошо выбрать, надо иметь, из чего выбирать. Практика показывает, что наиболее удачно складывается семейная жизнь у тех, кто в юности имел широкий круг общения: занимался в спортивных секциях, кружках самодеятельности, участвовал в туристических походах, хоровых капеллах. У таких людей возникает меньше иллюзий по поводу избранника.

№ 2. Уровень притязаний супругов зависит от того, какие потребности, материальные и духовные, сформировались у них в прошлом, и прежде всего – в родительской семье. Избежать возникновения семейной напряженности легче всего удается тем, кто не считает свои вкусы безупречными и единственно возможными, способен трезво воспринимать критику, уважать право других думать, считать и чувствовать по-своему.

№ 3. Многие психологи и психиатры справедливо считают, что образцы поведения, заданные в родительской семье, оказывают существенное влияние на характер отношений, которые пытаются строить мужчина и женщина в своей собственной семье.

Как правило, брак детей, выросших в счастливых семьях, удачен, ибо прекрасен образец. Дети из несчастливых семей стремятся строить отношения «от противного», т.е. диаметрально по-другому. Это очень важно понять, чтобы не упекать постоянно супруга в похожести на своих родителей. Как можно больше тепла – и огонь благодарности будет ярко освещать вашу семейную жизнь

№ 4. Многие супруги защищают традиции своих родителей и нетерпимо относятся к мнению родителей своего партнера по браку. Нужно понять, что перевоспитать взрослых практически невозможно. Самое лучшее решение проблемы просто: не критикуй и по возможности выражай симпатию по отношению к родственникам партнера. Помните, к вам в старости будут относиться так же, как и вы относитесь к своим отцам и матерям, к бабушкам и дедушкам.

5. Каждый человек имеет свой психологический «сценарий», то есть план взаимных отношений, и люди чаще всего бессознательно живут по этому сценарию. Но ведь жизнь меняется очень быстро, и нужно успевать вносить соответствующие изменения в «сценарий».

№ 6. Нужно прекратить традиционные споры о мужских и женских обязанностях в семье. Постарайтесь лучше узнать друг друга и помочь найти себя, развернуть, развить таящиеся задатки, способности, физические и духовные силы каждого члена семьи на радость близким и себе

№ 7. Постоянные инструкции типа: «Мой за собой посуду», «Убери одежду на место» (то есть «Делай, что я велю») – могут разрушительно действовать на брак. Если в доме не бывает никогда незапланированных и случайных изменений, то может родиться скука, и дом покажется тюрьмой, а один из супругов – тюремщиком.

№ 8. Каждому человеку необходимо сознание того, что его уважают за личные качества, а не за должность, славу и т.д. Нельзя говорить: «моя работа важнее твоей, я больше получаю и, следовательно, важнее тебя». Главное – верить друг другу, чтобы во время ссоры не сказать оскорбительных слов, то есть не сделать то, что не входило в ваши намерения. Простить обиды – это значит навсегда забыть ослучившимся событии, никогда о нем не вспоминать и тем более не говорить.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.Дайте характеристику семьи как социокультурной среды развития и воспитания личности.2. Каковы основные социальные функции семьи по отношению к детям? Каковы функции ребенка в семье?3. Назовите основные этапы жизненного цикла семьи, охарактеризуйте их.4. В чем заключаются проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критических периодов жизнедеятельности семьи?5. Назовите условия устойчивости брака, причины разводов.6. Дайте характеристику онтологии развода, типов развода (подлинный, шантажный, развод-давление, развод как аффективная реакция и др.).7. В чем заключаются социально-нравственные противоречия разводов? Негативные последствия разводов (для общества и семьи).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Цель занятия:

  1. Рассмотреть проблемы современной семьи. Закрепление знаний и умений навыков работы с законодательством.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами
  3. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Следует изучить понятие государственного социального пособия, цели выплаты, виды; категории граждан, имеющих право на них и порядок назначения и выплаты социальных пособий. Студент должен при рассмотрении вопросов этой темы изучить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

При изучении следует знать какие категории граждан не могут быть признаны по закону безработными. Необходимо изучить процедуру признания гражданина безработным и органы, принимающие решение об этом. Особенно внимательно необходимо изучить нормы, устанавливающие, какая работа считается подходящей и для каких групп населения.

