Внеклассное мероприятие - Классный час "Мастерская общения. ВМЕСТЕ - мы сила!"
классный час на тему

   «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
 
       «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»
Курт Левин
 
Цель: повышение сплоченности группы, развитие взаимоуважения.
Задачи:
1) Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; 
2) эмоционально сопереживать однокурснику;
3) Развивать умение сотрудничать и действовать сообща;
4) Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
5) Разрешать конфликтные ситуации;
6) Формировать позитивное отношение к каждому человеку.
 
   Группа для студента - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка была учебная группа, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
 
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между однокурсниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
       Классный час проведится в виде тренинга или как здесь указано в виде мастерской общения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вместе мы – сила! 18 апреля 2013г.

Слайд 2

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин

Слайд 3

Список правил на занятии: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Я – высказывание( говорить только от своего лица ). 5. Безоценочность суждений. 6. Активность. 7. Правило «стоп»( избегать критики или дождаться обсуждения ). 8. Конфиденциальность( не обсуждать занятие за пределами ).

Слайд 4

Описание упражнения Разделить группу на 2 подгруппы путем выдачи листов разного цвета. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Слайд 5

Внешним видом(одежда, обувь); Характером (холерик, сангвиник, меланхолик); Поведением; Полом; Одеждой; Речь (тон, тембр, интонация); Цветом глаз, волос, кожи; Походкой; Местом проживания.

Слайд 6

Описание упражнения Ребята сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: Н/п, «Поменяйтесь местами те, кто умеет жарить яичницу». Задача тех, кто обладает данным умением или признаком встать со своего места и сесть на свободное. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Слайд 7

Что такое самоуважение?

Слайд 8

“ Самоуважение есть нравственное здоровье." Сэмюэл Смайлс. Самоуважение – это уважение к себе, к собственной личности, правильное понимание себя, чувство собственного достоинства Синонимы самоуважения – достоинство, уважение, гордость, самолюбие

Слайд 9

Будьте честны с самим собой. Учитесь воспринимать критику. Следите за своим внешним видом. Избегайте зависти. Помните о ваших мотивах. Уважайте других. Не смейте ненавидеть себя. Умейте прощать.

Слайд 10

Самоуважение – это внутренняя вера в себя, а не эгоистичное чувство превосходства.

Слайд 11

Описание упражнения Участников делят на две команды с помощью двух разноцветных листочков. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры, маркер и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков , которые позволяют человеку уважать другого человека. Задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых человека не уважают. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Слайд 12

Описание упражнения Предлагается всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Слайд 13

Описание упражнения Основное условие - задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. В первой части упражнения дается задание построиться по росту , во второй части - нужно построиться по дате рождения . Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Слайд 14

Невербальный язык тела - что это? Невербальное (несловесное) общение, более известное как язык поз и жестов , включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Невербальное общение - это речь без слов или язык тела (позы и жестикуляции, взгляды и мимика, внешность и походка человека, и даже молчание во время разговора).

Слайд 15

Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Слайд 16

7% - информации передается с помощью слов 38% - звуковых средств 55% - мимики, жестов, позы Алан Пиз

Слайд 17

чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами, около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу не забывать о радостях общения с близкими людьми, распознавании душевного состояния человека(радость, горе, усталость, плохое настроение и т.д.), при трудоустройстве на работу.

Слайд 18

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 19

1 2 4 5 3

Слайд 20

1 2 3 4

Слайд 21

Описание упражнения Делимся на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Последний кто смотрит в спину рисует картинку стоящему перед ним. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спину каждого члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Слайд 22

Описание упражнения Группа делится на 2 команды по 8 человек и каждому члену команды выдается по пазлу (разрезанный лист календаря). Каждый должен вставить свой пазл в картину. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Слайд 23

Описание упражнения Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Руководитель перемешивает и разбрасывает в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Слайд 24

Описание упражнения Нужно подумать, что мы могли бы подарить своей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? А потом сказать, что каждый из нас дарит группе. «Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Слайд 25

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие

Слайд 26

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи. Не бойся! Трус обречен на поражение. Трудись! Другого пути к успеху не дано. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.



Предварительный просмотр:

Классный час «Мастерская общения: Вместе мы – сила!»

     Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

   «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

       «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»

Курт Левин

Цель: повышение сплоченности группы, развитие взаимоуважения.

Задачи:

  1. Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  2. эмоционально сопереживать однокурснику;
  3. Развивать умение сотрудничать и действовать сообща;
  4. Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  5. Разрешать конфликтные ситуации;
  6. Формировать позитивное отношение к каждому человеку.

   Группа для студента - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка была учебная группа, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между однокурсниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

      Сегодняшний классный час мы проведем в виде тренинга или как здесь указано в виде мастерской общения. Тренинг в переводе означает тренировка, она дает прекрасную возможность отработать коммуникативные навыки – вступления в контакт и выхода из него. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы. Конечно, я не рассчитываю на глубокие изменения в сознании участников нашей группы после этого занятия. Но, рассчитываю, что у некоторых может   произойти переосмысление или смена внутренних установок, появится у многих определённый опыт  позитивного отношения к себе, к окружающим людям.      За время занятий вы  успеете по много раз сменить партнёра по взаимодействию и не совсем всегда с тем, кем  находитесь в дружеских отношениях. Каждый раз придется приветствовать нового человека, а потом прощаться с ним.

На занятии будут определенные правила работы в группе(слайд), которые необходимы для того, чтобы все вы чувствовали себя комфортно и безопасно.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Я – высказывание (говорить только от своего лица).

5. Безоценочность суждений.

6. Активность(проявлять)

7. Правило «стоп» (избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения)

8. Конфиденциальность (не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях).

     

     Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

                                  РАЗМИНКА –

                               для того чтобы заинтересовать ребят, создать

 благоприятную обстановку на занятии.

 «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Описание упражнения: Разделить группу на 2 подгруппы путем выдачи листов разного цвета. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств или различий и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

«Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу, например: «Поменяйтесь местами» те, кто умеет жарить яичницу». Задача тех, кто обладает данным умением или признаком встать со своего места и сесть на другое свободное. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть собака.

- Поменяйтесь местами те, у кого темные волосы.

- Поменяйтесь местами те, кто любит читать.

- Поменяйтесь местами те, кто любит выступать на сцене.

- Поменяйтесь местами те, кто любим маму.

- Поменяйтесь местами те, кто занимается спортом.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть родные братья.

- Поменяйтесь местами те, кто умеет готовить пищу.

- Поменяйтесь местами те, кто сам себе стирает носки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть сережки в ушах.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть на руках часы.

Психологический смысл упражнения

Этот тренинг позволяет создать  условия для того, чтобы ребята могли лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность друг к другу.

Рефлексия:

Посмотрите, оказывается, что у нас много общего, а, сколько мы еще не знаем друг о друге…

                                   

Диалог и Мини- лекция.

     Предлагается каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос «Что такое самоуважение?» Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком, и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание. 

САМОУВАЖЕНИЕ

Степень, в которой человек ценит сам себя. Обратите внимание, что, хотя слово уважение несет коннотацию высокой оценки или ценности, составная форма самоуважение относится ко всему измерению и обычно уточняется степень самоуважения (высокая или низкая). Также называется самооценкой.

Гордость – это важнейший источник силы. Гордость – это то качество характера, души, которое отличает свободного человека от раба. Гордость – это разница между настоящим мастером своего дела, профессионалом и халтурщиком-временщиком.

Гордость не имеет ничего общего с гордыней или высокомерием. Я говорю о настоящей гордости – о нашей чести, высоком человеческом достоинстве, непременной и безусловной черте каждой полноценно развитой личности.

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Ощущаете разницу?

СМИРЕНИЕ - Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия

“Самоуважение есть нравственное здоровье.”

Сэмюэл Смайлс

Люди, уважающие себя, всегда уверенны в своих способностях, удовлетворены своей жизнью и работой.

Они не боятся рисковать и пробовать что-то новое, поскольку верят в себя, в свои силы. Если их постигает неудача, они с ней справляются и не бичуют себя беспощадно сознанием вины. Они могут выбраться из периода неудач и начать все сначала.

Люди, уважающие себя, не только ощущают свою природную ценность, но также знают, что им в жизни предстоит сделать что-то важное. Они чувствуют, что их любят, а потому могут искренне любить других.

