В помощь молодым преподавателям
материал на тему

Иваненко Ольга Николаевна

Типы и формы проведения занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_i_formy_zanyatiy.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация лекций

1. Лекции традиционные:

1.1. Информативная (или информационная)

В информативной лекции содержание непосредственно передается преподавателем в готовом виде через монолог. Это самый распространенный тип лекции, поскольку требует меньше всего затрат времени на подготовку. Данный тип лекции оптимален, когда материал «разбросан» по разным источникам информации, недоступен студенту, труден для понимания, или это совершенно новый материал.

Структура такой лекции выглядит следующим образом:

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (актуальность вопроса).

3. Историческая справка (в зависимости от наличия времени).

4. Основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса).

5. Практические выводы.

6. Перспективы развития.

7. Заключение.

8. Рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).

1.2. Проблемная

В проблемной лекции иллюстрируется какая-либо научная или практическая проблема: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, что ценно для обучения студентов навыкам мыслительных действий. Для каких тем следует использовать проблемные лекции – решать самому преподавателю, но предпочтительно излагать в проблемном ключе основной вопрос или основные понятия любой темы.

Структура проблемной лекции:

1. Цели и задачи лекции.

2. Актуальность вопроса.

3. Постановка проблемы (противоречия).

4. Решение проблемы преподавателем (или с участием студентов).

5. Выводы (формулируются совместно со студентами).

6. Заключение.

2. Лекции нетрадиционные:  

  1. Лекция визуализация

Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации. Выделяют несколько типов учебных фильмов.

Типы учебных фильмов:

а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала),

б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине),

в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).

В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.

Структура лекции-визуализации:

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса).

3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.)

4. Показ учебного фильма.

5. Комментарии преподавателя.

6. Ответы на вопросы студентов.

7. Заключение.

2.2. Лекция вдвоем

Различают два варианта такого типа лекции:

1) Два преподавателя разных учебных дисциплин работают одновременно в одной учебной аудитории и освещают один и тот же объект с разных сторон. Например, преподаватель сестринского дела и преподаватель психологии общения излагают тему «Уход за тяжело больными». Два преподавателя одной учебной дисциплины преподают одну тему по одному предмету. Первый преподаватель излагает основной материал, а второй – задает проблемные вопросы, «вопросы с подковыркой», тем самым акцентируя внимание аудитории на ключевых моментах темы, активизируя мышление слушателей, вовлекая их в процесс мыслительной деятельности лектора.

2) Структура лекции вдвоем:

1. Цели и задачи лекции, актуальность воспроса (1-ый преподаватель).

2. Изложение 1-го фрагмента материала 1-ым преподавателем.

3. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му.

4. Ответ 1-го преподавателя (возможен мини-спор между преподавателями).

5. Изложение 2-го фрагмента материала 1-ым преподавателем.

6. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му.

7. Ответ 1-го преподавателя и т. д.

8. Заключительное слово 1-го и 2-го преподавателя.

  1. Лекция - пресс-конференция

Лекция – пресс-конференция обычно представляет собой процесс ответов преподавателя на вопросы студентов. Ее уместно проводить перед экзаменом, для обобщения раздела, темы или курса в целом. Студенты заранее готовят вопросы преподавателю, которые группируются по разделам. Вопросы должны быть проблемными, должны обязательно выходить за пределы учебной программы по данному предмету, для их формулировки должна привлекаться дополнительная литература.

Структура лекции – пресс-конференции:

1. Цели и задачи лекции.

2. Порядок работы на занятии.

3. Вопросы студентов (студенты заранее разбиваются на группы, каждая группа готовит вопросы по определенному разделу).

4. Ответы преподавателя.

5. Заключение.

  1. Лекция – беседа

Лекция – беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие студентов в лекции – беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными. Вопросы могут, как предварять информационный блок, так и резюмировать содержание блока.

Структура лекции – беседы:

1. Цели и задачи лекции.

2. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем.

3. Вопрос к аудитории.

4. Ответы студентов.

5. Изложение следующего фрагмента материала преподавателем.

6. Вопрос к аудитории.

7. Ответы студентов и т. д.

8. Заключение.

  1. Лекция – дискуссия

Лекция – дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

Структура лекции – дискуссии:

1. Цели и задачи лекции.

2. Актуальность вопроса.

3. Сообщение порядка работы на занятии.

4. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем.

5. Проблемный вопрос к аудитории.

6. Свободная дискуссия.

7. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

8. Изложение 2-го фрагмента и т.д.

9. Заключение.

  1. Лекция – консультация

Лекция – консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.

Структура лекции – консультации:

1. Цели и задачи лекции.

2. Краткое изложение основных вопросов темы преподавателем.

3. Вопросы студентов преподавателю.

4. Ответы преподавателя.

5. Свободная дискуссия.

6. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

7. Заключение.

  1. Информационная лекция

В информативной лекции содержание непосредственно передается преподавателем в готовом виде через монолог. Это самый распространенный тип лекции, поскольку требует меньше всего затрат времени на подготовку. Данный тип лекции оптимален, когда материал «разбросан» по разным источникам информации, недоступен студенту, труден для понимания, или это совершенно новый материал.

Структура такой лекции выглядит следующим образом:

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (актуальность вопроса).

3. Историческая справка (в зависимости от наличия времени).

4. Основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса).

5. Практические выводы.

6. Перспективы развития.

7. Заключение.

8. Рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).

Педагогические требования к лекции

1. Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

2. Объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан;

3. Высказываемые суждения доказательны, аргументированы;

4. Лекционный материал должен быть доступен для понимания;

5. Вводимые термины и названия должны быть разъяснены;

6. Главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные;

7. Студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

8. Организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.);

9. Использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. технических .



Семинарское занятие

Ведущей дидактической целью семинарских занятий является систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, разделу, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, конспектировать прочитанное, высказывать свою точку зрения и т.п.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием семинарских занятий являются узловые, наиболее трудные для понимания и усвоения темы, разделы дисциплины.

Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и студентов над решением стоящей проблемы, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности. Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области. Это ведет к возрастанию возможностей осуществления самооценки собственных знаний, умений и навыков, выявлению студентами «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности.

Находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия.

Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность студентам, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.

При отборе предметного содержания семинарских занятий преподавателю необходимо осуществить его дидактическую обработку, для того чтобы реализовать в нем принцип проблемности, и придать такую форму, которая послужит методической основой развертывания дискуссии, обсуждения, творческого применения студентами имеющихся знаний.

С целью активизации мыслительной деятельности студентов, пробуждения у них интереса к обсуждаемому вопросу, целесообразно включение в семинар элементов новизны, а именно тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых интересных фактов, использование новых наглядных и технических средств, применение информационных технологий обучения.

Выделяют три типа семинаров:

1. Семинары, имеющие основной целью углубленное изучение определенного тематического курса.

2. Семинары для основательной проработки определенных тем курса.

3. Семинары исследовательского типа по отдельным проблемам науки.

Формы семинарских занятий:

1. Семинарское занятие в форме живой беседы с аудиторией.

2. Семинарское занятие в форме обсуждения рефератов, докладов.

3. Семинарского занятия в форме дискуссии.

Дискуссия – это процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Учебная дискуссия – это выяснение не того, верна ли теория, а того, кто из студентов и как понимает практические проблемы с помощью теории.

Виды дискуссии:

1. Дискуссия по «технике аквариума»

Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом:

1. Постановка проблемы, ее предоставление группе исходит от преподавателя.

2. Преподаватель делит студенческую группу на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

3. Преподаватель, либо участники каждой из подгрупп выбирают представителя, который будет представлять позицию подгруппы всей студенческой группе.

4. Подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5. Преподаватель просит представителей подгрупп собраться в центре аудитории, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6. Преподаватель может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм- аут для консультаций.

7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всей студенческой группой.

2. Межгрупповой диалог 

Один из распространенных в практике эффективных способов организации учебной дискуссии, повышающий самостоятельность студентов, - разделение студенческой группы на подгруппы (по 5-7 человек) и последующая организация своеобразного межгруппового диалога. В каждой из подгрупп между участниками распределяются основные роли- функции. Распределение ролей-функций в дискуссионной группе:  «Ведущий» (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов подгруппы;  «Аналитик» - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнениям высказываемые проблемы, формулировки;  «Протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед студенческой группой, чтобы представить мнение, позицию своей группы;  «Наблюдатель» – в его задачи входит оценка участия каждого члена подгруппы на основе заданных преподавателем критериев.

Порядок работы группы:

1. Постановка проблемы.

2. Разбивка участников на подгруппы, распределение ролей в подгруппах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие студентов в дискуссии.

3. Обсуждение проблемы в подгруппах.

4. Представление результатов обсуждения перед всей студенческой группой.

5. Продолжение обсуждения и подведение итогов.

3. Проблемная дискуссия с выдвижением проектов 

Эта модель дискуссии применима, когда содержание учебного материала связано с проблемами научно-прикладного и социального характера, противоречиями, требующими разрешения, проблемами, решение которых можно проработать в имитируемых или реально воплощаемых проектах. Ход такой дискуссии во многом аналогичен обсуждению в обычной дискуссии, однако здесь преподаватель уделяет относительно меньше внимания процедурам взаимодействия, больше сосредоточиваясь на выдвижении идей, которые будут впоследствии развернуты в конкретные задания-проекты.

Порядок работы группы:

1. Постановка проблемы (исходит от преподавателя).

