Особенности социальной адаптации первокурсников
статья по теме

Ерофеева Татьяна Сергеевна

 Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализируя работы отечественных авторов, как стоящих на позиции деятельностного подхода, так и рассматривающих социальную адаптацию в рамках парадигмы общения и межличностного взаимодействия, можно справедливо заключить, что здесь используются лишь два критерия адаптированности и соответственно выделяются два уровня: полной адаптированности и дезадаптации. Теоретическая и практическая недостаточность такого рода решения проблемы социальной адаптации личности представляется, в общем-то, очевидной, и более привлекательным нам кажется путь не жесткого альтернативного выбора одного из подходов к проблеме адаптации, а создания модели социальной адаптации интегративного типа, но не схоластической (Реан А.А.).

По мнению многих авторов, адаптация – это приспособление, приноравливание человека к новым условиям жизнедеятельности. Мы не можем согласиться с данной формулировкой, т.к. в данной ситуации человек, «приноравливаясь» и «приспосабливаясь» растворяется, теряет свою индивидуальность, разрушает личность. Лишается (теряет) способности к собственным личностным переживаниям и чувствам. Внешне молодой человек может принять шаблоны поведения, но внутренне не принимать и не одобрять их. В этом случае будут развиваться имитационные способности учащегося, позволяющие скрывать истинные отношения.

Итак, необходимо построение модели социальной адаптации интегративного типа, связанное с выделением критериев социальной адаптации личности внутреннего и внешнего плана, а также с уходом от простой дихотомии «адаптация-дезадаптация» (см. приложение 1). В предлагаемой модели речь идет о Im-адаптации по внутреннему или внешнему критерию (Im - Imaginary – мнимый), подчеркивая самим названием, что это неполная, односторонняя, «не настоящая», но возможная форма адаптации личности. И обе эти формы отличаются от Re-адаптации личности (Re – Real – действительный), которая представляет собой системную, полную, истинную социальную адаптацию личности. Внутренний критерий мы связываем (Реан А.А.) с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы и т.п. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное, асоциальное, контрнормативное и делинквентное (крайний случай – криминальное) поведение. При этом одновременно может иметь место «внутренняя гармония» личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация (Re-адаптация) есть адаптация по внутреннему и внешнему критериям; это проявление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Важным фактором социальной адаптации (как по внутреннему и внешнему критериям, так и в системном плане) является развитая социально-психологическая терпимость (толерантность) личности. Этот фактор эффективно срабатывает при определенных рассогласованиях позиций личности и господствующих установок среды. При определенном отношении личности к этому рассогласованию состояние дезадаптации может и не возникнуть.

Терпимость (толерантность) различают:

1) сенсуальная (лат. sensualis – чувственный, основанный на чувствах, ощущениях), т.е. психофизиологическая терпимость, низкий порог чувствительности;

 2) диспозиционная (диспозиция – предрасположенность), в основе которой лежит принципиально иной механизм – психологическая готовность к определенной (терпимой) реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение», «чем больше точек зрения, тем лучше», «агрессия и раздражительность чаще провоцируются ситуацией, а не являются внутренней сущностью человека» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего также приводит к существенному повышению терпимости личности.

Адаптацию первокурсников нельзя упрощать и ограничивать массовыми мероприятиями. Она складывается из социального, профессионального и дидактического компонентов.

  1. Профессиональная адаптация – стремление к самостоятельному определению сущности своей будущей профессиональной деятельности, поиск своего подхода к решению проблем подготовки к этой деятельности.
  2. Социально-психологическая адаптация – стремление соответствовать нормам, правилам и требованиям учебно-профессиональной среды, выполнять определяемые этой средой обязанности, достигать согласия в межличностных отношениях. Потребность тесного контакта, хороших взаимоотношений.
  3. Дидактическая адаптация – преодоление установок на упрощенное, облегченное обучение в училище, негативных установок на обучение вообще, осмысление значимости общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке.

