РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА
статья

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в стране.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Исакова А.В. преподаватель профессионального модуля

ГБПОУ МОМК№3имени Героя Советского Союза З. Самсоновой» Ногинский филиал

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в стране.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Продолжительное время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления. В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» организационные основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях, здоровье рассматривается как отражение профессиональной компетентности, конкурентоспособности, т.е. профессиональных возможностей, обеспечивающих специалисту более высокий профессиональный статус, устойчиво высокий спрос на его услуги. Система непрерывного профессионального образования включена в решение проблем формирования здорового образа жизни.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника среднего звена, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности наши выпускники личным примером и собственными убеждениями могли воздействовать на здоровье общества, несли идеи ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В течение многих десятилетий показатели состояния здоровья медицинских работников, продолжительность их жизни изменились в худшую сторону и отличаются от среднестатистических показателей в нашей стране. В то же время, в учебной, научно-популярной, художественной литературе продолжает развиваться жертвенно-героический образ медика, медицинской сестры, пренебрегающих собственным здоровьем и даже жизнью ради спасения больных.

Настала пора пересмотреть отношение к собственному здоровью всем медицинским работникам и начинать необходимо еще в рамках обучения специальности.

В работе преподавателя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное сочетание принципов сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности студента к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа преподавателя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности для повышения результативности их обучения.

Здоровьесберегающие технологии, как и все другие педагогические выполняют гуманистическую, развивающую, методологическую функции и функции проектирования и конструирования.

Основными принципами их применения являются:

– целостность технологии, предусматривающая закономерности еѐ развития, инновационность структуры при гармоническом взаимодействии составных элементов;

– вариативно-личностная организация обучения, предполагающая адаптивность технологии к личностным особенностям, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность;

– фундаментальность и профессиональная направленность, обеспечивающие формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности;

– информационная поддержка технологичности обучения, ориентированной на применение педагогически оправданных средств.

В своей повседневной педагогической деятельности преподаватели, заведующие учебными кабинетами используют элементы  здоровьесберегающих образовательных технологий. При проведении занятий соблюдается выполнение здоровьесберегающих пространств (ЗП):

  • гигиеническое ЗП (воздушно-тепловой режим в кабинетах, естественное и искусственное освещения, объѐм учебной нагрузки, проведение урока: плотность, чередование видов учебной деятельности, физкультминутки);
  • эмоционально-поведенческое ЗП (стиль педагогического общения преподавателя и студента, индивидуальный дифференцированный подход к каждому студенту, сохранение контингента, характер проведения опросов и промежуточной аттестации);
  • вербальное ЗП (культура речи, тембр голоса преподавателя,  последовательность и ясность изложения мыслей, четкость формулировок, эмоциональное сопровождение и т. д.);
  • невербальное ЗП (жесты, поза, мимика, взгляд преподавателя и т. д.);
  • культурологическое ЗП (оформление учебного кабинета,  использование элементов игровых технологий, работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни преподавателя и студента).

Применение здоровьесберегающих технологий в СПО предполагает комплексный подход, направленный, с одной стороны, на подготовку молодежи к становлению устойчивого здорового образа жизни, с другой — на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в профессиональной деятельности. Основная цель по здоровьесбережению – воспитать среди студентов потребность вести здоровый образ жизни. Формируя здоровьесберегающее пространство учитывается физическое и психическое состояние здоровья студентов и его индивидуальные психические и физиологические особенности. Реализация здоровьесбержения в профессиональной деятельности позволит:

‒ укрепить здоровье обучающихся;

‒ снизить заболеваемость среди студентов;

‒ повысит общую культуру;

‒ сформирует культуру здоровья, здорового образа жизни.

Одним из основных и естественных способов воспитания здорового образа жизни обучающихся является формирование его через преподаваемые предметы. При изучении предметов студенты приобретают знания, которые не только помогают им самим вести здоровый образ жизни, но и необходимы для их дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом формируются общие компетенций, направленные на внедрение здорового образа жизни (ЗОЖ). Личностные достижения ЗОЖ, проявляются как сформированные общие компетенции. Формирование профессиональных компетенций, т.е.  системы знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности формируются на практических занятиях.

Современное практическое занятие требует от преподавателя использовать все возможности для развития личности студента, активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ и профессиональной безопасности.

Труд медицинских работников характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, большой ответственностью, а в отдельных случаях требует больших физических усилий и выносливости, внимания, высокой трудоспособности, часто в экстремальных условиях.

