«Особенности подросткового возраста. Ранняя юность 14-18 лет»
статья на тему

Галина Алексеевна Тришакова

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.

Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.

В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1895.ppt1.8 МБ
Microsoft Office document icon osobennosti_vozrasta_doklad.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности подросткового возраста: Ранняя юность (14 – 18)

Слайд 2

Юность как психологический возраст Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 14 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет)

Слайд 3

Социальная ситуация развития в ранней юности решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств; важное изменение в размышлениях о будущем: предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения; крайняя неравномерность развития как на межиндивидуальном уровне так и на внутрииндивидуальном.

Слайд 5

Ведущая деятельность учебно - профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев); труд и учение (Д.И. Фельдштейн); профессиональное самоопределение

Слайд 6

Интеллектуальное развитие абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление; повышается интерес к школе и учению; возникает выраженный интерес к различным источникам информации; совершенствование памяти; приобретаются метакогнитивные умения (текущий самоконтроль и саморегуляция); совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями; возникает тенденция к обобщенному пониманию мира; быстрое развитие специальных способностей; собственные мысли, чувства, поступки становятся предметом мысленного рассмотрения и анализа; способность оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами; формулирование широких философских обобщений и выдвижение гипотез без знания предпосылок, максимализм суждений.

Слайд 8

Развитие личности открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний (формируется самосознание); более реалистичная оценка собственной личности; критиканство, сухой рационализм, практицизм; стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы; стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности; стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу; активное развитие сферы чувств; заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни; вырабатываются ценностные ориентации, формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни, складывается мировоззрение; возрастает независимость от мнения родителей и учителей; возрастает волевая регуляция появляется возможность самовоспитания.

Слайд 10

Общение в юности общение со взрослыми протекает неравномерно; отношения со взрослыми сложны, но влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим; увеличивается потребность в общении со сверстниками, подверженность влиянию сверстников, отсутствие подлинной самостоятельности; юношеская дружба интимнее, стабильнее, многообразнее; сильнее проявляется потребность в уединении; проявления любви обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Автор составитель: социальный педагог Тришакова Г.А.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная  образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П.Омельченко»

«Особенности подросткового возраста.

Ранняя юность 14-18 лет»

Методические рекомендации для педагогических работников, на которых возложена функция воспитательной работы

                                                                                                               Автор составитель:

социальный педагог

                                                                                                           Тришакова Г.А.

                                               Магнитогорск,2015

Оглавление

Пояснительная записка                                                                                                      

  1. Юность как психологический возраст                                                                      
  2. Социальная ситуация развития в ранней юности
  3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

     4.  Интеллектуальное развитие в юности

     5.  Развитие личности

     6. Общение в юности

Список использованной литературы

Введение

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.

Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.

В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

1. Юность как психологический возраст

Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 18 лет рассматривают как завершение подросткового возраста, а в других — относят к юности.

Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 14 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

2. Социальная ситуация развития в ранней юности

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства... А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» — является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 14 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Ранняя юность отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуальном (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

3.  Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно - профессиональная деятельность. Учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее, т.е. избирательное отношение к некоторым учебным предметам, посещение подготовительных курсов, включение в реальную трудовую деятельность в пробных формах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его.

4. Интеллектуальное развитие в юности

К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — ф о р м а л ь н о - л о г и ч е с к о е , ф о р м а л ь н о - о п е р а - циональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.

Происходит совершенствование памяти, в значительной мере меняются способы запоминания, наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала, приобретаются метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.).

В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие, что служит предпосылкой возникновения способности к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки юноши становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа.

Другой важный аспект связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

5. Развитие личности

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты, они просто воображают себя в самых разнообразных ролях, но не решаются окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делают для достижения задуманного.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, юношеская самоуверенность встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск, недостаточное осознание последствий своих поступков.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса.

6. Общение в юности

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим.

Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей: увеличивается потребность в общении, увеличивается время на общение и расширяется круг общения.

Кроме того, происходит углубление, индивидуализация общения: развивается способность устанавливать дружеские отношения (более избирательные, тесные и глубокие). Юношеская дружба интимнее и стабильнее, характеризуется верностью, близостью и устойчивостью, полифункциональная и многообразная: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее проявляется потребность в уединении  (общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами, проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни.).

Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

Список использованной литературы

1. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка - К, 1976 - Раздел VII

2. Возрастных психология: Учеб пособие / В.В. Скрипченко, Л.В. К-Линский, С В Огороднийчук и др. - М.: Просвещение, 2001 - С 233-259

3. Забродский М.М. Основы возрастной психологии: Учеб пособие - Тернополь, 2005 - С91-106

4. Захаров Н. Профориентация школьников - М, 1989 - С 110-165

5. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М: Просвещение, 1991 - 143 с

6.  Кон И.С. Психология ранней юности - М: Просвещение, 1989 - 254 с

7.   Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Подростковый возраст.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Подростковый возраст — стадия индивидуального развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет)...

Подростковый возраст. Психологические особенности

Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста, особенностями социальной адаптации подростка....

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст один из сложных периодов жизни, в особенности для окружающих. Поэтому для поддержание гармоничных отношений необходимо понимать и учитывать особенности возраста....

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 – 16 ЛЕТ

Статья предназначена для педагогов и мастеров работающих с подростками 15-16 лет, 1 и 2 курсы. Подробно описаны особенности данного подросткового возраста. При изучении и анализе представленного матер...

Психологические особенности подросткового возраста.

В этой статье описываются важные моменты для подростков, о влиянии внешних факторов на развитие личности и как правильно общаться с подростками....

«Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»

1. Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних. Социально - психологические.. Психобиологические. Социальные2.Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение н...