Студенту важно изучить понятие, порядок назначения пособия по безработице; его размеры, расчёт; порядок назначения и выплаты пособия по безработице.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

Дайте определение понятий

  1. брак- …………………………………………………………………….
  2. структура семьи- ………………………………………………………
  3. функции семьи- ……………………………………………………….
  4. жизненный цикл семьи- ………………………………………………
  5. кризис- …………………………………………………………………

ЗАДАНИЕ № 2 СХЕМЫ

  1. Составить схему: «Структура современной семьи»;
  2. Составить схему: «Функции современной семьи»;
  3. Составить схему: «Типы семей»;

ЗАДАНИЕ № 3 СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»

Типичные нормытрадиционной семьиТипичные нормысовременной семьи

ЗАДАНИЕ № 4 ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА № 1

Родители развелись, когда ребенок был маленький. Отца он не помнит, но в последнее время, все чаще думает о нем и очень хочет увидеть его. Юноша не знает как ему устроить встречу с отцом

  1. Как можно помочь юноше в организации встречи с отцом?
  2. Нужно ли сюда подключать мать юноши?

ЗАДАЧА № 2

Мама запрещает ребенку общаться с отцом. Но и подросток и отец хотят общаться друг с другом. Как только она узнает о том, что они виделись, она устраивает истерику и выгоняет дочь из дома.

  1. Почему у мамы такая реакция?
  2. Как можно помочь этой девочке в решении ее проблемы?

ЗАДАЧА № 3

Девочка хорошо учиться в школе (в 5-ом классе) Тройка для нее – это целая трагедия, она плачет, обвиняет себя в глупости, бездарности. Родители замечают ее странную реакцию, но не знают чем можно ей помочь

  1. В чем проблема этой девочки?
  2. Что явилось предпосылкой к возникновению такой реакции?

ЗАДАЧА № 4

Отец очень суров по отношению к детям. Он часто кричит на них, наказывает, может поднять руку. Мать наоборот очень ласкова к ним и поведение мужа ее беспокоит. Она всегда защищает детей и старается смягчить реакцию мужа, но все бесполезно, муж считает, что полностью прав.

Как в дальнейшем могут сложиться отношения между супругами?

Как такое противоречивое воспитание отразиться на детях?

ЗАДАЧА № 5

Пришло время укладывать малыша спать. Мама кричит отцу: «Иди, укладывай Ванечку спать! А то я уже целую неделю его укладываю! Теперь пришла твоя очередь!»

Нужно ли ставить ребёнка в такую ситуацию? Почему? Чтобы ребёнок не попал в подобное положение, необходимо ли родителям заранее спокойно договориться о своих обязанностях?

ЗАДАНИЕ № 5 СХЕМА

Используя схему, расскажите об особенностях современной российской семьи

Схема Основные черты современной российской семьи

hello_html_65a15d43.png

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Перечислите виды семейных кризисов
  2. Что означает семейный кризис?
  3. Какова характеристика основных типов семей?
  4. Перечислите основные принципы системного кризиса в современной России
  5. Какова характеристика основных типов семьи?
  6. Какова структура и функции современной семьи?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА: «БРАЧНО - СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Цель занятия:

  1. Рассмотреть брачно-семейные отношения. Закрепление знаний и умений навыков работы с законодательством.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами
  3. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В настоящее время наиболее гармоничной моделью отношений между супругами считается союз, основанный на равноправии полов и идеалах партнерского взаимодействияЭтот тип брачно-семейных отношений получил название эгалитарного (равноправного); он строится на взаимном уважении членов семьи, признании права каждого из них на свободу выбора и самореализацию, а также предполагает равноценный вклад обоих супругов в воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи».

В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

Регистрация брака—акт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.

Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и условия заключения брака. Первое и самое главное условие—взаимное согласие лиц, вступающих в брак, второе—достижение брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон.

ЗАДАНИЕ № 1

Прочитайте определения семьи, предлагаемые различными исследователями брачно-семейных отношений. Предложите свое определение понятию «семья».

1. Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка). Семья – социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления, и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях (Ю. Г. Волков).


2. Семья
 – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. (Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой).

3. Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).

4. Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А. И. Антонов).

5.  Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

6. Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова).