Имея хорошее мнение о себе, они способны положительно реагировать на людей и разные жизненные ситуации.

    Хорошее мнение о себе позволяет людям снисходительно относиться к собственной внешности и даже не переживать по поводу своей индивидуальности. Такие люди, не колеблясь, бросают все силы на преодоление возникающих проблем вместо того, чтобы падать под их тяжестью.

Они умеют трезво, не возносясь, оценивать свои достижения.

Люди, обладающие чувством собственного достоинства, реально оценивают свои способности. Они понимают, что не совершенны, что время от времени, допускают ошибки и терпят неудачи в жизни.

Однако, трезво расценивая свои возможности, они также понимают, что имеют достаточно хороших качеств, чтобы уравновесить отрицательные черты своего характера.

Вот почему они чувствуют себя наравне с окружающими и считают, что способны оправдать кредит доверия со стороны других людей

Самоуважение – это основа счастливой жизни.

 Человек, который не уважает себя, постоянно чувствует неуверенность в себе и с трудом принимает решения.

Как с этим бороться?

1. Будьте честны сами с собой

Со стороны окружающих всегда существует некоторое давление. На протяжение всей жизни вам дают советы и указывают ваши родители, учителя, коллеги по работе. Самоуважение придет к вам только тогда, когда вы почувствуете ваше искреннее призвание, поверите в собственную ценность и поймете, что важно для вас. Каждый человек должен следовать своим собственным путем. Даже если кто-то не уважает ваше решение, важно то, что вы приняли его сами. Просто спросите себя, вы пришли в этот мир, чтобы следовать чужим советам или для того, чтобы жить собственной жизнью?

2.Учитесь воспринимать критику. Люди – очень ранимые существа. Существует не так много людей, которые готовы воспринимать критику в свой адрес. Большинство из нас ее игнорируют, независимо от того оправдана она или нет. Но чувство самоуважения сохранится и даже усилится, если относится к критике адекватно. Просто не нужно принимать критику лично, а посмотреть на ситуацию со стороны. Прислушивайтесь к критике, в которой есть доля истины, старайтесь исправить свои ошибки и впредь не повторять их. В любом случае не стоит принимать критику слишком близко к сердцу.То, что вы не очень хороши в чем-то, не должно влиять на вашу самооценку.

3. Следите за своим внешним видом

Внешний вид человека очень важен. Он может дать нам уверенность, а может наоборот заставить нас чувствовать себя неловко. Позаботьтесь о том, как вы выглядите. В то же время старайтесь не пасть жертвой моды. Во всем надо знать меру. Это хорошо понимают люди, которые любят и уважают себя, поэтому не позволяют себе плохо выглядеть. Одевайтесь элегантно и со вкусом, прежде всего для себя, а не для других.

   4.Избегайте зависти. 

Зависть – лучший способ потерять самоуважение. Ведь когда вы завидуете чужому успеху, вы начинаете ненавидеть себя за то, что не смогли добиться того же. Нельзя постоянно сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут существовать люди успешнее, чем вы. Вместо того, чтобы завидовать им, порадуйтесь вместе с ними. Пусть чужой успех не умоляет вашу самооценку.

5. Помните о ваших мотивах

Иногда получается так, что мы работаем с лучшими побуждениями и намерениями, но в итоге получаем не очень удачные результаты. Проблема многих людей заключается в том, что они согласны уважать себя только после того, как добьются успеха, богатства и славы. Но не стоит забывать, что для достижения целей вам необходимо чувство самоуважения и здоровая самооценка. Цените ваше отношение к жизни и, даже если дела пойдут плохо, не теряйте веру в себя. Идите по жизни с самыми лучшими намерениями и целями и уважайте себя за это.

6. Уважайте других

Если вы не уважаете других людей, как вы можете иметь чувство собственного достоинства? Самоуважение – это внутренняя уверенность, но эта уверенность не должна быть построена на превосходстве над другими. Поставить других на уровень ниже, лишь для того, чтобы почувствовать собственную ценность – это неправильный подход. Чем больше хороших качеств в будете искать в других людях, тем больше этих качеств вы найдете в себе.

