«Основы здорового образа жизни студентов»
статья на тему

shatilovaolga

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовывать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Тамбовское Образовательное Государственное

                                 Областное Учреждение

                  Среднего Профессионального Образования

                             «Железнодорожный колледж»

                                                            Реферат

                                                  На тему

                   «Основы здорового образа жизни студентов»

                                                                                               Выполнил преподаватель

                                                                                               Шатилова О. Н.

                                             Мичуринск 2010

План.

О режиме дня……………………………………………………………………………..2

Правильное питание…………………………………………………………………...2-3

Сон, здоровье, работоспособность…………………………………………………...3-4

О привычках вредных и полезных…………………………………………………....4-5

Движение залог здоровья……………………………………………………………......5

Список используемой литературы……………………………………………………...6

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовывать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

                                          О режиме дня

Чёткое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа формирования в коре больших полушарий определённой последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям помогают поддерживать в течение года хорошую работоспособность. Не зря В.И.Ленин критиковал некоторых представителей интеллигенции за небрежность, беспорядок в работе, вытекающий как он выразился « из всех привычек жизни, из обстановки их труда,…из ненормального отделения умственного труда от физического».

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом расписания занятий, понимая свои индивидуальные особенности, в том числе и биоритмов.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность мозга фиксируется в 24часа. Это приводит к увеличению ошибок при умственном труде в вечерни и ночные часы. Работоспособность сердечной  мышцы на протяжении дня меняется дважды, понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, нежелательно подвергать организм большим нагрузкам. Капилляры больше  всего расширены в 18 ч. (это время у человека высоко физическая работоспособность) осушение в 2 ч. ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желёза внутренней секреции, на составе крови на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности человек, может правильно построить режим дня.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо для изменения изменяя учёбы, перемены временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма. При желании можно рационально построить свой режим дня.

                                 Правильное питание.

Человек издавна использовал питание как важное средство укрепления здоровья. Древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Известно, что основу пищи составляют белки, жиры, углеводы, а так же витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность, содержатся они в продуктах животного происхождения. Для умственной деятельности необходим метионин, который содержится в твороге, яйцах, сыре и мясе. На кг массы тела необходимо 11,3 г белков в сутки. К белкам растительного происхождения относятся картофель, овсянка, фасоль, рис.

Жиры наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от  переохлаждения, служат источником витаминов А, Е, Д. Жиры это основная незаменимая часть пищи.

Углеводы снабжают организм энергией. Они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Кроме того, углеводы играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но избыток их создаёт жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы) и полисахаридов (крахмал, клетчатки), превращаясь в результате биохимических реакций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов чрезвычайно вредно.

Средняя суточная потребность человека студенческого возраста в углеводах составляет 45 г на кг массы. Углеводы виде сахарного песка, мёда, варения рекомендуется вводить 35%, а остальное за счёт хлеба, картофеля, яблок и т. д.

По установленным нормам получение калорий для юношей студентов в день составляет 3000 ккал, для девушек 2600 ккал. От калорийности пищи зависит масса тела лишние девять кг снижают продолжительность жизни на 18%.

Следует понять, что чувство сытости условный рефлекс. Пищу следует принимать горячей 3-4 раза в день в одни и те же часы. Наиболее правильно во время завтрака употреблять 15-20% суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать минимум за час до сна для переваривания пищи по возможности организовать второй завтрак или полдник, виде горячего чая с бутербродами. И не в коем случае не советуем вместо обеда столь любимые студентами булочки в сухомятку!

Наибольшее значение для организма имеют витамины С, РР и витамины группы В. Основную роль играет витамин С аскорбиновая кислота, его суточная потребность 60-100 мг. Содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, картофеле, яблоках, петрушке, укропе.

Витамины В участвуют в обмене веществ, а совместно с витамином А повышают остроту зрения. Суточная норма витамина В  1,62 мг в день. Она содержится в пшеничной, овсяной муке грубого помола, яйцах мясе.

Витамин РР никотиновая кислота принимает участие в процессе тканевого дыхания, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Суточная потребность 15,25 мг. Основным источником являются мясо, рыба, дрожжи, картофель, гречка.

Потребность каждого из витаминов возрастает с увеличением интенсивности умственной работы. С конца декабря до начала марта рекомендуют употреблять поливитаминные препараты «Аэровит», «Гексовит», «Декамевит».

