Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций
статья

Тимофеев Владислав Сергеевич

ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.

Научная статья на тему:

«Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций».

          Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личностного и общественного здоровья, а стиль здорового образа жизни обусловлен личностно – мотивационным воплощением своих социальных, психологических и физических способностей и возможностей [3, 48].

          В рассматриваемом аспекте формирование индивидуального стиля здорового образа жизни объединяет в себе следующие компоненты:

  • Осознанное целенаправленное применение в качестве отдыха разнообразных форм физкультурной активности;
  • Целенаправленное обучение и воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • Навыки использования естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
  • Создание и коррекция нормальных психологических условий на производстве и в быту;
  • Борьба с вредными привычками;
  • Деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в подростковой среде самими обучающимися, среди своих сверстников[4,75].

          Под Индивидуальным стилем здорового образа жизни следует понимать присущий человеку комплекс средств, методов и форм организации своей активности, учитывающей его потребности, интересы, возможности и связь с профессиональной деятельностью и бытом. Формирование навыка здорового образа жизни  также является целью системы физического воспитания в средних специальных учебных заведениях. Сформировать у всех обучающихся одинаковый стиль здорового образа жизни невозможно, да и не имеет никакого смысла. Так как искусственное навязывание обучающимся ценностей здоровья без собственного желания и интереса только отдаляют его от физической и физкультурной активности[2, 36].

          На наш взгляд, формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в системе подготовки выпускника среднего специального учебного заведения и становления личности, способной реализовать себя в социальной и профессиональной сфере, должно проходить ряд этапов. И учитывать ряд факторов.

          1-й этап: выявление уровня вовлеченности обучающихся в физическую культуру и спорт при поступлении в среднее специальное учебные заведение, его теоретической осведомленности и физической подготовленности. Эффективность вовлеченности выявляется при помощи тестов по проверке физической подготовленности и выполнением разрядных норм по какому – либо виду спорта. Теоретическая осведомленность определяется при помощи анкетирования, беседы и так далее. Обычно данный этап проходит в течение 1 – 1,5 месяцев первого семестра. По  результатам тестирования, обучающимся, ранее не избравшим специализированную физкультурную или спортивную деятельность должны быть даны рекомендации по выбору такого вида активности, который подходит ему по уровню его подготовленности [1, 63].

          2-й этап: устранение недостатков и предварительный выбор обучающимся вида физкультурной активности. Эта стадия важна именно свободным выбором вида спорта или физкультурных занятий. Свободный выбор с одной стороны учитывает интересы обучающихся, а с другой – создает повышенную ответственность за посещение занятий физкультурно – спортивной направленности. На втором этапе следует устранить значимые отставания в уровне физического развития обучающихся, и создать теоретическую базу знаний о физической культуре и спорте, установить влияние физкультурных занятий на жизнеспособность организма. Сложность данного этапа заключается в возможности предоставить каждому студенту желаемый вид и форму физической активности, для этого требуется  очень богатая материальная и кадровая база. А в случае наличия этих факторов – гибкая и стройная система организации обучения и контроля за его эффективностью. Этот этап длится обычно до конца первого курса, и в течение этого времени необходимо преподать обучающимся знания и умения применять физическую активность рекреативного типа [1, 64].

          3-й этап: совершенствования физических способностей и закрепление навыка здорового образа жизни. Этот этап наиболее продолжителен, и включает в себя период обучения на втором, третьем и четвертом курсе образовательного учреждения. В Этот период совершенствуются физические качества средствами избранного вида физической активности, а также изучаются аспекты организации и контроля самостоятельной физической активности [1, 64].

          4-й этап: совершенствование и индивидуализация стиля здорового образа жизни обучающихся. На данном этапе целесообразно привить студенту навыки грамотного построения физкультурного занятия. Этот этап обычно включен в периодические рамки обучения на третьем курсе среднего специального учебного заведения. В этот период подростковый возраст подходит к концу, и обучающийся, как правило более осознанно относится к своему здоровью и его преумножению с перспективой на будущее (служба в армии, профессиональная деятельность, создание семьи, воспитание детей) [1, 65]. 

          Чтобы воплотить в жизнь все этапы формирования здорового образа жизни, необходимо знать, какие именно ценности студенты ставят на первое место. Изучение ценностных ориентаций на здоровый образ жизни позволило выделить среди них условные четыре группы.

  • Первая группа – включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие оценку среди обучающихся ниже среднего – 25,30%. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и так далее.
  • Вторая группа – «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих – 46,35%.
  • Третья группа ценностей получила название «противоречивых». Таких как наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Данную группу избрали 28,65% студентов.
  • Четвертая группа – «частные ценности». Данная группа ценностей оценена в 8,65%. Это знания о функционировании организма, возможность иметь физическую подготовку, и быть общественно активной личностью.

          Таким образом мы можем сделать вывод, что в большинстве своем у студентов средних специальных учебных учреждений имеются противоречия между абсолютными ценностями общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе и поддержания уровня профессионального здоровья.

Литература

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2018
  2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М., 2021.
  3. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: учебно – методическое пособие. М., 2020 год.
  4. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно – практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. М., 2021.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и

информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.

Научная статья на тему:

«Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций».

          Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личностного и общественного здоровья, а стиль здорового образа жизни обусловлен личностно – мотивационным воплощением своих социальных, психологических и физических способностей и возможностей [3, 48].