7. Не смейте ненавидеть себя

Все мы порой ошибаемся и поступаем неправильно, но это не значит, что мы должны ненавидеть себя за это. Постоянные ненависть к себе и чувство вины – верный путь к саморазрушению. Слушайте свою совесть, не будьте слишком жестоки к себе и не обременяйте себя прошлыми ошибками.

8. Умейте прощать

Учитесь прощать себя и других. Не живите прошлым, отпустите ваши старые ошибки и проблемы. Пока вы помните о них, вы постоянно будете чувствовать себя виноватыми. Не позволяйте вашей самооценки страдать из-за прошлых ошибок.

И помните, что самоуважение - это внутренняя вера в себя, а не эгоистичное чувство превосходства.

      «Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения

       Участников делят на две команды с помощью двух разноцветных листочков. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение к человеку к себе. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

       Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

         Осознание студентами связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

       Предлагается всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение.

Упражнение «Построимся»

Описание упражнения

      Предлагается поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание построиться по росту «Вы можете легко это сделать», во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

    Психологический смысл упражнения

     Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

                               Мини-лекция

                     Невербальный языка тела.

 - Что такое невербальное общение?

Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Сохранение личного пространства собеседника.

    Классификация невербального общения:

1.Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).

2.Тактильные движения

(рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).

3.Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

4.Пространственные движения  (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Австралийский специалист Алан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Т.е. не столь значимо, что говорится, а как это делается. Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно. (слайд)

-Дорогие мои, как вы думаете, в каких случаях мы обращаемся к этому языку? И как вы считаете, умение общаться с помощью невербальных средств важно для нас сегодня?

- Спасибо. Действительно, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам,  оно необходимо современному образованному человеку, который может оказаться в различных  жизненных ситуациях, для того чтобы сделать речь более выразительной. Нам известно, что выступление, сопровождаемое жестами, запоминается на 80% больше, ежели оно не будет сопровождаться ими. Иногда словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса.

    Вот еще несколько причин для чего необходимо знать этот язык:

  • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
  • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
  • наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
  •  чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами,
  • не забывать о радостях общения с близкими людьми,
  • распознавании душевного состояния человека(радость, горе, усталость, плохое настроение и т.д.),
  • можно наиболее точно составить представление о человеке, с достаточной степенью достоверности быстро определить черты характера по почерку и походке, по форме и расположению носа и ушей, губ и морщин на лице, глаз и подбородка,
  • позволяет добиться поразительных успехов в познании и своей собственной личности.

   Конечно, это личное дело каждого – пользоваться языком невербального общения или нет, но мы сегодня попробуем убедиться в том, что очень многое можно выразить на языке жестов, мимики и телодвижений.

    Некоторые из вас, да и взрослые пользуетесь разными изображениями смайликами. Посмотрите, пожалуйста, на эти изображения, и, скажите, при каких эмоциях вы бы их поставили? (слайды смайликов)

     Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние. И поэтому  невербальные проявления  являются важнейшими компонентами процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.

     Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными.  Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия. Посмотрите на эти слайды и ответьте на вопросы(слайды про мимику и жесты).

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

         Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Классный руководитель рисует какую-нибудь простую картинку (солнце,)и показывает последнему стоящему. Затем эта картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

          Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Второй раз делать по мере необходимости, можно не повторять.

Обсуждение

      Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

         Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

«Пазлы»

Описание упражнения

           Группа делится произвольно на 2 команды по 8 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

          Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения

        Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи 

   

  "Ботинки"

Описание упражнения

 Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Ребята рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Довольны ли тем, как выполнили упражнение, кто  помогал? Что испытали, выполняя задания?

Психологический смысл упражнения

        Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

«Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наша мастерская завершает свою работу. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде.

         Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Обобщение. Рефлексия:

      Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев:

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил.

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.

С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.

У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.

Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  • Не бойся! Трус обречен на поражение.
  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.
  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.
  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

     Самой же главной оценкой классного часа станет оценка студентов, когда они будут делиться впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с однокурсниками.



Предварительный просмотр:

"Ботинки"

Описание упражнения

 Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Ребята рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Довольны ли тем, как выполнили упражнение, кто  помогал? Что испытали, выполняя задания?