7. Семья – духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве (С. Л. Рубинштейн).

    ИТАК , ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕМЬЯ - ЭТО

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «СЕМЬЯ» И «БРАК»? 

Предложите свое определение понятию «брак», исходя уже из существующих:

1. Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям (Философский энциклопедический словарь).

2. Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный, в принципе пожизненный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности (В. А. Рясенцев).

ИТАК , ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО БРАК – ЭТО

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3

И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (см. схему 1).

Схема 1

hello_html_m1aed0139.png

 

ЗАДАНИЕ № 4

ЗАКОНЧИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:    

  1. Семья является малой группой, объединяющей…………………

  1. Брак – это традиционное средство формирования……….. и……

  1. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями………………………………………………

  1. Основными признаками семьи являются… ……………………...

  1. Семья способствует не только формированию личности, но и..

  1. Изучение структуры семьи возможно через……………………...

  1. Семья – древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение………………………………………………………………….

  1. Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на……………………..

  1. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся……………………………………………………………………..

  1. Семейные ценности обусловлены…………………………………

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Охарактеризуйте известные вам типы семейных структур.
  2. Члены каких семей являются потенциальными клиентами социальной работы?
  3. Могут ли все указанные категории семей претендовать на социальную поддержку со стороны государства? Ответ мотивируйте.
  4. Что представляют собой ценности семьи и брака?
  5. Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога, социального работника?
  6. Назовите родовые ценности семьи.
  7. Какие наиболее острые проблемы испытывает семья?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА: «ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Цель занятия:

  1. Рассмотреть брачно-семейные отношения.Закрепление знаний и умений навыков работы с законодательством.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами
  3. Способствовать углублению правопонимания и правосознания у студентов.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В настоящее время наиболее гармоничной моделью отношений между супругами считается союз, основанный на равноправии полов и идеалах партнерского взаимодействия.

Этот тип брачно-семейных отношений получил название эгалитарного (равноправного); он строится на взаимном уважении членов семьи, признании права каждого из них на свободу выбора и самореализацию, а также предполагает равноценный вклад обоих супругов в воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

Регистрация брака—акт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

Подумайте:

  1. Идеальный тип брака, свойственный тому или иному строю, передается из поколения в поколение или нет?
  2. Какова взаимосвязь экономической формации общества и семьи?
  3. Почему у некоторых народов распространены полигамные связи?
  4. В чем специфика социологического подхода к изучению семьи?

ЗАДАНИЕ № 2

  1. Что вам известно об особенностях брачно-семейных отношений в различные исторические периоды в разных странах?
  2. Сохранились ли полигамные браки и левират в период раннего христианства?
  3. Какие из перечисленных взглядов на брак были распространены в период раннего средневековья?

ЗАДАНИЕ № 3

ЗАДАНИЕ № 1. Закончите следующие предложения:

1. Семья является малой группой, объединяющей………………………

……………………………………………………………………………..

2. Брак – это традиционное средство формирования… ………и ……………………………………………………………………………..

3. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями …………………………………………………….

4. Основными признаками семьи являются ……………………………

……………………………………………………………………………..

6. Семья способствует не только формированию личности, но и ……

………………………………………………………………………..........

7.Изучение структуры семьи возможно через …………………………

…………………………………………………………………………….


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7-8

ТЕМА: «СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Цель занятия:

  1. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях.
  2. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Проблемные ситуации, связанные с различиями членов семьи в потребностях, мотивах, интересах, принято называть семейными конфликтами.

Конфликтное поведение — это действия, направленные на достижение своих целей, одновременно исключающие возможность достижения другой стороной ее намерений. Можно выделить несколько стратегий поведения в одиночной конфликтной ситуации:

  • компромисс,
  • избегание,
  • приспособление,
  • сотрудничество,
  • соперничество.