2. Индивидуальная работа студентов – каждый записывает приходящие в голову идеи.

3. Работа студентов в подгруппах (по 4-5 человек) над заданием; после просмотра всех записей студенты выбирают одну-две наиболее продуктивные идеи и развивают их; в течение 10-15 минут обсуждают идеи в группах, преподаватель наблюдает;

4. Каждая подгруппа выделяет одного представителя, который излагает соображения всем студентам группы.

5. Общее обсуждение – преподаватель просит студентов подумать и обсудить, какие их предложенных идей стоило бы реализовать на практике (общегрупповая дискуссия в течение 10-15 минут). На этом работа может быть закончена.

6. Студенты разбиваются на группы и распределяют необходимые дела в виде групповых заданий-проектов (эти задания могут выполняться как на последующих занятиях, так и вне учебного времени).

Данный способ организации семинарского занятия ориентирован прежде всего на выдвижение творческих идей и их последующую разработку. Важная организационная черта: последовательное сочетание индивидуальной работы, работы в подгруппах и общегруппового обсуждения. В результате индивидуальные идеи будут прямо или в преобразованном виде включаться в общегрупповую дискуссию, что позволит молчаливым студентам также участвовать в ходе обсуждения. Таким образом, подход сочетает в себе проблемную содержательную направленность и заботу о включенности каждого студента в происходящее в группе оживленное заинтересованное обсуждение проблемы.

4. Дискуссия в сочетании с игровым моделированием 

Такая разновидность дискуссии позволяет приблизить обсуждение к изучаемым сторонам реальных явлений.

Порядок работы группы:

1. Студенты приходят на занятие, прочитав предварительно литературу по теме дискуссии, различные точки зрения на определенную научную проблему.

2. Перед началом обсуждения преподаватель, задавая проблемные вопросы, кратко опрашивает группу, чтобы студенты вспомнили основные моменты прочитанного.

3. Чтобы организовать обсуждение, преподаватель делит группу на подгруппы соответственно точкам зрения на научную проблему. Подгруппы располагаются в разных участках аудитории. Каждая подгруппа выбирает лидера, который будет представлять позицию подгруппы на т. н. конференции, посвященной решению этой проблемы.

4. Участники подгруппы обсуждают точку зрения, которую они будут представлять, вырабатывают ее аргументацию (10 минут). Лидеры каждой подгруппы направляют 2-4 человека в другие подгруппы для предварительных переговоров с целью выяснения их отношения к обсуждаемым вопросам и возможного изменения их позиций.

5. Преподаватель переходит от подгруппы к подгруппе, наблюдает за ходом групповой работы, отвечает на вопросы, сообщает недостающие сведения, побуждает студентов к самостоятельным решениям.

6. Затем подгруппы проводят внутреннее обсуждение, пытаясь определить возможное поведение партнеров на научной конференции.

7. Лидеры выходят из аудитории, взяв с собой помощников, и проводят конференцию в другом помещении.

8. Преподаватель раздает оставшимся студентам реальные результаты этой научной конференции для ознакомления.

9. В аудиторию возвращаются лидеры с помощниками и достигнутые ими результаты конференции сравниваются с реальными.

5. Направляемая (структурированная) дискуссия как учебный спор-диалог

В ходе такой разновидности дискуссии студенты осуществляют - актуализацию и устное воспроизведение изучаемых сведений; - отстаивание своей точки зрения; - обмен знаниями с партнерами по дискуссии; - анализ, критическую оценку и отбор информации; - построение индуктивных и дедуктивных умозаключений; - интеграцию имеющихся сведений; - выработку фактических и оценочных заключений; - выработку итоговой, общей точки зрения, вызывающей согласие всех сторон.

Порядок работы группы:

1. Преподаватель делит студенческую группу на подгруппы по 4 человека. Подгруппа разбивается на пары. Каждая пара должна подготовить сообщение на установленную для группы тему. Но при этом парам в рамках подгрупп даются противоположные точки зрения.

2. На первом часу работы каждая пара получает учебные материалы, содержание которых поддерживает заданные им точки зрения. Преподаватель советует каждой из пар, как лучше спланировать изложение своей точки зрения. Представить ее аргументацию, чтобы убедить оппонентов (т. е. другую пару, входящую в подгруппу).

3. На втором часе обе пары излагают друг другу свои точки зрения, отстаивают свои позиции, оспаривают взаимные доводы.

4. На протяжении третьего часа работы задача каждой пары меняется: в течение 30 минут каждая пара должна подобрать аргументацию в пользу точки зрения своих оппонентов.