Психологический смысл упражнения

        Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

«Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Говорит классный руководитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Классный руководитель:«Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить занятие красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наша мастерская завершает свою работу. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

   «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»

Курт Левин

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи занятия:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • формировать позитивное отношение к каждому человеку;
  • повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • сплочение группы.

Мы учимся:

ответственности, самостоятельности,

умению принимать решения, инициативности, осознанию собственной индивидуальности

ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!

ГАОУ СПО Республики Коми

 «Сыктывкарский индустриальный колледж»

Копия DSCN1779.JPG

МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ

ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА!

1 курс

Специальность 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»

Годы учёбы 2012-2015

Наш девиз:

 « Собраться вместе – начало,

Остаться вместе – прогресс,

 Работать вместе – успех!»

СЕГОДНЯ МЫ СТУДЕНТЫ,

 ЗАВТРА

ДОСТОЙНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ.

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

18 апреля 2013г

            Правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Я – высказывание (говорить только от своего лица).

5. Безоценочность суждений.

6. Активность (проявлять)

7. Правило «стоп» (избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения)

8. Конфиденциальность (не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях).

   

    Разминка –  для того чтобы заинтересовать ребят, создать благоприятную обстановку на занятии.

 

              «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Описание упражнения: Разделить группу на 2 подгруппы путем выдачи листов разного цвета. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств или различий и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

           «Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу, например: «Поменяйтесь местами» те, кто умеет жарить яичницу». Задача тех, кто обладает данным умением или признаком встать со своего места и сесть на другое свободное. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть собака.

- Поменяйтесь местами те, кто любит читать.

- Поменяйтесь местами те, кто занимается спортом.

- Поменяйтесь местами те, кто сам себе стирает носки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть сережки в ушах.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть на руках часы.

Психологический смысл упражнения

Этот тренинг позволяет создать  условия для того, чтобы ребята могли лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность друг к другу.

Рефлексия:

Посмотрите, оказывается, что у нас много общего, а, сколько мы еще не знаем друг о друге…

Как бороться человеку с тем, что не уважает себя, постоянно чувствует неуверенность в себе и

с трудом принимает решения?

  • Будьте честны с самим собой.
  • Учитесь воспринимать критику.
  • Следите за своим внешним видом.
  • Избегайте зависти.
  • Помните о ваших мотивах.
  • Уважайте других.
  • Не смейте ненавидеть себя.
  • Умейте прощать.

            «Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения

       Участников делят на две команды с помощью двух разноцветных листочков. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. Соответственно задача другой команды - написать как можно больше поступков, из-за которых мы не уважаем человека. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение.  Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения. Осознание студентами связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

                   «Поздороваемся»

Описание упражнения.  

Предлагается всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение.

       «Построимся»

Описание упражнения

      Предлагается поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. В первой части упражнения дается задание построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

    Психологический смысл упражнения

     Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

        «Рисунок на спине»

Описание упражнения

         Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Классный руководитель рисует какую-нибудь простую картинку (н/п, солнце), и показывает последнему стоящему. Затем эта картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения.  Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

             «Пазлы»

Описание упражнения.  Группа делится произвольно на 2 команды по 8 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

 Обсуждение. Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения. Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Классный час на тему: «Святой Георгий – защитник родной земли»

Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Классный час на тему: «Адреса памяти»

В годы ВОВ многие воины склонили головы на полях сражений. В честь их подвига были созданы воинские захоронения. На данном внеклассном мероприятии мы ознакомимся с классификацией этих захоронений, а т...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "В единстве наша сила"

Методическая разработка урока на тему Единого Всекубанского классного часа на тему «В единстве наша сила». Основной идеей классного часа является формирование и развитие чувства патриотизма у детей, л...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Классный час: «Моя профессия Лаборант-аналитик»

Классный час - «Моя профессия Лаборант-аналитик». История появления профессии в техникуме.Летопись профессии «Лаборант- аналитик». Обмен опытом студентов 3 курса....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час: «Город, в котором я учусь»

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»        Методическая разработка внеклассного мероприятияКлассный час: «Город, в котором ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Жить вместе (межэтническая толерантность)»

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Жить вместе (межэтническая толерантность)»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Жить вместе (межэтническая толерантность)»

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Жить вместе (межэтническая толерантность)»...