Соперничество (конкуренция) представляет собой стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны.Приспособление, напротив, связано с принесением в жертву собственных интересов ради другого. Компромисс предполагает осуществление взаимных уступок, т.е. ни одна из стороны не оказывается достаточно удовлетворенной.Избегание характеризуется отсутствием как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей.Сотрудничество предполагает, что участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, достаточно полно удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В семейных конфликтах самыми нежелательными стратегиями поведения являются избегание и соперничество. Более конструктивны стратегии приспособления и компромисса, хотя при их постоянном использовании у одного или обоих партнеров может накапливаться психологическая неудовлетворенность. Оба эти способа поведения в конфликте не снимают проблемы, а часто только усугубляют ее. Только стратегия сотрудничества, реализуемая обоими супругами, может обеспечить оптимальный исход конфликта

ЗАДАНИЕ № 1

ЗАДАЧА № 1

Отец очень суров по отношению к детям. Он часто кричит на них, наказывает, может поднять руку. Мать наоборот очень ласкова к ним и поведение мужа ее беспокоит. Она всегда защищает детей и старается смягчить реакцию мужа, но все бесполезно, муж считает, что полностью прав.

Как в дальнейшем могут сложиться отношения между супругами?

Как такое противоречивое воспитание отразиться на детях?

ЗАДАЧА № 2

Фрагмент разговора двух женщин, общающихся в присутствии дочерей. Одна говорит: «Моя Танечка второй год занимается фигурным катанием. Тренер хвалит, утверждает, что будет чемпионкой». Другая отвечает: «А моя неуклюжая, как медведь. Я же говорила, что из неё не выйдет фигуристка. Только людей смешить!»

Оцените «щедрые оценки» мамы. Как это может повлиять на самооценку ребёнка? В чём будет проявляться?

ЗАДАЧА № 3

Сидя за столом в гостях, я заметила удивлённый взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово «аплодисменты», которое упомянул в разговоре её папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: «Ты не знаешь, что такое аплодисменты?» «Не-е». «А почему же не спросила?» На Аниных глазах выступают слёзы: «Мешать нельзя, а то папа побьёт».

Что можно сказать о взаимоотношениях папы с дочкой? К каким последствиям это может привести?

ЗАДАЧА № 4

Миша пришёл из детского сада расстроенный и подавленный. Оказывается, поссорился со своим лучшим другом Пашей: что-то мальчишки не поделили.

«Ничего, – успокаивает его мама, – ты завтра обязательно помирись с ним». «Не вздумай! – тут же говорит отец. Просто врежь ему посильней – и всё!»

Как же правильно поступить с Пашей? Как находить выход из подобных ситуаций и, вообще, что такое «хорошо», а что – «плохо»?

? Вопросы для контроля знаний

1. Что такое конфликтогены?

2. В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

4. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

5. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ»

Цель занятия:

  1. Рассмотреть типологию повторного брака, проблемы семейных отношений при повторном браке.
  2. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях.

Обеспечивающие средства: методические указания по выполнению практических работ; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; учебная литература.

Требования к отчету: Отчет практической работы письменно оформить на листах формата А 4.., и представить с указанием фамилии студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Семейные отношения, строящиеся на основе вторичного вступления в брак, имеют ряд специфических особенностей, в частности это касается этапов, которые приходится пройти будущим супругам, прежде чем возникнет новая семья. Так, два лица, ранее состоявшие в брачных отношениях, на первом этапе переживают разрыв со своими бывшими супругами, на втором этапе вместе с детьми образуют неполную семью либо живут в одиночестве, на третьем — проходят этап предбрачного ухаживания и повторно вступают в брак.

Перед супругами и другими членами вновь созданной семьи встает несколько важных задач. Во-первых, это определение новых социальных границ семейной системы, основных правил и норм взаимодействия внутри семьи и в рамках расширенной семейной сети. Во-вторых, создание новой ролевой структуры и принципов функционирования семьи на ее основе. В-третьих, формирование нового семейного самосознания, семейной культуры и семейной истории.

К первому типу относятся союзы, в которых только один из супругов ранее состоял в браке, ко второму — союзы, где оба супруга пережили развод, и к третьему — союзы, в которых один или оба супруга являются вдовцами.

По мнению О. А. Карабановой, повторные браки условно можно разделить на те, в которые вступают люди, не имеющие детей, и те, в которых у одного или обоих супругов есть дети от предшествующих союзов.