5. На протяжении четвертого часа вся четверка, составляющая данную подгруппу, ищет согласие, объединяет все имеющиеся сведения и выдвигает суждения с обеих из намеченных ранее позиций. Их задача – совместно подготовить текст сообщения на заданную тему; по ходу работы каждый из участников выполняет индивидуальные задания, проверяя свои знания на основе содержащихся в учебных материалах заданий для самопроверки. На протяжении всего обсуждения студент проходит путь от ознакомления с фактами до выработки обоснованных суждений. Отправляясь от первоначальных представлений, студент сталкивается с иной, отличной от своей, точки зрения, оказывается вынужденным пересмотреть справедливость своих утверждений.

Возникает своеобразный концептуальный конфликт. Чтобы разрешить неопределенность, студент ищет новые сведения, новые данные, приходит к более глубокому осмыслению явлений, стремясь понять точку зрения оппонента, его ход рассуждений. Требуемое в модели учебного спора-диалога представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить ее самому, а попытки понять иную точку зрения ведут к пересмотру и обогащению своей позиции, так как они связаны с освоением новых, поступающих от оппонента сведений, аргументов, использованием сложных мыслительных операций.

По замыслу, учебный спор-диалог должен длиться до тех пор, пока расхождение мнений не удается преодолеть. Он завершается выработкой общего взгляда на проблему, достижением соглашения. Понятно, что на все это уходит довольно много времени и сил. С другой стороны, длительную активную включенность студентов в самообразовательную по своему характеру работу можно считать одним из важнейших результатов и показателей успешности обучения.


Практическое занятие

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной (профессиональной) практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В структуре практического занятия традиционно выделяют следующие этапы:

1. Организационный этап.

а) Проверка присутствующих, внешнего вида обучающихся и т.п.

б) Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

а) обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию,

б) исходный контроль (тесты, терминологический диктант, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.),

в) коррекция знаний студентов.

3. Обучающий этап.

Педагогический рассказ, показ, предъявление алгоритма решения задач, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик, манипуляций и др.

4. Самостоятельная работа студентов на занятии. На этом этапе педагог должен добиться достижения цели занятия. Самостоятельная работа студентов может быть представлена в виде экспериментальной работы, курации больного, работы с микро- и макропрепаратами, моделью, фантомом, решения ситуационных задач, обсуждения проблемных вопросов, работы с компьютером и т.п. На самостоятельную работу выделяется не менее 60% времени занятия. Результатом самостоятельной работы студентов на занятии могут быть как письменные (протоколы, заключения, краткие самостоятельные работы и др.), так и устные отчеты.

5. Контроль конечного уровня усвоения знаний. Контроль знаний студентов, полученных на практическом занятии, является наиболее ответственной частью занятия, так как определяет степень достижения цели. К заключительному собеседованию можно рекомендовать контрольные вопросы, задачи, тестовые задания (при условии их соответствия уровню усвоения знания (цели занятия). Подбор заданий осуществляется исходя из целей занятия (содержания и уровней усвоения). Так, например, при уровне усвоения «знать» не могут быть использованы выборочные тесты, проверяющие лишь «представления». Все задания, выносимые на контроль, должны иметь эталоны ответа.

6.Заключительный этап.

В заключении преподаватель резюмирует содержание занятия, используя упрощённые формулы запоминания, отвечает на вопросы, дает оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных студентов, назначает отработки, сообщает тему следующего занятия, задает домашнее задание.

Вопросы для повторения: оптимальное количество вопросов: 10—12. Их последовательность определяется логикой предмета.

Задания для самоподготовки. Данный вид задания необходим для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ (анализ текста, обобщение, структурирования материала и т. д.). Литература, рекомендуемая для самоподготовки: - основная (4-6 источников); - дополнительная (не менее 3-х источников, в т. ч. ссылки Интернет); - преподаватель указывает номера страниц, с которыми работают обучающиеся и формулирует задание: прочитать, выучить, иметь представление, выписать тезисы, законспектировать, ответить на вопросы и т. п.

Вопросы для самоподготовки: - по базисным знаниям; - по данной теме (не более 10).


 

Типы уроков

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Школы молодого преподавателя

План работы Школы молодого преподавателя на 2013-2014 учебный год...

Конспект занятия 1 Школы молодого преподавателя

Тема 1.1. Составление КТП. Составление плана урока. Изучение методической литературы и учебно-методической документации. Методическая работа преподавателя...

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Работа педагога профессионального обучения должна быть обеспечена сопровождающей методической документацией. Перед началом педагогической деятельности необходимо ознакомиться с основными нормативно-пр...

В помощь молодым преподавателям "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"

Т. Ю. Бутурлакина Т.Ю. Бутурлакина "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"...

Методическая разработка "В помощь молодому специалисту"

В помощь молодому специалисту.Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, которые впервые пришли работать в образовательное учреждение. Данное пос...

Технологическая карта урока на конкурс "Лучший молодой преподаватель - 2019"

Тема:  Имя существительноеЦель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.Задачи:формир...

Школа молодого преподавателя

Школа молодого преподавателя (методист)...