Т.к. адаптацию первокурсников нельзя упрощать и сводить к массовым мероприятиям, психолог заводит на каждого первокурсника «Карту учащегося», с помощью которой определяются индивидуальные особенности учащихся. Данные анализируются, информация обобщается как портрет группы и на каждого учащегося в «Дневник педнаблюдений» психолог пишет рекомендации по индивидуальному подходу с целью предотвращения дезадаптации и предупреждения отсева.

Основные препятствия для успешной социальной адаптации

первокурсников в НПО и СПО:

  1. Ведущая деятельность возраста учащихся – учебно-профессиональная деятельность. От особенностей ее протекания зависит дальнейшая социальная адаптация личности. Большинство учащихся учение воспринимает как то, что совершается над ними, а не как нечто побуждающее их инициативу и приносящее удовлетворение и радость от результатов своего труда.

 Задача педколлектива: помочь учащимся осознать себя в роли субъекта учебной деятельности.

  1. Несформированность мотивации учебной деятельности, отдельных компонентов учебной деятельности (принятие задания; выделенение образца; следование образцу; самоконтроль, самооценка).

Задача педколлектива: помочь учащимся в формировании отдельных компонентов учебной деятельности, мотивировать на преодоление трудностей, не допускать избегания, не поддаваться на демонстративные поступки, подрывающие учебно-деловой настрой группы.

  1. Трудности в общении (со сверстниками, преподавателями).

Задача педколлектива: для предотвращения трудностей в общении, конфликтов в учебной группе, на протяжении адаптационного курса организовывать учебные и внеклассные мероприятия таким образом, чтобы провоцировать учащихся на кооперацию, коммуникацию, поиски взаимопонимания (а конкретном учебном материале) и т.д.


Этапы адаптации учащихся 1 курса:

Этапы адаптации

Краткая характеристика психических

процессов на данном этапе адаптации

1

Подготовительный этап

(решение поступить в техникум)

Имеет место, если человек знает о предстоящих изменениях. Человек накапливает информацию о среде его предстоящего обитания путем определенной стратегии: 1).активный интерес и поиск информации; 2).пассивное восприятие случайной и обрывочной информации.

2

Этап стартового

психического напряжения

(1-2 сентября)

Пусковой механизм приведения в действие механизма адаптации. Состояние сравнимо с переживаниями перед выходом на сцену. Нарастают эмоциональные переживания, формирующие состояние напряженности. Это внутренняя мобилизация психических ресурсов для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3

Этап острых психических реакций входа

(первичная дезадаптация)

(сентябрь-октябрь)

Личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Происходит активация адаптационного механизма. Кратковременная ситуативная дезадаптация. При негативном исходе – устойчивая дезадаптация. На этом этапе возможны два типа дезадаптивного поведения: 1).АГРЕССИВНЫЙ (атака на препятствия, гнев, грубость, агрессия); 2).БЕГСТВО ОТ СИТУАЦИИ («уход» в свои переживания, самокопание, самообвинения, безысходность, депрессия).

4

Этап завершающего

психического напряжения

(октябрь-ноябрь)

Наступает при развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении. Своеобразная подготовка психики человека к возвращению в определенной степени старых режимов функционирования или привыкание к новым режимам. Подготовка реакций к заново моделируемым сознанием личности условиям.

5

Этап острых психических реакций выхода

(индивидуально, при успешной адаптации)

Аналогичен этапу реакций входа. Под выходом подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась длительное время. Поведение: чувство эйфории, чувство преодоления многих социальных ограничений, якобы «полной» свободы и «неограниченных» возможностей в удовлетворении потребностей. Часто это чувство обманчиво и может приводить к нежелательным последствиям, когда отрицаются многие сложившиеся нормы и убеждения.


Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация студентов-первокурсников

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"

Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Cоциально адаптация подростков- это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включени...

Итоги социально-педагогической адаптации первокурсников

Итоги социально-педагогической адаптации первокурсников...