«Беспризорность и безнадзорность как социально-психологическая и педагогическая проблема в подростковом возрасте»
методическая разработка

Кошелева Оксана Евгеньевна

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к  беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных  социально-педагогических проблем  семьи и общества. Анализ  причин роста безнадзорности среди  детей и подростков свидетельствует  о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье: безнравственная  обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка  родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др., а также в организации  и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Беспризорность и безнадзорность как социально-психологическая и педагогическая проблема в подростковом возрасте»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

3

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ……….

6

  1. Социально-психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности и безнадзорности…………………………..

6

1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности………………………………………………………………..

12

Выводы по 1 главе………………………………………………………

18

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА  С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ ……………………

20

2.1. Особенности работы с беспризорными и безнадзорными детьми…………………………………………………………………………..

20

2.2.Основные направления системы профилактики   безнадзорности в условиях образовательного учреждения…………………………………..

23

Выводы по 2 главе………………………………………………...........

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

37

ВВЕДЕНИЕ

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к  беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных  социально-педагогических проблем  семьи и общества. Анализ  причин роста безнадзорности среди  детей и подростков свидетельствует  о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье: безнравственная  обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка  родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др., а также в организации  и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

Учитывая важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей  и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязь медицинских, психологических и  педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей  и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками.

Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).

Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования: беспризорность и безнадзорность как cоциально-педагогическое явление.

Предмет исследования: формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике беспризорности и безнадзорности у подростков.

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности и  беспризорности как социально-педагогическую проблему.

Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность социально-педагогической деятельности по профилактике беспризорности и безнадзорности будет достигнута если:

-охарактиризовать беcпризорность и безнадзорность как социально- педагогическое явление.

- профилактическая деятельность среди подростков будет использоваться педагогом - психологом в организации в условиях образовательного учреждения.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести теоретический анализ понятий «беспризорность» и «безнадзорность» в социально-педагогической литературе.

- рассмотреть особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности;

- определить особенности работы с беспризорными и безнадзорными детьми;

- предложить направления системы профилактики   безнадзорности в условиях образовательного учреждения.

Методы исследования:

− теоретический (анализ литературы, обобщение);

− эмпирические (разработка системы профилактики).

База практики: СОШ №16 города Тобольска.

Структура исследования: работа объемом 40 страницы печатного текста состоит из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ

1.1.Социально-психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности

Понятия «безнадзорность» и «беспризорность» часто путают «безнадзорный — лишенный надзора»; «беспризорный — 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, живущий на улице» [1].

Судя по материалам педагогических энциклопедий, в 60-х годах беспризорность трактовалась как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и других причин.

Позже понятие «беспризорные дети» практически исчезло со страниц отечественных изданий, не говоря уже об официальных документах. Считалось, что имелись лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, в поисках приключений. Между тем детские приемники, действовавшие в системе Министерства внутренних дел РФ, не пустовали. Они собирали под своей крышей не только потерявшихся детей и подростков-«путешественников», но и тех, кто забыл о собственном доме, жил, где придется, добывал средства к существованию нищенством, проституцией, кражами. Другими словами, в те годы беспризорность, уменьшившаяся в размерах, как бы ушла в тень, а потому этой проблемой серьезно не занимались [2].

Спустя 40 лет беспризорность видится как отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.

Термин «безнадзорность» (а не «беспризорность») стал фигурировать повсюду, когда речь шла о детской преступности и ее причинах. Словосочетание «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» становилось все более привычным.

Тем более, что оно получило признание в правовых актах, юридической и некоторой другой официальной литературе. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и места пребывания.

Осмысление приведенных определений позволяет заметить, что налицо не просто размывание, смешение понятий, но и обозначение одного его признака через другой.

Очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники).

А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это-характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время препровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место.

Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей. Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [4].

Социально-психологические причины безнадзорности (они часто выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством.

Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих [12].

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:

1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

3) социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира) [13].

Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.

Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.

Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами ряска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев.

Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска.

При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться. Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника).

На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью.

В реальной жизни социально-экономические, социально- психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества.

Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.

Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, которых остается все меньше.

Фактически беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации. Психологические причины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушением внешних условий социализации, нередко — с психическим неблагополучием ребенка.

1.2. Особенности подросткового возраста и подростковой беспризорности

Подростковый возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни человек принимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; если принятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное с этим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.

В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё не завершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.

Всем подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтому путем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость».

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в воспитательно-профилактической деятельности.

Формирование смысла жизни подростков является одним из эффективных направлений социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция - благоприятные предпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразный характер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию на человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом». Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подросток часто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальной направленности.

Позитивные для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:

- формирование чувства социальной идентичности;

-наличие потребности в проявлении собственной индивидуальности;

-формирование сознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя, появление рефлексии;

- наличие потребности в освоении социального пространства, стремление к включению в различные виды деятельности, к познанию нового и ранее неизвестного;

- появление абстрактного мышления;

-предпосылки к формированию пост конвенциального уровня морального развития;

- выработка жизненной философии, системы ценностей, осознание сложных философских проблем, в том числе и проблемы смысла жизни;

- стремление к независимости и самостоятельности;

- постановка задач будущего. В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействие подростка с социумом.

К ним относятся:

-некоторые физиологические особенности: повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме;

- завышенные притязания, переходящие в дерзость; -размытость границ реального и возможного, частая переоценка своих возможностей;

- недостаточная самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов;

-зависимость от мнения группы сверстников;

- неадекватность представлений о достоинствах и недостатках.

Одной из основных причин, выгоняющих детей на улицу является, прежде всего, неблагополучная семья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенных формах: конфликтности и асоциальном образе жизни. Конфликтные семьи характеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и родителями и детьми.

Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот, затяжное отсутствие контактов, что не менее тяжело для детей. Конфликтность семьи порождается многими причинами: невротизацией родителей, передающейся детям; кризисом супружеских отношений; нищетой; педагогической несостоятельностью родителей, вызывающей у детей такие специфические подростковые поведенческие реакции, как эмансипация и оппозиция. Конфликтная семья отчуждает ребенка, и он нередко ищет спасение в бегстве из дома. В асоциальной семье дети - сироты при живых родителях. Именно они являются контингентом специализированных учреждений. Их родители, как правило, страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни, довольствуются случайными заработками, проживают детские пособия, занимаются воровством, пренебрегают нуждами и потребностями детей.

Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через всё». При этом подросток в большей части начинает свой подход с табуированных или невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот период происходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи.

При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжёлые чувства подростка. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии. В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.

Специалисты в области детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу.

С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.

Есть ещё одно объяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи. Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.

Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:  экономический кризис;  безработица;  обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности; повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;  пьянство и алкоголизм, наркомания; распространение среди детей и взрослых психических заболеваний. Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность.

Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы. Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, к чему стремится.

Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров. Следует отметить, что к причинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи в области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности: экономические (экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чье большинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии); социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых); психологические (ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефекты воспитания, социопатии);  медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков); политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России); социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизм профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);  рост криминализации общества (распространённость новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России. Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.

Выводы по 1 главе

Итак, безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется.

Ребенок при этом формально находится на родительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе.

 Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети, родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении в тех или иных учреждениях. Безнадзорность и беспризорность детей и подростков - социально-педагогические риски, игнорировать которые опасно для общества в целом.

ГЛАВА II.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА  С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

2.1. Особенности работы с беспризорными и безнадзорными детьми

Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:

-социально-реабилитационные центры;

-центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

-центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП);

-центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам;

-специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

-специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

-комиссии по делам несовершеннолетних;

-органы опеки и попечительства;

-приемники-распределители, а также другие организации.

Далее мы более подробно рассмотрим работу, которая может проводиться с беспризорниками в приюте или в другом похожем учреждении. 

При поступлении ребенка в приют его проблемы делятся на 4 группы и решаются соответствующими службами специалистов: медицинской; психологической; учебно-воспитательной; социально-правовой.