          В рассматриваемом аспекте формирование индивидуального стиля здорового образа жизни объединяет в себе следующие компоненты:

  • Осознанное целенаправленное применение в качестве отдыха разнообразных форм физкультурной активности;
  • Целенаправленное обучение и воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • Навыки использования естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;
  • Создание и коррекция нормальных психологических условий на производстве и в быту;
  • Борьба с вредными привычками;
  • Деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в подростковой среде самими обучающимися, среди своих сверстников[4,75].

          Под Индивидуальным стилем здорового образа жизни следует понимать присущий человеку комплекс средств, методов и форм организации своей активности, учитывающей его потребности, интересы, возможности и связь с профессиональной деятельностью и бытом. Формирование навыка здорового образа жизни  также является целью системы физического воспитания в средних специальных учебных заведениях. Сформировать у всех обучающихся одинаковый стиль здорового образа жизни невозможно, да и не имеет никакого смысла. Так как искусственное навязывание обучающимся ценностей здоровья без собственного желания и интереса только отдаляют его от физической и физкультурной активности[2, 36].

          На наш взгляд, формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в системе подготовки выпускника среднего специального учебного заведения и становления личности, способной реализовать себя в социальной и профессиональной сфере, должно проходить ряд этапов. И учитывать ряд факторов.

          1-й этап: выявление уровня вовлеченности обучающихся в физическую культуру и спорт при поступлении в среднее специальное учебные заведение, его теоретической осведомленности и физической подготовленности. Эффективность вовлеченности выявляется при помощи тестов по проверке физической подготовленности и выполнением разрядных норм по какому – либо виду спорта. Теоретическая осведомленность определяется при помощи анкетирования, беседы и так далее. Обычно данный этап проходит в течение 1 – 1,5 месяцев первого семестра. По  результатам тестирования, обучающимся, ранее не избравшим специализированную физкультурную или спортивную деятельность должны быть даны рекомендации по выбору такого вида активности, который подходит ему по уровню его подготовленности [1, 63].

          2-й этап: устранение недостатков и предварительный выбор обучающимся вида физкультурной активности. Эта стадия важна именно свободным выбором вида спорта или физкультурных занятий. Свободный выбор с одной стороны учитывает интересы обучающихся, а с другой – создает повышенную ответственность за посещение занятий физкультурно – спортивной направленности. На втором этапе следует устранить значимые отставания в уровне физического развития обучающихся, и создать теоретическую базу знаний о физической культуре и спорте, установить влияние физкультурных занятий на жизнеспособность организма. Сложность данного этапа заключается в возможности предоставить каждому студенту желаемый вид и форму физической активности, для этого требуется  очень богатая материальная и кадровая база. А в случае наличия этих факторов – гибкая и стройная система организации обучения и контроля за его эффективностью. Этот этап длится обычно до конца первого курса, и в течение этого времени необходимо преподать обучающимся знания и умения применять физическую активность рекреативного типа [1, 64].

          3-й этап: совершенствования физических способностей и закрепление навыка здорового образа жизни. Этот этап наиболее продолжителен, и включает в себя период обучения на втором, третьем и четвертом курсе образовательного учреждения. В Этот период совершенствуются физические качества средствами избранного вида физической активности, а также изучаются аспекты организации и контроля самостоятельной физической активности [1, 64].

          4-й этап: совершенствование и индивидуализация стиля здорового образа жизни обучающихся. На данном этапе целесообразно привить студенту навыки грамотного построения физкультурного занятия. Этот этап обычно включен в периодические рамки обучения на третьем курсе среднего специального учебного заведения. В этот период подростковый возраст подходит к концу, и обучающийся, как правило более осознанно относится к своему здоровью и его преумножению с перспективой на будущее (служба в армии, профессиональная деятельность, создание семьи, воспитание детей) [1, 65]. 

          Чтобы воплотить в жизнь все этапы формирования здорового образа жизни, необходимо знать, какие именно ценности студенты ставят на первое место. Изучение ценностных ориентаций на здоровый образ жизни позволило выделить среди них условные четыре группы.

  • Первая группа – включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие оценку среди обучающихся ниже среднего – 25,30%. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и так далее.
  • Вторая группа – «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих – 46,35%.
  • Третья группа ценностей получила название «противоречивых». Таких как наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Данную группу избрали 28,65% студентов.
  • Четвертая группа – «частные ценности». Данная группа ценностей оценена в 8,65%. Это знания о функционировании организма, возможность иметь физическую подготовку, и быть общественно активной личностью.

          Таким образом мы можем сделать вывод, что в большинстве своем у студентов средних специальных учебных учреждений имеются противоречия между абсолютными ценностями общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе и поддержания уровня профессионального здоровья.

Литература

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2018
  2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М., 2021.
  3. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: учебно – методическое пособие. М., 2020 год.
  4. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно – практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. М., 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы здорового образа жизни студентов»

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовы...

Методическая разработка по теме "Деятельность воспитателей Д/Д в формировании сознательного восприятия здорового образа жизни."

  Предложенная методическая разработка призвана помочь организовать информационно-обучающие мероприятия по пропоганде здорового образа жизни, повышению духовности и культуры подростков, об...

Выступление на родительском собрании : «Формирование здорового образа жизни студентов»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность ус...

Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для обучающихся с ОВЗ

Анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании для лиц с ОВЗ и ЗПР...

Методические указания для студентов колледжа к практическим занятиям по дисциплине ОП.08 Основы медицинских зннаий и здорового образа жизни

В методических указаниях представлены практические занятия по основным разделам дисциплины ОП.08 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни,  которые предназначены для студентов специальн...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...

Основы здорового образа жизни студента

Многими поколениями выработана аксиома: только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высо­кой умственной и физической работоспособностью способен зан...