В лечебном учреждении сестринский персонал и все, кто участвует в процессе ухода за тяжелобольными, подвергаются воздействию отрицательных факторов на организм.  ВОЗ выделяет 5 основных агрессивных факторов больничной среды, а именно:

• воздействие токсичных веществ;

• инфекции;

• радиация;

• психоэмоциональные перегрузки;

• физические перегрузки

Интенсивное развитие науки и техники, результаты которых используются в медицинской практике, приводит к увеличению профессионального риска и выдвигает новые проблемы гигиены труда медицинских работников.

Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.

Формирование знаний, умений о здоровом образе жизни будущих медицинских работников осуществляется в рамках изучения профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 34.02.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными и является одним из основных на первом курсе обучения. На практических занятиях вопросы в области укрепления здоровья рассматриваются по темам характеристика жизненно-важных потребностей человека, «Оценка функционального состояния пациента», «Сестринский уход» и др. Таким образом, полученные знания применяются в собственной жизни, изменяются устойчивые стереотипы.

Формирование здоровьесберегающей грамотности осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на темах профессионального модуля в виде подготовки студентами рефератов, презентаций, санбюллетеней, буклетов и памяток. Свои работы студенты активно демонстрируют пациентам в качестве пропаганды здорового образа жизни на учебной практике, выходя в отделения стационара, благодаря чему реализуется санитарно-профилактическое направление работы.

Изучение тематик МДК 04. 02 Безопасной среды для пациента и персонала, позволяет сформировать знания и умения здоровьесбережения в  области гигиены труда медицинских работников.

Инфекционная безопасность: использование спецодежды, техника безопасности при работе с дезинфицирующими средствами, профилактика парентеральных инфекции, техника безопасности при работе с острым, колющим инструментарием и другие.

Токсичность лекарственных средств. С целью профилактики поступления аэрозолей медикаментов или продуктов их распада в воздух, которое происходит при проведении инъекций, вливаний, аэрозольных ингаляций, мы вырабатываем чёткую технологию набора лекарственного средства в шприц без воздуха, а вытеснение, если необходимо, осуществляется в колпачок иглы.

Профилактика отрицательного воздействия физической нагрузки на медицинский персонал заключается в изучении и применении правил биомеханики,  принципов эргономики в уходе за тяжелобольным пациентом.

Профилактика психоэмоциональных перегрузок. Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, угроза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации. Медицинские сотрудники подвергаются синдрому профессионального выгорания.  Синдром включает в себя: осознание неуспеха в работе, чувство эмоциональной опустошенности и усталости, безразличное отношение к труду, возникновение чувства некомпетентности в профессиональной сфере. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности приводит к развитию деформаций личности, снижающих продуктивность работы, а иногда и затрудняющих ее.  С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями: в первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. 

При изучении МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг отрабатывается до автоматизма техника движения тела и рук медицинской сестры, вырабатывается максимально щадящие стереотипы движения в ходе выполнения тех или иных манипуляций. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья студента. Для наилучшего освоения практических навыков используется многоступенчатый метод обучения на фантомах:

1 ступень – преподаватель для всех студентов показывает на тренажере, как правильно выполняется манипуляция.

2 ступень – преподаватель показывает и объясняет все элементы манипуляции и отвечает на вопросы.

3 ступень – студент проговаривает алгоритм манипуляции преподавателю, а тот исполняет на тренажере его инструкции, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени мы можем увидеть возможные ошибки и сами исправить их.

4 ступень – студент самостоятельно выполняет манипуляции и комментирует выполнение. Это позволяет лучше запомнить совокупность составляющих элементов практической манипуляции.

Участие студентов в профессиональных конкурсах, санитарно-просветительской работе, научно-практических конференциях, олимпиадах и др. мероприятиях, позволяет закрепить, продемонстрировать и внедрить приобретенные знания, умения и практический опыт о ЗОЖ, здоровьесберегающих технологиях, гигиене труда.

Значимость преподавателя в учебном процессе по организации здоровьесберегающего пространства постоянно возрастает. Преподаватель мотивирует студентов через педагогические условия, желания, интересы, личный пример. Применение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости студентов, повышению их успеваемости, улучшению психологического климата в группе, ориентирует студентов на здоровьесберегающую профессиональную деятельность. 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. К сожалению, не у каждого человека в приоритете здоровый образ жизни и любовь к нему. Поэтому необходимо создать те условия, в которых человек бы задумался и переосмыслил свои ценности, ведь здоровье является самым важным из них.

 Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий предполагает комплексный подход, направленный, с одной стороны, на подготовку молодежи к становлению устойчивого здорового образа жизни, с другой — на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в учреждениях здравоохранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Выступление на родительском собрании : «Формирование здорового образа жизни студентов»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность ус...

Роль туризма в формировании здорового образа жизни

Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и обществ...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.Научная статья на тему:«Основы формирования личного стиля з...