При первом типе повторного брака прогноз развития стабильных, гармоничных семейных отношений достаточно реалистичен. Факторами риска в данном случае могут выступать деструктивные личностные черты, отсутствие коммуникативной культуры, а также выбор супруга, в отношениях с которым неизбежно повторится сценарий прежнего брака (например, мужчины, злоупотребляющего алкоголем, женщины с истерическими чертами характера и т.п.). Также негативным фактором может оказаться желание психологической компенсации, если один из супругов чувствовал себя униженным в прежнем браке. Но для тех, кто готов к конструктивным изменениям в своем характере и поведении и способен учиться на собственных ошибках, опыт повторного брака обычно становится успешным. Статистически подтверждено, что супружеские союзы, образованные разведенными мужчинами и женщинами, не имеющими детей от предыдущего брака, являются самыми прочными и распадаются довольно редко.

Второй тип повторного брака характеризуется серьезными трудностями при формировании семейной системы, поскольку предполагает включение новых ролей — отчима, мачехи, пасынка, падчерицы. Полноценное вовлечение нового супруга в процесс воспитания, завоевание им доверия и уважения детей, является одной из наиболее сложных проблем повторного брака.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

ЗАДАНИЕ № 2

Задача № 1. 

Укажите, на какой стадии принятия решения о разводе находится семья. Какие вопросы можно задать для осознания разницы между реальными супружескими отношениями и семейной оболочкой.

Женщина 45 лет. Брак длится 22 года, дети выросли. Муж часто вечерами отлучается из дома, может не прийти ночевать, часто возвращается домой нетрезвый, на вопросы жены находит разные отговорки версии о других женщинах отрицает. Они давно не проводили свободное время вместе, не обсуждали какие-либо вопросы. Тогда как раньше муж довольно активно принимал участие в воспитании их двух сыновей, они часто всей семьёй выезжали на природу, вместе играл и в спортивные игры.

На вопрос, что беспокоит больше всего, женщина ответила: «Я боюсь, что в один прекрасный день он не вернётся, бросит меня. Как мне сохранить семью?»

 

Задача № 2. 

Предложите вариант разрешения ситуации. Обоснуйте Ваше решение.

Однажды на перемене дежурный педагог подвел к социальному педагогу Толю.

-Что случилось?

-Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и как вещественное доказательство протянул большой букет астр.Мальчик стоял, опустив голову, и часто взмахивал ресницами.

-Зачем ты рвал цветы, Толя?- Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения, - он поднял полные слез глаза.После уроков Александра Федоровна попросила Толю подождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал педагога. Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад.

 

 Задача № 3.

Укажите позитивные варианты выхода из сложившейся ситуации:

Супругам сегодня предстоит прибить над окнами карнизы, постирать белье, купить продукты и приготовить обед, помыть посуду и полы, отнести вещи в химчистку и забрать обувь из ремонта. Предложите порядок дружных и согласованных действий мужа и жены.

 

Задача № 4.

Проанализируйте ситуацию из семейной жизни. Каковы её причины?

Жизнь у нас сложилась неважно, не находим общего языка с мужем, не понимаем друг друга, хотя живем уже вместе 10-й год. Он по своему характеру относится к сангвиникам, я же считаю себя меланхоликом. Очевидно, у нас несовместимость характеров. Я много читаю, анализирую, сравниваю. Стараюсь найти общий язык, но ничего не получается. Конечно, сказывается и образование: у него 8 классов, работает шофером.

А я закончила техникум, работаю бухгалтером. У нас хороший сын-первоклассник. Вроде бы и не ссоримся, но тепла в доме нет. Живем как чужие люди.

 Задача № 5. 

Проанализируйте ситуацию из семейной жизни. Каковы её причины?

Мягкий по характеру, спокойный мужчина женился на девушке деятельной, энергичной. Она, по ее словам, постоянно «тормошила» мужа, упрекала его в сонливости, пыталась увлечь новыми идеями, планами.Постепенно в доме все чаще стали раздаваться взаимные упреки, происходили ссоры, так как жена считала, что это лучший способ бороться с медлительностью и спокойсвием мужа, его домоседством.

 Задача № 6 

Проанализируйте ситуацию из семейной жизни. Каковы её причины?

Молодой мужчина жалуется приятелю: поженились мы по любви, и характерами, вроде бы, подходим друг другу, и интересы у нас общие. А вот ссоримся постоянно. Мать у меня домовитая была, а жена — хозяйка плохая.