Медицинская служба.  При поступлении ребенка медперсонал производит следующие мероприятия: заполняет журнал первичного приема детей, заводит медицинскую карту, производит полный осмотр тела ребенка, 2 раза в год дети проходят диспансеризацию в поликлинике по месту пребывания приюта. Подбирается индивидуальная схема закаливания.

Составляется график профилактических прививок. Совместно с психологами разрабатывается путь безболезненной адаптации ребенка в новом коллективе. 

Проводится программа по выявлению употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определяется степень зависимости, проводятся психотерапевтические беседы, назначается противорецидивная терапия. 

Психологическая служба. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это - и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. 

Работа психологической службы идет по 3 направлениям: работа с детьми, взаимодействие с персоналом, работа с родителями и потенциальными опекунами.

Задачей психолога в приюте является восстановление доверия ребенка к миру и обществу, измерение самоотношения, выявление и переработка травмирующих переживаний, переосмысление собственного жизненного опыта. 

Диагностика 3 основные задачи: выявление нарушений психологического развития, выявление сохранных сторон личности, составление индивидуальной программы коррекции.

В ходе диагностики используются: корректурная проба бурдона,  таблицы Шульца, исключение понятий, матрицы Равена, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС), опосредованное запоминание (память), рисуночные методики (несуществующее животное, автопортрет, рисунок на свободную тему и т.д.), исследование самооценки по Рубинштейну (эмоциональная сфера).

Коррекция. Формы коррекции определяются не только исходя из результатов диагностики, а в первую очередь исходя из интереса самого ребенка. При подборе коррекционных методик учитываются такие факторы как психологический возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы. Характер психологической травмы, уровень доверия к психологу.

Социально-правовая служба. Социальная служба обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. В настоящее время существуют 6 статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей: «отказной», «подкидыш», «отобранный», «сирота»,

«подопечный», «бомж»,

Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия. 

Виды помощи семьи. 

Социальная: сбор документов, восстановление потерянных метрик, направление запросов в различные государственные и общественные организации, направление писем, ходатайств, телефонные звонки в различные организации

Правовая: консультирование по статьям Семейного и Гражданского кодексов, проведение юридических консультаций, помощь в составлении исков в суд, выступление в суде в качестве свидетелей, предоставление адвокатской поддержки в случае необходимости.

Согласно 13 статье Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» в приют принимаются установленном порядке несовершеннолетние: оставшиеся без попечения родителей, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, не имеющие места жительства, места пребывания, самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательного или интернатного учреждения.

Таким образом, только комплексная работа, по нашему мнению, будет эффективна в преодолении проблемы, которая вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.

2.2. Основные направления системы профилактики беспризорности и безнадзорности в условиях образовательного учреждения

Введение ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса. Актуальность в осуществлении профессиональной деятельности, направленной  на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья обучающихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения.

Цель деятельности:  создание психолого-педагогических условий, позволяющих обучающимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Задачами профессиональной деятельности, направленной  на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья обучающихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения являются:

  1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.
  2.  Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.
  3. Развитие у обучащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности обучащихся, педагогов и родителей.
  5. Разработка и внедрение форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность.
  6. Оказывать поддержку педагогам школы в освоении и введении в действие ФГОС.

Для реализации вышесказанных задач, рассмотрим основные направления  деятельности педагога-психолога:

1. Психологическая диагностика, которая включает в себя:  изучение личностных особенностей участников образовательного процесса  с целью  создания условий для их самопознания и саморазвития;  проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;  определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической  дезадаптации обучающихся; изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.

2. Психологическая коррекция и развитие включает: оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;  индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;  осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников - оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения  индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;  предупреждение возможных девиаций поведения;  оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;  содействие творческому развитию одаренных детей;  оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

3. В психологическое консультирование   входит: психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;  консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;  консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

4. Психологическое просвещение предусматривает: повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих);  ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;

5. Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает: подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;  обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;  участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;  подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах,  научно-практических конференциях; координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также  со специалистами социальной и медицинской сфер.

Следовательно, в результате решения основных направлений  деятельности педагога-психолога предусмотрены этапы их реализации, которые мы рассмотрим более подробно:

- Информационный (теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.).  

 - Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей).

-  Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ).  

- Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом).

Для организации деятельности работы с подростками девиантного поведения педагог-психолог составляет тематическое планирование на учебный год, в таблице 1 представлено планирование педагога-психолога МДОУ СОШ № 16 города Тобольска.

Таблица 1

Тематическое планирование работы с подростками

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

 Собеседование с классными руководителями по выявлению детей  «группы риска».

Формирование картотеки  обучающихся « группы риска.»

Октябрь

Проведение профилактических бесед с обучающимися по запросу классных руководителей

Индивидуальные консультации, беседы по вопросу формирования образа «Я» и позитивного самоотношения

Профилактические беседы с обучающимися на тему «Формула здоровья»

Декабрь

 Изучение положения « трудных» подростков в коллективе.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Январь

 Собеседование с классными руководителями об индивидуальном плане работы с « трудными» учащимися на 2-ое полугодие. Лекция по профилактике наркомании (по запросу классного руководителя).

Февраль

Тренинговые занятия по профилактике ПАВ.

Март

Консультирование по вопросу выбора профессии

Апрель

Анкетирование детей «группы риска»: « Чего я добился за данный учебный год?»

Май

Подведение итогов работы с детьми «группы риска»

В течение года

Индивидуальные коррекционные занятия по выявлениям проблем (по необходимости)

В течение года

Проведение индивидуальных бесед с родителями детей «группы риска» по проблемам воспитания «трудных детей»

Проблема подростков в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им деяния могут привести к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Задача педагогов и родителей заниматься своим делом – профилактикой. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная, и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

В течении года педагогом-психологом проводятся различные методики, для выявления детей и подростков с девиантным поведением, беспризорных и безнадзорных детей, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Содержание деятельности

Категория сопровож-дения

Сроки проведения

Форма отчётности

Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер).

9 – 11 класс

Сентябрь

Протокол

Тест школьной тревожности Филипса.

5 – 7 класс

Октябрь

Протокол

Методика «Карта риска суицида»

Педагоги

Октябрь – ноябрь

Протокол

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

10 – 11 класс

Октябрь

Протокол

Программа адаптации детей к средней школе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс».

5 класс

Сентябрь-октябрь

Запись в журнале

Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека)

6-9 класс

Ноябрь

Протокол

Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, в адаптации Н.В. Перешиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту)

5-7 класс

Ноябрь

Протокол

Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ; Э.Эйдемиллер, В. Юстицкис).

7-9 класс

Ноябрь

Протокол

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

5-7 класс

Декабрь

Протокол

Выявление суицидного риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

6-8 класс

Декабрь

Протокол

Методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю.Л. Ханина)

8-11 класс

Январь

Протокол

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой)
(Шкала сниженного настроения – субдепресии (ШСНС)

8-11 класс

Январь

Протокол

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймс Крамбо (Crumbaugh J., 1968) и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева

8-11 класс

Январь

Протокол

Методика первичной диагностики и выявления  детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

5-8 класс

Февраль

Протокол

Шкала мотивов парасуицида (самооценка)

5 – 11 класс

Февраль – март

Протокол

Занятия по просвещению «Построение карьеры».

9 класс

Февраль

Запись в журнале.

Проективная методика «Человек и дерево»

4-7 класс

Март

Протокол

Диагностика состояния агрессии.

Теста Баса–Дарки

6-8 класс

Март

Протокол

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

7-9 класс

Март

Протокол

Социально – психологический тренинг «Обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции в стрессовой ситуации».

Юноши

10 – 11 кл

Март (каникулы)

Запись в журнале

Активизирующая профориентационная методика  «Будь готов».

(Н. Пряжников).

9 класс

Апрель

Запись в журнале

Индивидуальное консультирование обучающихся  и воспитанников лицея.

Обучающиеся

В течение года

Запись в журнале

Цикл профилактических занятий в рамках классного часа «Обучение жизненно важным навыкам»

5 – 11 класс

В течение года

Запись в журнале

Программа профилактики «Все цвета, кроме чёрного».

