Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».
материал на тему

 

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведения в конфликте в игровой форме ; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики  (тест Томаса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_konflikt_korotetskaya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие- тренинг  с подростками :  «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведения в конфликте в игровой форме ; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики  (тест Томаса).

1.  Ритуал приветствия.

Молчаливое приветствие друг друга    все молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом, не произнося ни слова.

2.  Упражнение «Коллективный счёт».

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача группы - назвать по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнёт счёт и кто назовёт следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально) во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя и более игроками, ведущий требует снова начать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении  количества попыток. Участники должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

        3.        Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа, таким образом, разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один - давит на ладони, другой - сопротивляется. Затем поменяться местами.

  • Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас
  • В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
  • В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»

        

        4.  Теоретический материал:    Конфликт имеет сложную природу, что обусловливает многообразие взглядов на его определение, типологию, причины, а также стратегии и методы разрешения. Конфликт — это столкновение чего-то с чем-то.

Два основных вопроса теории конфликта — что именно сталкивается в нем, и каков характер этого столкновения.

Структура и динамика конфликта.

Обобщая различные подходы, можно выделить следующие структурные характеристики конфликта.

Конфликтная ситуация — исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе межличностных отношений. Переходу конфликтной ситуации в конфликт соответствует возникновение инцидента. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта в результате обострения противоречий; столкновение взаимодействующих сторон, означающее переход конфликтной ситуации в конфликт. Для того чтобы произошел конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и несовпадающих позиций партнеров. Необходима определенная ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма и выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал неблагополучия в общении.

Стороны (участники) конфликта — отдельные индивиды, действующие лица конфликта.

Образы конфликтной ситуации — представления участников о себе (своих потребностях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.), о том, как другой воспринимает его, о противоположной стороне (о се потребностях, возможностях, мотивах и т.д.), представления сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Предмет конфликта, или объект (в интерпретации отдельных конфликтологов) — это то, что становится объектом несовместимых притязаний сторон (конкретный объект, возможность и т.д.), то, из-за чего спорят.

Условия конфликта: обстоятельства или факторы, определяющие характеристики конфликта и возможность его разрешения, условия возникновения и протекания конфликта. Условия возникновения — это объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие.

Действия участников конфликта — в совокупности они образуют конфликтное взаимодействие.

Исход конфликта, который представляет собой не столько результат, завершающую стадию конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников.

Развиваясь по своим закономерностям, конфликт имеет свою динамику развития. К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. По динамике конфликта выделяют следующие этапы: возникновение, осознание конфликтной ситуации, конфликтное взаимодействие (инцидент, эскалация конфликта), завершение конфликта. Вместе с тем, нам кажется обоснованным включать в динамику конфликтов постконфликтное взаимодействие.

Функции межличностного конфликта.

Современная психология признает двойственную природу межличностного конфликта, одновременно несущего в себе конструктивную и деструктивную функции.

Деструктивные (негативные) функции конфликта выражаются в:

  • непонимании и отсутствии стремления понять друг друга;
  • неадекватности  восприятия и реагирования на действия и высказывания другой стороны;
  • изменении психологического климата в группе;
  • уменьшении сотрудничества и нарастании изоляции;
  • подмене цели — люди стремятся не к достижению согласия и реализации первоначальной цели, а к победе, утверждению силы;
  • изменении эмоционального состояния; эмоциональных затратах в процессе конфликта;
  • истощении материальных и духовных ресурсов;
  • нарушении стабильности сложившейся системы отношений.

Деструктивные конфликты приводят к снижению личной удовлетворенности, появлению чувства тревоги, разрушению группового сотрудничества, преуменьшению возможностей сотрудничества, уменьшению коммуникаций. Деструктивные конфликты тормозят развитие группы или разрушают ее.

Конструктивные конфликты — это конфликты, для которых характерны разногласия, затрагивающие «принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития .

Конструктивными функциями конфликта являются:

  • изменение и развитие личности;
  • развитие чувства ответственности, осознание человеком собственной значимости;
  • сплочение единомышленников;
  • создание условия выбора или принятия творческого решения;
  • информационная и связующая роль;
  • создание условий для переоценки отношений, моральных качеств людей;
  • стимуляция активности;
  • снятие напряженности;
  • восстановление оптимального равновесия в отношениях;
  • выявление неблагополучия, рассогласования целей, интересов.

Реализация двух главных функций конфликта: деструктивной и конструктивной — во многом зависит от социальных установок и отношения к конфликту, от той роли, которая ему отводится в жизни человека и общества, и, что не менее важно, от обучения поведению в конфликте, способам его разрешения.

