Тренинг по сказкотерапии "Две планеты"
материал на тему

Глотова Ольга Евгеньевна

Сказка о дружбе и изменениях, которые происходят в человеке под воздействием доброго и внимательного отношения к нему.

Рекомендуемый возраст: дошкольный, школьный, взрослый.

Сказка способствует:

-     развитию умения видеть позитивные стороны другого человека;

-     обучению конструктивному взаимодействию с дру­гими людьми.

Цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека.

Основные задачи:

-        развитие самопознания

-        повышение самооценки;

-        развитие эмпатии;

-      развитие конструктивных форм взаимодействия  с другими;

-        гармонизация межличностных отношений.

Необходимые материалы:

-        стулья (по количеству участников);

-      по 3 листа бумаги формата А4 для каждого участии каждого участника;

-        карандаши, фломастеры, краски, кисти;

-      различные вырезанные из журналов (открыток, газет) картинки;

-        ножницы, клей;

-        медитативная музыка.

Приветствие:

Составление правил группы

Разминка. Упражнение «Мое увлечение»

Ведущий предлагает участникам группы продолжить следующие предложения: «Меня зовут... Мое хобби, увлечение...»

Введение в сказку

Ведущий: Все вы разные, и каждый очень интересен. Сегодня вы познакомитесь со сказкой о двух планетах. Они тоже отличались друг от друга, но это не стало препятствием в их дружбе.

Итак:

—     Во Вселенной, где блуждают тысячи Галактик, жили - были две планеты.

Одна планета называлась Цветущая. Наверное, потому что она всегда цвела и благоухала. Цветущая планета умела радоваться жизни и дарила радость другим.

Вторая планета называлась Каменная. Она была сильная и суровая, а верхушки ее высоких гор всегда были покрыты снегом и льдом. И под слоем этих льдов она чувствовала себя очень одиноко в необъятной Вселенной.

Упражнение «Какой я?»

Ведущий: Вообразите, что мир, в котором мы живем, является Вселенной, а каждый человек — планета в ней. Если бы вы были планетой, то какой? Представьте ее, а затем с помощью карандашей или красок изобразите на бумаге.

Ведущий включает медитативную музыку, и участники занятия рисуют свои планеты.

По завершении упражнения ведущий предлагает участ­никам на обратной стороне листа написать 5 характери­стик своей планеты, ответив на вопрос — какая она? Например: зеленая, цветущая, яркая, большая, добрая. Или: суровая, сильная, быстрая, красивая, холодная.

Продолжение сказки

Ведущий:

—     Однажды сияние снегов Каменной планеты заме­тила Цветущая и устремилась к необычному серебристому свету.

—      Здравствуй, — сказала она Каменной планете. — Ты очень красивая!

—      Я красивая? — удивилась та. — Ты ошибаешься. Посмотри, на мне, кроме снежных холодных гор, ничего и нет.

—      Зато как они сияют! — восхитилась Цветущая. Знаешь, я хочу дружить с тобой.

Каменная планета подумала и сказала:

—      Я согласна. Давай дружить!

Она улыбнулась, и в тот же миг снег на вершинах ее гор заискрился.

—      Твои вершины сверкают как бриллианты, — пройм несла Цветущая планета. — Это очень красиво.

—      Ты добрая, — ответила ей подруга и вдруг почувствовала, как по склонам ее гор потекли ручьи.

Снег таял все больше, и вот уже под ним появились и засверкали настоящие бриллианты, а внизу, у подножия гор, зазеленела трава.

Упражнение «Комплимент»

Ведущий предлагает каждому участнику передать свой рисунок участнику, сидящему слева от него. Участник, получивший рисунок, смотрит на него и на обратной стороне листа пишет ту положительную характеристику или ассоциацию, которую полученный рисунок у него вызвал. Затем он передает рисунок далее по кругу.

Когда рисунок возвращается к автору, он внимательно читает отзывы и осознает чувства, которые они у него вызывают.

Если какая-либо характеристика ему непонятна, автор рисунка может задать уточняющий вопрос написавшему.

Далее ведущий предлагает участникам изобразить свои чувства на бумаге, нарисовав, как может измениться их планета от такого доброжелательного взаимодействия другими, то есть они могут добавить что-то в свои преж­ние рисунки или нарисовать новые.

Окончание сказки

Ведущий:

Итак, снег на вершинах гор Каменной планеты растаял, и у их подножия зазеленела трава.

— Своей добротой ты помогла растопить мои вечные льды, спасибо! Прими от меня, пожалуйста, этот пода­рок, — сказала Каменная планета Цветущей и бросила в ее травы россыпи бриллиантов.

С тех пор каждое утро под лучами восходящего солнца они сияют на нежных лепестках Цветущей планеты. Кто-то, конечно, принимает их за росу, но подруги знают, что это настоящие бриллианты их дружбы и доброго отношения друг к другу.

Упражнение «Подарок»

Ведущий предлагает участникам занятия сделать друг другу подарки. (При большом количестве участников группу можно разбить на подгруппы по 2 — 6 человек.) Подарками могут быть вырезки из журналов, надписи или рисунки.

Желательно сделать подарок, который будет по-настоя­щему нужен и ценен для данного конкретного человека.

Дарить можно все, что представляется в воображении. Сопровождать свой подарок можно фразой, говорящей о его позитивном смысле.

Анализ сказки

«Две планеты»

Возможные вопросы для анализа сказки:

 

1.   Какой была Цветущая планета?

2.   Какой была Каменная планета до встречи с Цвету­щей? Хорошо ли ей было под толстым слоем вечных льдов?

3.                  Что сделала Цветущая планета, чтобы подружиться с Каменной?

4.                  Как отреагировала Каменная планета на добрые слова новой знакомой?

5.                  Замечаете ли вы хорошее в других людях?

6.                  Говорите ли им комплименты? Как часто?

7.                  Что для вас является показателем дружбы?

8.                  Чему можно научиться у этой сказки?

Выслушав ответы, ведущий может добавить, что один из уроков сказки таков: замечая положительные качества других, мы и сами наполняемся позитивными чувствами и эмоциями.

Обсуждение занятия: Обратная связь. Рефлексия.

Завершение занятия

Автор - И.В. Стишенок  "Из гусеницы в бабочку"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плюсы и минусы программы "Планета Знаний в первом классе"

Выступление на ШМО начальных классов....

Тематическое планирование 2 класс по ФГОС "Планета Знаний ".

Русский язык МатематикаЛитературное чтениеОкружающий мир...

Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"

Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...

Планеты Солнечной системы.

Презентация предназначена для использования на уроках окружающего мира....

Программа экологического кружка "Зелёная планета"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...

Праздник "Новый год шагает по планете" Путешествие во времени и пространстве

Материал состоит из презентации и сценария праздника, о том как празднуют Новый год в разных странах, в разное время и с разными  Дедами Морозами....

Первый отборочный этап международной олимпиады в сфере информационных технологий "IT-планета 2013/2014"

Презентация "Разработка системы выгрузки данных из подразделений Московского авиационного техникума им. Н.Н. Годовикова"...