Возрастные психологические потребности и задачи в подростковом возрасте. (Лекторий для преподавателей, мастеров производственного обучения)
статья

Гаврилкина Майя Андреевна

Данный материал может использоваться при  подготовке родительских собраний, родительских лекториев, семинаров для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostkovyy_vozrast.doc84.5 КБ
Файл podrostkovyy_vozrast.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Многофункциональный региональный центр прикладных квалификаций

«Техникум энергомашиностроения и металлообработки»

Тема: Возрастные психологические потребности и задачи

           в подростковом возрасте.

Выступление на педагогическом совете техникума.  

(Лекторий для преподавателей, мастеров производственного обучения)

Составитель: педагог-психолог Гаврилкина М.А.

Данный материал может использоваться при  подготовке родительских собраний, родительских лекториев, семинаров для родителей.

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп,

что я с трудом переносил его;

но когда мне исполнился двадцать один год,

я был изумлен, насколько этот старый человек

поумнел за последние семь лет.
Марк Твен

Мое выступление – это обращение к Вам и как к специалистам, работающим с подростками и как к родителям,  и просто людям, в близком окружении которых есть дети-подростки.

Очень быстро меняется наш мир, очень быстро меняются и подростки. На сегодняшний день мы не можем сравнивать детей, возрастная разница которых составляет даже 2-3 года.  Какие они?  Почему одни специалисты называют этот возрастной период – нежный возраст, а другие – подростковый кризис, бурей.  И те и другие правы.

Я попыталась представить некий «собирательный»  образ современного  подростка, глазами старшего поколения, родителей, педагогов.  Складывается очень тревожное ощущение. Ощущение того, что действительно что-то рушится. Или меняется?  (слайд 1 – 4 ).

         Кризис означает, что нечто старое должно уйти, а нечто новое — появиться. И подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач.

Зная и понимая эти психологические задачи и возрастные потребности, мы можем правильно выстроить свою стратегию взаимодействия с «трудными» подростками.

Какие же задачи нужно в этот  период решить подростку.  (слайд 5)

  • Отделиться от родителейСтать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный — значит, способный опираться на себя, значит, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность.
  • Обнаружить себя и свой пол. Понять, кто ты такой. Что за человек. Что можешь в этой жизни, а что нет. Что получается у тебя лучше, чем у других, а что — хуже. В чём ты уникален и неповторим. Каков ты как будущий мужчина или женщина. Что есть женское и мужское в каждом из нас.
  • Открыть для себя мир других людейПонять, в чём состоят законы общения. Каковы правила взаимодействия во взрослом мире. В чём секреты общения с мужчинами и женщинами. Что делать с любовью, и как построить отношения.

Для выполнения любой задачи (не исключая психологические, возрастные) необходимо совершать определенные действия, затрачивать энергию, проявлять определенные эмоции и чувства.

Подростку для выполнения своих возрастных психологических задач необходимо: (слайд 6)

  • Критичность. Отрицать всё то, что предлагают взрослые.
  •  Самостоятельность. Пытаться решать что-то самому, даже если взрослые уже предложили самое мудрое из возможных решений;  (Стратегия: впускать ребенка в мир взрослых, доверять, сотрудничать)
  • Самоактуализация.  Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силён, способен и стоек; (Стратегия: не отрицать его поиски, а быть рядом, говорить о последствиях).
  • Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;
  • Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;
  • Общение. Принадлежность к группе. Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Именно поэтому подростки бывают чрезвычайно медлительны, много времени проводят у зеркала, беспрерывно общаются, почти всегда снижают свою успеваемость, могут резко поменять свои привычки и ценности, совершенно не слушают взрослых и ведут себя вызывающе. И это не какая-то напасть, внезапно приключившаяся с ребёнком, это норма поведения подростка.

Чувства и эмоции.

Это прежде всего: (слайд 7)

Агрессия. Отделение невозможно без злости. Любовь — это созидание, слияние. Злость — это отделение, разрушение. Подросток не  проявляет любовь к своим родителям, даже если любит их. Не транслирует своих нежных чувств, а наоборот проявляет весь спектра агрессивных чувств: от тихого недовольства и едва скрываемого раздражения к вспышкам немотивированного гнева и сильной ярости. Он вернётся к любви к родителям, но чуть позже. А пока его задача — отделиться, и потому почти автоматическая реакция на любое предложение — протест. Скрытый, в виде саботажа, или явный — в виде бурной агрессивной реакции.

Ярким примером может служить отрыв ребенка от груди, отрыв, когда отдаем ребенка в детский сад. Вспомните, какие эмоции испытывает маленький ребенок в эти периоды.  