Три года живем вместе, а опыта не нбирается — ни порядка в доме нет, ни приготовить ничего вкусного не может, все на скорую руку, ни ребенка занять, чтоб не капризничал...

 

Задача № 7

Назовите пять положительных и пять отрицательных качеств, присущих типичным мужчине и женщине. Поясните, как эти качества отражаются на семейной жизни.

 Задача № 8.

Предложите варианты правильного поведения супругов в бытовой ситуации:

Жена кричит на ребенка, который не хочет учить уроки. Муж смотрит телевизор и возмущается, что ему мешают.

 

 Задача № 9.

Проанализируйте ситуацию из жизни. Предложите свои варианты решения данных проблем.

Социальный работник осуществляет патронаж семьи. Дверь открывает пьяная мать. В квартиру специалиста не пускают, но слышно, что там идет оргия. Малолетние дети находятся том же в квартире.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что собой представляют повторные браки и смешанные семьи?
  2. Что общего и различного между ними?
  3. Сформулируйте плюсы и минусы повторных браков?
  4. Выделите типичные проблемы, возникающие в браке одинокого мужчины с женщиной, имеющей детей от первого супружества.
  5. Какие проблемы чаще всего испытывают супруги в повторном браке разведенного мужчины с одинокой и более молодой по возрасту женщиной?
  6. Назовите и охарактеризуйте семейные проблемы брачных союзов вдов и вдовцов.
  7. Опишите основные особенности «возвратных» браков и покажите их отличие от других видов повторных браков.
  8. Раскройте особенности взаимоотношений неродных родителей с неродными детьми в смешанных семьях.
  9. Сформулируйте психологические рекомендации родителям по налаживанию отношений с неродными (приемными) детьми (отдельно для отчимов и неродных матерей).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. ст. 851.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 года №51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2014). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. ст. 3301.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014).// Собрание законодательства РФ. 2014. № 1 (ч. 1), ст. 3.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ  (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.05.2014). // Собрание законодательства РФ.2014. № 46, ст. 4532.
  5. Басов, Н.Ф. Социальная работа с семьей и детьми : учебное пособие / Басов Н.Ф., Бойцова С.В., Веричева О.Н., Грушецкая И.Н., Забелина О.М. и др. — Москва : КноРус, 2019. — 289 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07105-2. — URL: https://book.ru/book/932231 (дата обращения: 07.02.2020). — Текст : электронный.
  6. Шульга А.А.  Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Шульга.- 2-е изд., пер. и доп. – М: Юрайт, 2019
  7. Социальная работа с семьей и детьми: учеб.пособие / под ред. Н. Басова.- М: КноРус, 2019
  8. учебник Э.И.Тюрина "Социальная работа с семьей и детьми" М. «Академия». 2015.гл. 1 стр. 6-15
  9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. – М., 2016г.
  10. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Холостова Е.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 244 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru


РЕЦЕНЗИЯ

на учебно-методическое пособие для выполнения практических работ по дисциплине «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей» преподавателя КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и проффессиональных технологий» Гольцову Маргариту Алексеевну

Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ по дисциплине «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей»разработано преподавателем Гольцовой М.А.дляобучающихся по профессии39.01.01 Социальный работник.

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)39.01.01 Социальный работник. Основная задача учебно-методического пособия— научить обучающихся понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах. Помимо задач, по некоторым темам в практикумах предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения обучающимся подготовить различные схемы, заполнить таблицы, ответить на поставленные вопросы.

Учебно-методическое пособие способствует развитию у обучающихся практических навыков, учения самостоятельно работать с нормативными актами, умения применять свои познания в области социальной работы с семьей и детьми на практике.

Преподаватель Антоненко Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...

Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы

Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Рабочая тетрадь по выполнению практических работ по дисциплине: "Технология и организация пищевых предприятий"

Рабочая тетрадь  по выполнению практических работ по дисциплине: "Технология и организация  пищевых предприятий" для студентов специальности 19.02.02 "Технология хранения и пе...

Практические работы по дисциплине «МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов I курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «Кинология» часть 1

Практические работы по дисциплине«МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов I курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 ...

Практические работы по дисциплине «МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов II курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «Кинология» часть 2

Практические работы по дисциплине«МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними»Для студентов II курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «...