Классный час – размышление на тему: «И все не умолкает во мне война»
методическая разработка на тему

Тонких Андрей Александрович

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности студента, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируется чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_i_vse_ne_umolkaet_vo_mne_voyna.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  РФ

ФГОУ СПО «Красноярский аграрный техникум»

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания

Методического совета №___

От «__»_____________2011 г.

Председатель:

_____________ Т. И. Бабичук

                        Методическая разработка театрализованного классного часа – размышления на тему:  «И все не умолкает во мне война».

                                        Выполнил: педагог

                                        дополнительного образования

                                        Горбова Т. В.,

классный руководитель гр. З-2-3

Тонких А. А.

                                                

Красноярск 2011 г.

Оглавление

  1. Аннотация_____________________________________________3
  2. Введение______________________________________________4
  3. Основная часть_________________________________________5
  4. Заключение____________________________________________15
  5. Список литературы______________________________________16
  6. Приложения____________________________________________17

Аннотация

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности студента, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируется чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого студента, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений молодежи Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся в процессе нравственного просвещения.

В современном российском обществе, где средства массовой информации и интернет формируют сознание молодежи, проблема  нравственного и гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Примером любви к родному краю, высоких нравственных стандартов является творчество В. П. Астафьева.

Данная методическая разработка театрализованного классного часа-размышления на тему «И все не умолкает во мне война» направлена на воспитание чувств патриотизма, гражданственности и духовно-нравственного развития студентов, а так же интереса к творчеству нашего земляка писателя В. П. Астафьева.

При проведении классного часа использовались мультимедиа Power Point презентация «И все не умолкает во мне война». Классный час построен в форме литературно-музыкального театрализованного представления по творчеству В. П. Астафьева.

Введение.

Театрализованный классный час – размышление «И все не умолкает во мне война» проводится в преддверии восьмидесяти семилетия со дня рождения В. П. Астафьева. Данное мероприятие второе в цикле классных часов посвященных жизни и творчества В. П. Астафьева. Цикл должен завершиться заключительной обзорной экскурсией в д. Овсянка, с посещением дома-музея и библиотеки им. В. П. Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем на фронт и рядовым прошёл дорогами беспощадной войны пол-России и Польши. Госпитальные койки, тяжелые ранения, контузия… Обжигающая боль утраты боевых товарищей…

В. П. Астафьев - наверное, один из немногих современных авторов, в творчестве и жизни которого воплотилось то особое место писателя в стране, которое соответствует специфически русскому менталитету. «Поэт в России - больше, чем поэт», это провидец, выразитель глубинных народных настроений, камертон общества. Два президента приезжали к сибирскому писателю - М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин; В. В. Путин был на могиле писателя. Очевидно, говорили они не о свойствах метафоры или эпитета в тексте. Говорили о стране, о народе, о его будущем.

Произведения В. П. Астафьева во многом формировали и формируют общественное сознание сегодняшнего дня.

Основная часть

«И все не умолкает во мне война»

Оборудование и оснащение: экран и видеопроектор, костюмы для участников, книжная выставка по творчеству В. П. Астафьева, музыкальная видео-презентация по материалу мероприятия «И все не умолкает во мне война».

ВЕДУЩИЙ 1

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в преддверии  восьмидесяти семилетия нашего земляка Виктора Петровича Астафьева, мы поговорим о самом страшном событии XX века - о Великой Отечественной войне, узнаем, какое место она занимала в жизни и творчестве писателя. Война застала всех врасплох, нежданно-негаданно, вот и Виктор Петрович ее встретил на севере, в Курейке. В конце лета 1941 г. он выехал из Игарки и осенью подал документы во вновь открытое железнодорожное училище на станции Енисей. В июне 1942 года, получив специальность составителя поездов, Виктор

Астафьев был направлен на станцию Базаиха, где проработал 4 месяца. (Стук колес.)

 ВЕДУЩИЙ 2

Несмотря на то, что у него была бронь, в октябре 1942-го добровольцем ушел на фронт. Подтолкнул его к этому страшный случай, который позже он описал в рассказе «Соевые конфеты»:

ЧТЕЦ 1

«... Станция встретила меня угрюмой, молчаливой подавленностью... Мне, Кузьме Абросимову и трем пожилым рабочим с промучастка велено было заняться погребальными делами. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками... Похоронами я был не просто раздавлен, я был выпотрошен, уничтожен ими и, не выходя на работу, отправился в Березовку в военкомат - проситься на фронт...»

ВЕДУЩИЙ 1

Сначала Виктор Петрович попал в запасный полк под Новосибирском, а весной 1943-го - на передовую. Войну он прошел рядовым бойцомчв составе 92-й артиллерийской бригады. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией». Три раза был ранен, дважды -тяжело: осенью 1943 г. - на Днепровском плацдарме и в сентябре 1944 г. - под польским городом Дуклой. После госпиталя, весной 1945 г., его комиссовали и направили в нестроевую часть, где молодой солдат познакомился с Марией Семеновной Корякиной, тоже военнослужащей, и женился на ней. Осенью 1945 г. Виктор Астафьев демобилизовался и приехал вместе с женой на Урал, в её родной город Чусовой. Трудился на тяжелых работах, учился в школе рабочей молодежи. Однажды он попал на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», где читались какие-то рассказы, «приукрашавшие» войну. Протест и несогласие с такой неправдой были настолько велики, что Виктор Петрович после занятия за ночь пишет свой первый рассказ «Гражданский человек» (после переименован в «Сибиряк»), который был опубликован в местной газете. Шел 1951 год. С того момента у Виктора Петровича возникла неодолимая потребность «писать войной», которая не покидала писателя на протяжении всей его литературной деятельности.

(Звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро», начало финала / действия, зачитывается отрывок из «Оды русскому огороду)

ЧТЕЦ 2

«...Память моя, память, что ты делаешь со мной? Все прямее, все уже твои дороги, все морочнее образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, - которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом.... И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу... Успокоения хочется, хоть какого-нибудь успокоения. Но нет его даже во сне, и во сне мучаюсь я...»

ВЕДУЩИЙ 2

Война! Одновременно с «Одой русскому огороду» Виктор Астафьев трудится над повестью «Пастух и пастушка», которая стала новым словом в разработке военной темы. В этом произведении все необычно: подзаголовок, название и даже сам сюжет. Вспомним названия некоторых известных ранее произведений о войне: «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Дожить до рассвета» В. Быкова и др. - и вдруг... «Пастух и пастушка», современная пастораль. Только на первый взгляд это название не имеет ничего общего с войной - автор хотел показать, что человеческой природе чужда война, она убивает, омертвляет душу. Образ пастуха и пастушки возникает в произведении несколько раз, и в каждом случае это люди, которые не принимают войну, не переносят её ужасов и гибнут. Главный герой Борис Костяев во время войны, встретив любимую девушку Люсю, вспоминает о мирной жизни.

(Звучит музыка К. Гпюка «Орфей и Эвридика» II действие, зачитывается отрывок.)

ЧТЕЦ 3

«...- Ты знаешь, когда я был маленький, мы ездили с мамой в Москву.... Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая. Я почему-то услышал сейчас эту музыку, и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные, недоступные злу казалось мне прежде...»

ВЕДУЩИЙ 1

Но война показала, что беззащитные, и доверчивые люди наиболее уязвимы, больше страдают от войны - самого страшного зла.

(Звучит музыка Т. Альбинони «Адажио», зачитывается отрывок.)

ЧТЕЦ 1

«... возле картофельной ямы, покрытой шалашком из будылья, лежали убитые старик и старуха. Они спешили из дому к яме, где по всем видам, спасались уже не раз сперва от немецких, затем от советских обстрелов... Залп вчерашней артподготовки прижал их за баней - тут их и убило.

Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых их било осколками, посекло одежонку, выдрало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты...

Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшись предано в смертный час.

Бойцы от хуторян узнали, что старики эти приехали сюда с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный табун. Пастух и пастушка...»

ВЕДУЩИЙ 2

Вот и главный герой повести оказывается таким же беззащитным. Хотя Борис участвует в боях, но после встречи с Люсей он не в силах понять войну, тоскует по мирной жизни, и после небольшого ранения гибнет. Ав-( тор заостряет внимание на том, что главный герой умирает не от серьезного ранения, а от пережитого кошмара войны. Неслучайно вначале писатель хотел назвать книгу «Такое легкое ранение».

(Зажигается свеча, зачитывается отрывок из «Пастуха и пастушки)

ЧТЕЦ 2

«... - Господи! - вздохнула женщина и дотронулась губами до того, что было могилой, но уже срослось с большим телом земли.

Костлявый татарник робкой мышью скребся о пирамидку. Покой окутывал степь.

- Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе.... Там уж никто не в силах разлучить нас. Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого качалась одиноким бакеном острая пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было когда-то им, остался в безмолвной земле, опутанной корнями трав и цветов, утихших до весны, остался один - посреди России».

(Свеча гасится.)

ВЕДУЩИЙ 1

Виктор Петрович обращался к теме войны не только в масштабных своих произведениях. Очень ярко эта тема отражена в лирико-философских миниатюрах - «Затесях».

(Музыкальная заставка.)

ВЕДУЩИЙ 2

Повседневный солдатский быт был очень труден, да к тому же питание самое скудное. Безжалостные условия существования уничтожали во многих душу, когда физические потребности (поесть, поспать) полностью завладевали сознанием воевавших. Но писатель убежден, что на войне необходимо, как бы это не было трудно, оставаться человеком. Вот один из таких обычных на фронте дней и описал Виктор Петрович в затеей под названием «Макаронина».

(Зачитывается отрывок из затсей «Макаронина».)

ЧТЕЦ 3

«...В котелке осталась одна макаронина. Одна на двоих!.. Точно живое создание. Она перекатывалась по ко-' телку от одного бока к другому. И вот на суху осталась только макаронина, мутную жижицу мы переложили ложками в себя, и она нё утолила, а лишь сильнее возбуждала голод. Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину^ не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно в котелок... мне хотелось ее сцапать - и в рот, в рот!

Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал...

Я отвернулся и застланными великим напряжением
глазами смотрел.        ,

Раздался тихий звук. Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет...

Но макаронина покоилась на месте. Мой напарник первый раз пристально глянул на меня -ив глубине его усталых глаз, на которые из-под век вместе с глицеринно светящейся пленкой наплывали красненькие потеки, я заметил не улыбку, нет, а какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. Он молча же своей зазубренной ложкой раздавил макаронину, но не на равные части, и...  я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело - конец макаронины, который подлиньше, он заберет себе. Но деревянная ложка коротким толчком, почти сердито подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая длиньше».

ВЕДУЩИЙ 1

Образ жертв войны, загубленных, забытых, никому не нужных душ виден нам во всех произведениях военной прозы Астафьева. Особенно ярко он был воплощен в пронзительной затеси «Старая лошадь».

(Звучит музыка Т. Альбинони «Адажио», первые такты, зачитывается отрывок.)

ЧТЕЦ 1

«На нейтральной полосе, среди бородавчатых, засохших кочек вот уже третий день стояла раненая лошадь. Стояла неподвижно, опустив голову. С дряблых, полураскрытых губ её тянулась кровавая слюна. Когда на неё смотрели в стереотрубу, она почти вплотную подвигалась к окулярам, и в большом её глазу можно было заметить тупую боль, тоску и недоумение.... До самой ночи она еще чего-то ждала, затем, судорожно дергаясь, как спутанная, двинулась неизвестно куда. Ей хотелось к людям, но кругом было темно, и глаза тоже застилала темень. Природное чутье изменило ей, и она, выбившись из сил, остановилась. Она не заржала, а только робко пошелестела губами.

Никто не отозвался, никто не пришел на её призыв.

И так вот немым укором стояла она между двумя враждебными мирами, в самом центре войны.

Она была рождена работать, и она работала всю жизнь на людей.... Она хотела одного - жить! Она будто знала, что если упадет, то больше никогда не поднимется и не увидит той дороги, что звала её вперед и обещала что-то...»

ВЕДУЩИЙ 2

Да, война не пощадила никого, но больше всех страдали и погибали совсем юные ребята, едва успевшие закончить школу, с мечтами о своем счастливом будущем, которым не было дано осуществиться. Вот эти молоденькие создания, не успевшие еще пожить на этой земле, налюбоваться её красотой, встретить любимого человека, были направлены в самое пекло войны. Даже те, кто вернулся из этого ада, долгое время не могли найти себе места в мирной жизни из-за воспоминаний о пережитом. Но, несмотря на все тяготы войны, у каждого солдата было то, что помогало выжить, вселяло веру и надежду, вело к победе. Вот и у самого Виктора Петровича был такой момент, когда он посреди этого жуткого хаоса услышал музыку, которую полюбил и запомнил на всю жизнь.

(Звучит отрывок из «Лебединого озера» (действие I, конец финала), зачитывается отрывок из затеей «Мелодия Чайковского».)

ЧТЕЦ 2

«...И я вдруг слышу музыку, с другого света, с другой I планеты, с другого неба плывущую, прекрасную музыку о другой какой-то жизни, мне не ведомой, пробуждающейся под ясным небом, под светлыми звездами. Павлу-ша включил рацию, нажал на клапан телефона, дает мне послушать то удаляющуюся, то наплывающую на меня музыку. Я хочу спросить, откуда, чья эта музыка, но лицо моё грязное, шершавое от стыни, заливают такие потоки слез, что я не успеваю их, затекающие в рот, соленые и горькие, проглатывать, и они текут, рушатся на шинель, глухо застёгнутую на моей груди. На время куда-то пропал кашель, лишь, как на немазаных шестернях, скрипит, рвется дыхание в груди.

, «Кто украл моё детство? Кто съел мою юность? Кто гробит и гложет мою молодость?» - захлебываясь слезами, спрашиваю я, неведомо к кому обращаясь. Мне жалко себя, своей жизни сделалось, а это уже пробуждение. Где-то ж она есть? Где-то ж она звучит? Где-то ж она живет? И, значит, вместе с нею живут прекрасные люди, прекрасной жизнью.

А музыку Павлуша нашел, нащупал для меня в пространстве, и он не знал, какую, чью, и я тогда тоже не знал, откуда, чья она?

Чайковского Петра Ильича была та музыка, впоследствии узнал я, финал первого действия «Лебединого озера». Приобретя пластинку, я заезжу до дыр то место, где про воскресение, про другой прекрасный мир, светлым сиянием спускающийся с небес над родной землей, над всеми нами, все вытерпевшими и перестрадавшими».

ВЕДУЩИЙ 1

В 1990-е годы тема войны становится основной в творчестве Виктора Петровича - исчезли идеологические препоны и, не боясь ножниц цензуры, автор смог рассказать обо всем, пережитом им на фронте. Выходят в свет роман «Прокляты и убиты», повести «Обертон», «Веселый солдат», «Так хочется жить». Читая книги Астафьева, вы испытываете потрясение, вам становится жалко всех, кого коснулось это горе. Понимаешь, что автор преследовал цель рассказать о войне без прикрас, чтобы мы осознали, насколько война противоречит человеческой природе. В повести «Веселый солдат» Виктор Петрович размышляет об одном из глубоких заблуждений. (Зачитывается отрывок.)

ЧТЕЦ

«...Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете и, кажется, «мудрость» эта необратима и неизменна: кто-то кого-то все время убивает, ест, топчет, и самое главное - вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедай, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы на земле».

ВЕДУЩИЙ

Мы предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Жизнь на миру».

(Идут кадры из фильма (фрагмент беседы с В. П. Астафьевым).

ВЕДУЩИЙ

Как вы думаете, почему изможденные, голодные, обессиленные солдаты смогли одержать победу в этой беспощадной войне? Возможно, ответ мы найдем в отрывке из романа «Прокляты и убиты».

(Зачитывается отрывок. Звучит песня «Ревела буря».)

ЧТЕЦ

«...Отужинали маршевики, на нары, воняющие в этот вечер особенно удушливо, взгромоздились, лежат, думу думают, мечтают кто о чем. Слабаки засыпать начали, но в это время под прелыми сводами казармы, в недрах этого наспех вырытого и слепленного под людей подвала негромко и внятно раздалось:

Ревела буря, дождь шумел...

Казарма, приглушенно, ровно гудевшая предсонным, постепенно замирающим гулом, смолкла, вовсе унялась. Врасплох захваченная казарма не сразу, не вдруг, как бы пробно, как бы для себя поддержала серебряно-звонкий голос Бабенко:

Во мраке молнии блистали...

...Сразу радостно, сразу высоко взнялся, взлетел голос из второй роты. И вот уж весь батальон, пока ещё пробно, подхватил песню, ротный запевала второй роты соединил свой голос с запевалой первой роты. Все бережнее, все аккуратнее ровняли под них голоса бойцы, всяк свой голос встраивал, будто ниточку в узор вплетал, всяк старался не загубить песенный строй... и вся изматеренная, оплеванная. Богом и людьми проклятая казарма во всю мощь четырьмя сотнями голосов сотрясала подвал:

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали...

Старшина Шпатор, спустивши босые ноги с топчана, сидел, полуоткрыв рот, ошарашено слушал мощно гремевшую многоголосую армию, слушал свою роту, свой первый батальон и ничего не мог понять - он не ведал такого батальона, такого праведного... Нет, он знал, он угадывал сокрытое в этих юных ребятах могущество, понимал этот подлый казарменный быт... размельчил людей, поднял наверх самое отвратительное...

В прежних служивых, ушедших на фронт в маршевых ротах, Шпатор не имел оснований сомневаться, то в большинстве своем были люди с устоявшейся жизнью и характером... Но эти вот восемнадцатилетние ребятишки-то с неустоявшейся жизнью и судьбой, иные и характером-то ещё не сформировавшиеся... Но вот каждый голосишко норовит пристроиться к другому, поддержать его, подпереть, силы всему хору прибавить... и ощущает каждый в себе незнаемую силу, полнящуюся другой силой, которая, слиясь с силой товарищей своих, не просто отдельная сила, но такая -великая мощь, такая сокрушительная громада, перед которой всякий враг, всякое нашествие, всякие беды, всякие испытания - ничто! В эти минуты старшина Шпатор твердо поверил: его ребята, юные эти шпанята, заломают врага и живы будут, все-все живы...»

ВЕДУЩИЙ

Мы с вами кратко затронули некоторые произведения Виктора Петровича Астафьева, посвященные Великой Отечественной войне, м можем уже их осмыслить. Ребята, вы можете поделиться своими впечатлениями от этой литературно-музыкальной композиции? Как вы воспринимаете ту войну, которую описал В. П. Астафьев? (Ответы из зала). Согласны ли вы с утверждением, что без войн невозможно обойтись современному обществу? (Ответы из зала). Ребята, с вашей точки зрения,  какой ценой была вырвана наша победа в Великой Отечественной войне? (Ответы из зала). Оправданы ли страдания и жертвы нашего народа? (Ответы из зала). Как вы думаете, какова основная цель написания В. П. Астафьевым произведений о войне? Достиг ли её автор? (Ответы из зала).

Да, мы слышим обращенный ко всем жителям нашей планеты призыв писателя - к жизни без войн. (Звучит вокализ С. Рахманинова.)

Заключение

Современное общество требует от системы средне специального образования не только качественного подготовленного, компетентного специалиста, но и личность, отвечающую современным духовным, нравственным и культурным требованиям.

И в полной мере удовлетворяет данной задаче театрализованный классный час – размышление «И все не умолкает во мне война», посвященный творчеству В. П. Астафьева, его военным произведениям. Война показана не как героическое приключение, а как грязь и кровь, страдание и  отчаяние.

Данное классный час является вторым мероприятием в цикле, посвященном творчеству и жизни В. П. Астафьева. Эмоционально – психологическое воздействие на участников достигается с помощью использования костюмов для чтецов и ведущих, а так же музыкального и видео оформления.

Список  литературы

1) Астафьев, В.П. Голоса родной России/В.П. Астафьев//Час России : Антология одного стихотворения поэтов России /сост.: В. Астафьев, Р. Солнцев . –М .: Современник , 1988г.- С. 4

2) Пушкин А.С. Стихотворения /А.С. Пушкин. – М.: Астрель ; АСТ, 2001г. – С.84.

3) Н. Яновский. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М., “Советский писатель”, 1982г.

4) В. Курбатов. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярское книжное издательство, 1983г.

5) В.П. Астафьев. Библиографический указатель. Вступительная статья А. Пантелеевой. Красноярское книжное издательство, 1989г.

6) В.П. Астафьев. Во глубине России. Составитель альбома и автор текста В.М. Ярошевская. Издательство “Кредо”, 1998г.

7) Астафьев В.П. Затеси/ В.П. Астафьев; сост .: Н.Я. Сакова , В.В. Чагин.:Красноярское кн. изд-во, 2003г. – С 618-619.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по литературе на тему "Героини Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"

Методическая разработка урока на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (тех...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны в Российской Федерации"...

Размышления на тему: "Почему нельзя отменять черчение в образовательном учреждении"

В современном производстве чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на наших заводах изготовляют различные станки, самолеты, радиоприемники, бытовые приборы и многое другое. Создать все это нельз...

Классный час. Размышления о наркомании на тему: «Остановись и подумай».

Классный час.  Размышления  о   наркомании на тему: «Остановись    и    подумай»....

Классный час-размышление «Поговорим об ответственности»

Классный часс проведенный в группе С15-1...

План конспект занятия на тему " Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны"

Обобщение и систематизирование знания у учащихся о причинах, ходе и итогах Великой Отечественной войны, о положении Республики Бурятии в годы  войны;Рассмотрение влияние мировых исторических собы...

Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Город Черемхово в годы Великой Отечественной войны»

Никто не забыт, ничто не забыто» -  эти слова относятся к тем, кто с оружием в руках сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто в глубоком тылу ковал победу на заводах , шахтах, н...