Страх. Подросток много боится: быть не принятым своим подростковым сообществом, потому что тогда ему почти некуда идти. Боится не соответствовать критериям своей компании, иначе также будет отвергнут. Боится, что его никто не заметит, и одновременно побаивается быть замеченным, что его любовь отвергнут, но не меньше боится того, что её примут и с этим надо будет что-то делать. Он боится унижения и страдает от непризнания в нём взрослого.

Стыд (стеснение). Подросток стремительно развивается физически и  зачастую стыдиться своего тела, к которому не успевает привыкнуть. Он стыдится проявления в себе пола и часто прикрывает это чувство вопиющим цинизмом. Он так хочет быть красивым и неотразимым, потому что это увеличивает шансы приятия его другим полом, но видит зачастую (не без помощи взрослых) только недостатки, что увеличивает его стыд, его мучения и переживания.

Тревога.  Подросток тревожится гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется. Только не всегда умеет распознавать тревогу. Она чаще выливается в его раздражении или полном уходе в себя.

Где же подростку найти ресурс, что бы преодолеть этот важный и трудный возрастной период. Этот ресурс находится в удовлетворении его возрастных психологических потребностей.

Вопрос группе. Какие Вы знаете возрастные психологические потребности подростка?

(Ведущий записывает высказывания на флипчарте).

Позволю себе обобщить все сказанное вами и добавить некоторые не озвученные моменты.  

Рассмотрим основные психологические потребности подростка: (слайды 8-10)

  • Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
  • Потребность в чётких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление тинейджера, без чётких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;
  • Потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
  • Потребность в интересных жизненных событиях. Интерес — это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;
  • Потребность в удовольствии — подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремиться к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия — это наиболее переживаемые желания;
  • Потребность в уважении и признании, когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложиться в основу успеха во всех сферах его жизни;
  • Потребность в общении и принятии сверстниками, подросток стремиться получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание, подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение. Он готов сделать всё, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он бы хотел принадлежать (референтная группа), признала его "своим", даже если при этом придётся наступить на горло своему собственному "Я";
  • Потребность в умении уверенно отстаивать своё мнение (которое основано на общей уверенности в себе) — именно неумение это делать ведёт ко многим проблемам в жизни подростка, которые ограничивают его саморегуляцию и развитие, к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчёмности, отказу от будущих профессиональных успехов и т.д.;
  • Потребность в творческом самовыражении и самореализации — творческая самореализация — это сильнейшая струя в развитии подростка, если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные, творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получает результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в чётких границах своего творчества;
  • Потребность в постановке жизненных целей, не смотря на стремление подростка "жить сейчас", чёткое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определённое русло.

Понимая психологические задачи и зная о возрастных потребностях, наверное, легче выработать стратегию взаимодействия.

В завершении моего выступления позвольте дать некоторые рекомендации, можно сказать рецепт, «таблетку».

1. Терпение – принимать в большом количестве.

2. Активно принимайте участие в мероприятиях, направленных на профилактику эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

3. Научитесь  смотреть на сложившуюся ситуацию сверху (уметь дистанцироваться) – это поможет объективно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Как профессионалы мы всегда должны помнить, понимать и принимать:

  • Подросток переживает трудности перемен;
  • Относиться к нему и его миру с уважением, даже если он сам и его мир Вам совсем не симпатичны;
  • Несмотря на бурные чувства, оставаться в доверительных отношениях, желательно тёплых и принимающих;
  • Всегда демонстрировать подростку адекватную модель поведения;
  • Терпение, спокойный тон, выдержка, вовремя взятая пауза в разговоре (споре).

Уважаемы коллеги , на сладе вы видите три вопроса, ответьте на них каждый для себя.

  • Я хочу, чтобы мой ученик (воспитанник) стал ответственным и самостоятельным, даже если это доставляет мне беспокойствоили я хочу только своего покоя?
  • Я действительно уважаю своего ученика (воспитанника) и считаю, что он способен справляться со своими проблемами, или я считаю, что он настолько хуже, глупее, слабее своих одногруппников, что только я мог (могла) и сейчас могу справляться с проблемами — своими и чужими?
  • Я готов (готова) принять право моего ученика (воспитанника) на ошибки и не осуждать его, а лишь помочь разобраться в них, или я требую от него божественной безупречности, оставляя право на ошибки только за собой?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Портфолио мастера производственного обучения /преподавателя

Портфолио мастера производственного обучения /преподавателя информатики спец. дисциплин для аттестации на первую квалификационную категориюПрактически весь материал, о котором идет речь в портфолио за...

Методические рекомендации для преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов

Работа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов профессии Автомеханик...

ОТЧЕТ о выполнении плана самообразования преподавателя/мастера производственного обучения

ОТЧЕТо выполнении плана самообразования преподавателя/мастера производственного обучения...

«Беспризорность и безнадзорность как социально-психологическая и педагогическая проблема в подростковом возрасте»

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и...