5-6 класс

В течение года

Запись в журнале

Консультация родителей по вопросам психологической готовности юношей к службе в армии.

Родители

В течение года

Запись в журнале

Консультирование педагогов по опросам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся.

Педагоги

В течение года

Запись в журнале

Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений.

В течение года

Протокол

Анализ результатов работы по профилактике негативных проявлений среди учащихся

Июнь

В отчёт

 Одной из основных задач профилактики беспризорности и безнадзорности является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся. Деятельность педагога- психолога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Основной метод работы  педагога-психолога – семейное консультирование, в ходе которого  корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца».

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа». Коренные изменения в образовании, становлении обновлённой школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.

Целью взаимодействия педагога – психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

Задачами реализации поставленной цели являются: согласование действий родителей и педагога – психолога по адаптации ребёнка к школе, к новой социальной роли;  сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей; совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства и профессиональных интересов;  выявление одарённости и развития способностей ребёнка; совместное предупреждение асоциального поведения детей.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся: деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт; неполная семья; ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания; распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.

В своей работе  для профилактики  девиантного поведения среди подростков  педагог-психолог использует различные виды тренингов, занятий, собраний с родителями детей включенных в «группу риска».

Такие формы работы представлены в таблице 3.

Наблюдения показывают, что использование различных форм исследования профилактики девиантного поведения детей и подростков  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Следовательно,   работая с разными формами девиации, педагогу – психологу очень важно выявить проблему её возникновения, помочь ребенку в выборе пути решения этой проблемы, сформировать позитивное отношение к социуму и помочь выработать жизненную позицию, характерную только для него и позволяющую благополучно адаптироваться в социуме!  

Таблица 3

Деятельность педагога-психолога с родителями

Содержание деятельности

Категория сопровожде-ния

Сроки проведения

Форма отчётности

2

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Новый этап в физическом, психическом и социальном развитии учащихся»

Родители 5-8 классов

Сентябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

3

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Десять ошибок в воспитании, которые все когда–нибудь совершали»

Родители 9 – 11 классов

Сентябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

6

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Правовая и экономическая защита личности ребёнка»

Родители 5-8 классов

Октябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

7

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Проблема воспитания правовой культуры у детей»

Родители 9 – 11 классов

Октябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

8

Диагностика «Определение детей группы риска» (анкета)

Родители

Октябрь

Протокол.

10

Родительское собрание «Особенности адаптации обучающихся к обучению в средней школе».

Родители

5 класс

Октябрь

Запись в журнале.

11

Анкета – опросник для родителей «Психологическая безопасность образовательной среды» (разработана Баевой И.А.)

Родители

Ноябрь

Протокол

13

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Детские страхи. Способы работы с детскими страхами. Стресс. Нервные заболевания у детей»

Родители 5-8 классов

Ноябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

14

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Общие вопросы питания детей. БАДы к пище. Генно-модифицированные продукты»

Родители 9 – 11 классов

Ноябрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

15

Диагностика. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. (Методика Е.Н. Степанова)

Родители

Декабрь

Протокол

17

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Отношения с детьми. как воспитать себе помощника. Привитие интереса к чтению»

Родители 5-8 классов

Декабрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

18

Анкета  «Здоровье вашего ребенка»

Родители

Декабрь

Протокол

19

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Здоровый образ жизни. Питание и здоровье. Роль родителей в профилактике алкоголизма и наркомании»

Родители 9 – 11 классов

Декабрь

Протокол заседания. Запись в журнале.

21

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Педагогическая запущенность подростка и ее причины. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»

Родители 5-8 классов

Январь

Протокол заседания. Запись в журнале.

22

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Типичные недостатки воспитания в семье и пути их преодоления. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье»

Родители 9 – 11 классов

Январь

Протокол заседания. Запись в журнале.

24

Анкетирование к родительскому собранию

2Стили и методы воспитания ребёнка в семье»

Родители

Февраль  

Протокол

25

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания»

Родители 5-8 классов

Февраль

Протокол заседания. Запись в журнале.

26

Выступление. Занятия родительского всеобуча «У очага наших предков. Традиции семьи.»

Родители 9 – 11 классов

Февраль

Протокол заседания. Запись в журнале.

27

Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы
личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)

Родители

Март

Протокол

29

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»

Родители 5-8 классов

Март

Протокол заседания. Запись в журнале.

30

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Воспитательный потенциал семьи. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства»

Родители 9 – 11 классов

Март

Протокол заседания. Запись в журнале.

32

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Как оценивают Вашего ребёнка в классе?»

Родители 5-8 классов

Апрель

Протокол заседания. Запись в журнале.

33

Выступление. Занятия родительского всеобуча «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребёнка.»

Родители 9 – 11 классов

Апрель

Протокол заседания. Запись в журнале.

36

Консультирование родителей старшеклассников по вопросам помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

Родители

По запросу

Запись в журнале

37

Консультирование родителей по организации помощи в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Родители

По запросу

Рекомендации

38

Анализ результатов работы с родителями

Июнь

В отчёт

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.  

Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман. Не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Подводя итог можно сказать, что человек попадая в трудную жизненную ситуацию, в результате внутренних и внешних воздействий не всегда может «трезво» оценить ситуацию и принять правильное решение.

Поэтому применяя данные рекомендации, учитывая возраст подростка, его личностные качества, семейных особенностей, а так же готовности подростка помогут специалисту в решении проблем, связанных с беспризорностью и безнадзорностью подростков.

Выводы по 2 главе

Детская беспризорность в нашей стране становится одной из самых важных проблем, стоящих перед государством и обществом. Это не просто проблема отдельных семей, а общенациональная задача, которая может обернуться демографической катастрофой для России.

Решение проблемы беспризорности связано с выявлением причин и поиском методов решения данной задачи. Сразу оговоримся, что данная проблема не имеет простых ответов и является комплексной проблемой, стоящей перед современным российским обществом. К причинам роста беспризорности среди детей следует отнести сложное экономическое положение, в которое попадают многие семьи после рождения ребенка, что не может не сказаться на отношении к детям.

Экономический кризис привел к сокращению рабочих мест, ухудшению экономического состояния семей, что лишает родителей возможности достойно содержать своих детей и уделять им достаточно времени. Эту ситуацию усугубляет то обстоятельство, что современное общество переживает кризис семейных институтов, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов, кратковременных браков, когда супруги живут совместно меньше одного года, увеличивается число отказов от новорожденных, многие дети воспитываются в неполных семьях.

Родители по разным причинам уделяют мало времени детям, о чем говорит тот факт, что более двухсот пятидесяти тысяч родителей были подвергнуты различным мерам административного воздействия за уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Таким образом, можно считать, что социальное сиротство и безнадзорность имеют глубинные причины, обусловленные как сложностью экономической ситуации в стране, кризисом семьи, утратой семейных ценностей в современной российской культуре, так и отсутствием систематической профилактической работы в семье и школе. Зачастую детьми не занимается ни школа, ни родители, ни государство, которое перестало финансировать бесплатные спортивные секции, кружки по интересам, дома детского творчества и т. п. Массовое нарушение прав детей в нашей стране мы можем наблюдать на самых различных уровнях. Это и отсутствие в семье того уровня жизни, который необходим ребенку для нормального интеллектуального и физического развития, нарушаемые права на защиту от совращения и сексуальной эксплуатации, защиту от навязываемой средствами массовой информации рекламы спиртных напитков и т. п.  Беспризорность представляет опасность для современного общества, прежде всего потому, что ребенок не усваивает общепризнанные нормы и ценности, в результате чего формируется асоциальная личность, для которой свойственно криминальное поведение, и отсутствие представления о легальных формах заработка. Во многих случаях беспризорные дети попадают в преступные организации, совершают преступления, насилие, грабежи и даже убийства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети и подростки в возрасте 9–15 лет, покидающие свои дома вследствие домашнего насилия, считают, что «улица» научит большему, в отличие от семьи, в которой они живут. Ослабление влияния семьи на ребенка влечет за собой упадок нравственных и моральных ценностей, ребенок перестает различать хорошее и плохое.

Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка, а также необходимо отметить, что семья — основной носитель моральных ценностей. Близкие родственники могут оказывать негативное влияние на ребенка, подвергая его психологическому и физическому насилию или даже игнорируя ребенка, делая вид, что его просто нет, не слышат и не видят его.

Ребенок всегда ищет защиту в своей семье, если ему не удается найти ту самую защиту в кругу семьи, ребенок покидает свое постоянное место жительства, ищет защиту и понимание у посторонних людей, которые, зачастую не желают ему добра, так ребенок или подросток становится беспризорным.

По мнению В. М. Константиновой беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.).

Поэтому обществом и государством разработана комплексная программа по борьбе с беспризорностью, которая включает в себя меры как профилактического, так и оперативного характера

Необходимо подключить к данной работе не только государственные, но и общественные объединения, сформировать систему профилактики беспризорности, задействовав правовые, организационные, финансовые и информационные ресурсы страны. Общество должно осознавать свою ответственность за будущее страны. Подводя итог сказанному, можно отметить, что среди неявных угроз национальной безопасности, к которым относят «демографические проблемы, неконтролируемую миграцию, задачи продовольственной безопасности, проблему бедности», особое место занимает проблема детской беспризорности. Так как дети являются будущим нашего государства, именно от них зависит, как Россия будет выглядеть через несколько десятков лет на мировой арене, как сформируются моральные нормы и ценности в будущем обществе.

 Распространение детской беспризорности наносит непоправимый вред стабильному развитию государства, влечет за собой рост наркомании, преступности и заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 1986. – 158 с.
  3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Изд-во Магистр, 1999. – 96 с.
  4. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.
  5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  6. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – наше общее дело. – Алма-Ата: Казахстан, 1989. – 190 с.
  7. Белкин А.С. Внимание – ребенок!  причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.
  8. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.
  9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
  11. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского педиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  13. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 3. – С. 104-109.
  14. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.
  15. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. –2017. - № 4. – С. 76-80.
  16. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. – Свердловск: Изд-во СПИ, 2007. – 210 с.
  17. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2016. – 147 с.
  18. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М.: Социальное здоровье России, 1999. – 183 с.
  19. Забродин Н.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
  20. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.
  21. Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. – М.: Школа – Пресс, 2009. – 80 с.
  22. Казаков Л. Профилактика наркомании и токсикомании // Воспитание школьников. –2009. - № 4. – С. 24-30.
  23. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999. – 301 с.
  24. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 2016. – 112 с.
  25. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушения. – М.: Юрид. Литература, 2008. – 136 с.
  26. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 2014. – 176 с.
  27. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
  28. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 2008. – 204 с.
  29. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. – М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
  30. Ландова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2014. - № 4. – С. 35-42.
  31. Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. – 2011. - № 4. – С. 64-66.
  32. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - № 9. – С. 100-109.
  33. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. – Том 8. – 2016. - № 4. – С. 92-102.
  34. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 2016. - № 1. – С. 20-23.
  35. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2009. – 142 с.
  36. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 224 с.
  37. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 2014. – 320 с.
  38. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  39. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема. // Педагогика. – 2009. - № 7. – С. 38-41.
  40. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. – 2015. - № 7. – С. 44-46.
  41. Фарапонова Э.А., Гульбе О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением // Психологический журнал. – 2013. - № 6. – Т. 14. – С. 46-54.
  42. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Проблемы подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Важным новообразованием этого возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, выраж...

Анализ теории социальной адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте в образовательном учреждении

В предоставленной статье теория адаптации и дезадаптации отклоняющегося поведения подростков; целостно раскрыта сущность отклонений сознания и поведения подростков; разработаны критерии проявления дев...

Тема: «Агрессия подросткового возраста».

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение  родителей о причинах и особенностях  агрессивного поведения детей подросткового возраста...

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового  возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...

Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Происходящие в последнее десятилетие в России политические, социальные и экономические преобразования, серьезно отразились на духовной жизни молодого поколения. Безнадзорность и беспризорность детей п...

Социально-психологические особенности студенческого возраста

Статьтя выявляет особенности  студенческого возраста с точки зрения пчихологии и педагогики....