Для описания стратегий поведения в конфликтах К. Томас применил двухмерную модель, где основными измерениями являются две характеристики:

-   степень кооперации или внимания  к интересам других людей, вовлеченных в конфликт (ориентация на других);

-  степень напористости или защиты собственных интересов (ориентация на себя).

Соответственно, двум этим измерениям были определены следующие стратегии поведения в конфликте:

соперничество, конкуренция или стремление к доминированию – все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая интересы другого (это стратегия «выиграть/проиграть»);

приспособление, в противоположность соперничеству — принесение в жертву собственных интересов ради другого; подчинение, уступчивость, не учитывающая собственных интересов; тенденция сглаживания противоречий (это стратегия «проиграть/выиграть»);

избегание, уход от конфликта, игнорирование интересов своих и интересов другого человека – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее (это стратегия «проиграть/проиграть»);

компромисс –  урегулирование разногласий через взаимные уступки и взаимные потери (это стратегия «частично проиграть/проиграть» и «частично выиграть/выиграть»);

сотрудничество – интеграция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон (это стратегия выиграть/выиграть»).

Несмотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Так, соперничество эффективно, если исход конфликта важен для вас, если вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и вам представляется, что ваше решение наилучшее, если решение нужно принять быстро или необходимое решение непопулярно, а вы обладаете достаточной властью.

Избегание целесообразно использовать, если исход конфликта не очень важен для вас, если вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу, если необходимо ослабить высокую напряженность, если вам кажется, что лучше отложить решение, потому что открытое обсуждение может ухудшить ситуацию.

Приспособление используется, если вас не особенно волнует конфликт, вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, если у вас мало шансов победить, если вы считаете, что итог намного важнее для другого человека, а не для вас.

К компромиссу приходят, если обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, если необходимо получить решение быстро, если вас устраивает временное решение, если другие подходы оказались неэффективными и если вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

Сотрудничество эффективно при следующих условиях: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет устраниться, есть время для работы над проблемой, у нас тесные отношения с другой стороной, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

Разрешение конфликта — это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.

        5.         Диагностика ведущей стратегии в конфликте.

Тест оценки собственного поведения в конфликтной ситуации.

( Приложение1).

        Цель: определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий.

        Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста  

        

        6.        Работа в группах:

        Участники делятся на 5 группы, каждая группа получает задание – разрешить конфликтную ситуацию в соответствии с заданным стилем поведения.

Группа обсуждает конфликтную ситуацию, выбранную из « Корзины конфликтов». Участники демонстрирует вид поведения, соответствующий заданному типу поведения в конфликтной ситуации.

  1. Конкуренция, соперничество (акула) – « Чтобы я победил, ты должен проиграть»
  2. Приспособление (медведь) – « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
  3. Компромисс (лиса) – « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
  4. Сотрудничество (сова) –  « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»
  5.  Избегание (черепаха) – «Я не желаю участвовать»

Обсуждение: соответствует ли продемонстрированный  тип  «девизу» и заявленному стилю поведения?

Вывод:

  • По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте
  • Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте

7.  Упражнение. «Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие.

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

         Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

     Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек).

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

Приложение 1.

Тест оценки собственного поведения

в конфликтной ситуации.

А        В        С        Д        Е

1________    2 __________  3_________  4 __________  5  ___________

6  _______     7 _________    8  _______    9  _________    10 __________

 

11________  12__________  13  _______  14  _________ 15  __________

Инструкция: После чтения каждого из пунктов решите, свойственно ли вам то или иное поведение, и проставьте соответственно баллы в колонках.

Часто- 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.

Задание:

И так, как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?

  1. Угрожаю или дерусь.

2.  Ищу компромиссы.

3.Стараюсь принять точку зрения противника, считаясь с ней, как со своей.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я  согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.( не путать с п. 3)

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всё началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь всё обратить в шутку.

Обработка: внесите выставленные вами баллы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса. В какой колонке сумма оказалась самой высокой? Это ваш стиль  решения конфликта.

Анализ результатов:

 колонка А, «акула» - соперничество, соответствует «жёсткому» типу решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своём, защищая свои позиции, в которых , по вашему мнению, нет и не может быть ошибок и изъянов. Во что бы то ни стало, вы стараетесь выиграть. Тип человека, который всегда прав.

Колонка В, «сова» - сотрудничество, примиренческий стиль решения конфликтов. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Две головы лучше, чем одна. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

Колонка С «лиса» - «Компромиссный». С самого начала вы согласны на компромисс.

Колонка Д «медведь» - приспособление, « мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаёт на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

Колонка Е «черепаха» - избегание. Ваше кредо, «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до столкновения.