Подростковый возраст. Психологические особенности
план-конспект занятия на тему

Ладохина Ирина Николаевна

Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста, особенностями социальной адаптации подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_roditelskoy_shkoly.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие родительской школы.

Тема: «Подростковый возраст. Психологические особенности».

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста, особенностями социальной адаптации подростка.

Слайд 1

Психолог: - Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами.

Сегодня мы поговорим  о подростковом возрасте и его психологических особенностях. На занятии я предложу вам теоретический материал, психологические упражнения, в завершении с удовольствием приглашу вас к чаепитию.

Для создания атмосферы взаимопонимания и комфорта я предлагаю выполнить упражнение «Знакомство».

Каждый возраст хорош по-своему. И в каждом из них есть свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Так что же такое подростковый возраст?

Слайд 2

«Подростковый возраст — стадия индивидуального  развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». 

Психолог:- Давайте подробнее поговорим об особенностях подросткового возраста.

Слайд 3

Психолог:- Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, неравномерным развитием по различным направлениям. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь - туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность.

 

Слайд 3 «Подросткам свойственна …»

Это состояние удачно выразил один из подростков:
"В 14 лет мое тело будто взбесилось". 

Слайд 4

Психолог:

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Слайд 5(1)

Психолог:-  Центральное новообразование подросткового возраста - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к человеку взрослому.

 Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

 Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все также приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! 

Слайд 5(2)

Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни.

И где еще можно потренироваться, как не в своей семье?

Психолог: - Очень важно, чтобы в этот непростой период рядом с детьми были вы, уважаемые родители.

Подростки сообщают нам больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства.

Упражнение:  «Слушать чувства».

 Вам предлагаются некоторые типичные детские "сообщения". Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали, это может быть одно или несколько чувств - напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении.

(Самостоятельная работа).

Обобщение: - О

А теперь сравните полученные результаты с ключом. (Приложение 1)

Психолог: - Очень важно в отношениях с подростками не только слушать, но и слышать, чувствовать ребенка. Ведь не всегда наши дети могут выразить словами свое внутреннее состояние.

Слайд 6

Психолог:- Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Слайд 6(3)

А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Упражнение «НАСТРОЕНИЕ»

(направлено на снятие эмоционального напряжение, обретение внутренней стабильности)

У Вас состоялся неприятный разговор со своим сыном постоянно нарушающим дисциплину в колледже, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам.  Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветные пятна, фигуры.  Важно, при этом, полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое настроение, перечитайте слова и. с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок, и было уничтожено Вами.

Обобщение: - Какие эмоции переживали, выполняя упражнение7

Слайд 7

Психолог:- Ведущей деятельностью подростка является общение.  

Общение - специфический вид эмоционального контакта, который дает  чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Общение является для подростков  важным информационным каналом.


Общение - специфический вид межличностных отношений, который  формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и одновременно  отстаивать свои права.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг для подростка  является аналогом психотерапевта.  

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. Также подростковому максимализму с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит, так называемой референтной. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведение.

Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Слайд 8

Надо искать пути к взаимопониманию:

  •  Быть чутким, наблюдательным. Необходимо научиться видеть и чувствовать настроение подростка, считаться с ним, уметь предвидеть ответную реакцию на сказанное и совершенное тобой.
  • Быть тактичным, деликатным.
  • Уметь слушать и слышать подростка. 
  • Уважительно относиться к мнению подростка, к его точке зрения.
  • Не повышать голос. Крик - это не аргумент в споре.
  • Быть терпимым. Уметь подбирать нужные слова.
  • Не позволять грубых высказываний.

Психолог: -  Современных подростков иногда называют “апатичным поколением”. Эта апатия лежит на поверхности, а под ней — озлобленность и смятение. Почему это так? Да потому, что большинство подростков недооценивает себя, считая ненужными и ни к чему не пригодными. Такая точка зрения — естественный результат дефицита любви, тепла и нежности.

У апатии есть два самых страшных последствия — депрессия и преступность. Равнодушные ко всему окружающему, подростки легко становятся жертвами бесчестных людей, использующих их в своих интересах. Такие дети особенно подвержены влиянию тех, кто не в ладах с законом.

А ведь подросткам, как и всем детям, необходимо знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, что о них заботятся, что они кому-то небезразличны.

А ведь какое наслаждение — видеть чудо превращения наших подростков в приятных и достойных юношей и девушек. Но надо быть реалистами — само по себе это не происходит.

Презентация «Бабочка».

Психолог: - Позвольте, уважаемые родители, на память о сегодняшней встрече, с целью пополнения копилки семейного воспитания предложить вам рекомендации по общению с подростками.

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового  возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...

Подростковый возраст.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Подростковый возраст — стадия индивидуального развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет)...

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст один из сложных периодов жизни, в особенности для окружающих. Поэтому для поддержание гармоничных отношений необходимо понимать и учитывать особенности возраста....

Психологические особенности подросткового возраста.

В этой статье описываются важные моменты для подростков, о влиянии внешних факторов на развитие личности и как правильно общаться с подростками....

Возрастные психологические потребности и задачи в подростковом возрасте. (Лекторий для преподавателей, мастеров производственного обучения)

Данный материал может использоваться при  подготовке родительских собраний, родительских лекториев, семинаров для родителей....

«Беспризорность и безнадзорность как социально-психологическая и педагогическая проблема в подростковом возрасте»

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и...