Велика роль микроэлемента- железа, без него невозможно нормальное тканевое дыхание и кроветворение. Суточная потребность 10-15 мг. Источниками являются печень, мясо, зерновые и крупяные культуры, яйца, рыба и т д.

Важным для здоровья является сохранение в организме кислотно-щелочного равновесия.

                  Сон, здоровье, работоспособность.

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях бодрствования и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Не даром древнегреческие мудрецы говорили: сон-слуга жизни.

В процессе сна восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившейся в ней продуктов распада, недостаток сна вредно отражается на здоровье.

Установлено что в процессе ночного сна время от времени возникает активное состояние мозга, как при напряжённой работе. Другая фаза сна называется медленной, или ортодоксальным сном.

Ночной сон состоит из 4-5 циклов продолжительностью 90-100 минут. Для полноценного протекания ночного сна достаточно 7-8 часов.

Изучение режимов сна студентов показало, что 51% из них спят 5-6 часов в сутки. На 1 курсе это 59,6%.

Чрезмерно продолжительный сон так же вреден. Каждый студент должен помнить, что напряжённую умственную работу следует прекратить за 1,52 ч до ночного сна. Иначе сон станет менее крепким и затруднится процесс засыпания. Последний приём пищи должен быть так же не позднее 1,52 ч до сна. Ложиться рекомендуется в 23-24 ч, вставать в 7-8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лёжа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы расслабляются и тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света.

Ежедневное невысыпание вызывает ухудшение умственной работоспособности ,ослабляет защитные силы организма.

Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых.

                   О привычках полезных и вредных.

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она.

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее восстановление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в студенческом возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Однако в студенческие годы возникает немало  вредных привычек. К ним относятся нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделяют гормон адреналин, излишек

которого вызывает сужение сосудов, повышает артериальное давление, нарушает ритм сердца. Никотин вредно влияет и на дыхательную. Курящие люди  более подвержены простудным заболеваниям, хроническому бронхиту, эмфиземе легких. Табачный дым также оказывает вредное воздействие на печень, железы внутренней секреции, а также на половую систему.

Большую опасность для здоровья несет пассивное курение.

Самое правильное включить волю и убедить себя в ненужности курения. У самого заядлого курильщика уже через 8-10 дней нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя в любом его виде. Наиболее чувствителен к нему головной мозг, и особенно нейроны. В результате нарушается деятельность центральной нервной системы. Уменьшается физическая работоспособность , сила мышц,, нарушаются двигательные навыки и умения.

Не менее вредно действие алкоголя на сердечно-сосудистую систему: уменьшается сила сердечных сокращений, а при длительном употреблении возникают структурные изменения в сердечной мышце.

Алкоголь воздействует на жировые вещества (липиды), содержащиеся во внутренних органах. Алкоголь способен нарушить деятельность половых желез, оказать пагубное влияние на потомство: дети, родившиеся от алкоголиков, нередко бывают умственно отсталыми.

У пьющих людей в желудке обычно наблюдается повышенное содержание слизи. Она обволакивает пищу и мешает нормальному пищеварению.

Алкоголь опаснейший враг здорового образа жизни. Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами становится ограниченность интересов, слабоумие, а также безразличие окружающих людей.

                      Движение залог здоровья.

Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспорта обуславливает постоянное уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная активность, или гиподинамия, утверждают медики, способствуют росту заболеваемости населения.

Известный физиолог Н.А.Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И.М.Сеченов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению движения мышц. В ходе длительной эволюции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения.

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система функционирует не в полную силу.

Постоянная низкая двигательная активность сопровождается усилением распада белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях возникает накопление жира. Ухудшается функция дыхательной системы :дыхание становится более частым и поверхностным.

Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму вредные явления.

                                  Список литературы.

1. Сайт http//: www.Yandex. ru

2. Сайт http//: www.Rambler.ru

3. Большая Советская Энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)

Тест по ОБЖ  "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Выступление на родительском собрании : «Формирование здорового образа жизни студентов»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность ус...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Основы здорового образа жизни студента

Многими поколениями выработана аксиома: только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высо­кой умственной и физической работоспособностью способен зан...

Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.Научная статья на тему:«Основы формирования личного стиля з...