Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
статья на тему
Происходящие в последнее десятилетие в России политические, социальные и экономические преобразования, серьезно отразились на духовной жизни молодого поколения. Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик состояния общества. Это социальное явление вызвано комплексом причин: падением жизненного уровня значительной части населения; ухудшением психологического здоровья, непосредственно отражающимся на детях; распространением безответственности родителей, жестокого обращения с детьми в семье. Речь идёт не просто о защите детства, а о будущем нашей страны. Большой вклад в решение правовых вопросов, связанных с укреплением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних внес Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних”. Принятие закона стало очередным шагом по пути последовательного правового оформления новых концептуальных подходов профилактической работы с несовершеннолетними, позволило ускорить осуществление практического перехода от карательных к социозащитным принципам деятельности различных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органами управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях ведется целенаправленная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отмечается активизация и некоторое повышение эффективности указанной деятельности, чему во многом способствовала реализация ряда первоочередных мер, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».
Вопросы профилактики и борьбы с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством, обеспечения эффективной социализации детей «группы риска», снижения детской и подростковой преступности нашли свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, других основных документах, определяющих приоритетные направления деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления усилен контроль за реализацией прав детей на образование. Повсеместно приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_raboty_spsvystuplenie.ppt | 2.01 МБ |
osnovnye_napravleniya_raboty_spsvystuplenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа – это первичное звено в системе профилактики и от успешности проведенной работы по выявлению негативных тенденций, по оказанию социальной и психологической поддержки учащимся зависит общая ситуация по безнадзорности и правонарушениям не только в микрорайоне, но и в городе в целом
Факторы «риска» раннее асоциальное поведение учащихся; неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях); материальная необеспеченность семьи; негативное влияние социума;
Пять основных компонентов выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией; определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся; изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми; вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности; изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Алгоритм взаимодействия социального педагога с психологом в МБОУ СОШ №69 Выявление детей , нуждающихся в помощи и поддержке. Создание банка данных учащихся, нуждающихся в социально-психологической помощи и поддержке Обмен информацией и анализ ситуации в школе. Диагностика индивидуальных особенностей и возможностей ребенка Анализ проблемной ситуации и возможностей ее решения . Мониторинг . Контроль .
Основные нормативно-правовые документы -Конституцией РФ; -Конвенцией о правах ребенка; -Гражданским; Семейным; Уголовным; Трудовым кодексом; -Кодексом об административных правонарушениях; -Законом РФ "Об образовании»; -Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -Уставом образовательного учреждения; -Положением о Совете профилактики. Федеральный закон «Об основанных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» от 24.07.1998.г. № 124 – ФЗ (в редакции от 03.12.2011.г.) Федеральный закон «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013.г. № 120 – ФЗ Закон Воронежской области от 28.12.2007.г. № 163 – ОЗ (редакция от 06.07.2009.г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Воронежской области» ( принят Воронежской областной думой 19.12.2007.г.) Закон Воронежской области от 03.06.2013.г. № 87 – ОЗ (ред. От 03.12.2013.г.) « Об отдельных мерах по защите прав ребёнка на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 29.05.2013.г.) Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» от 31.12.2003.г. № - 740 – ОЗ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002.г. № 114 - ФЗ Закон Воронежской области от 05.12.2007.г. № 157 – ОЗ (ред от 17.10.2012.г. « О профилактике правонарушений в Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 22.11.2007.г.) Закон Воронежской области от 08.07.2013.г. № 109 – ОЗ (ред. От 25.12.2013.г.) «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Воронежской области» (принят Воронежской областной думой 27.06.2013.г.)
Проблемы Учащиеся группы риска не регулярно посещают школьные занятия, что в свою очередь не позволяет психологу проводить с ними системную профилактическую работу во внеурочное время. В профилактической работе с родителями , а именно на Совете профилактики, индивидуальных консультациях, часто прослеживается в воспитании ребенка позиция родителей - «Ребенок ни в чем не виноват!»
Предварительный просмотр:
Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Одним из главных направлений деятельности школы является работа по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Школа – это первичное звено в системе профилактики и от успешности проведенной работы по выявлению негативных тенденций, по оказанию социальной и педагогической поддержки учащимся зависит общая ситуация по безнадзорности и правонарушениям не только в микрорайоне, но и в городе в целом.
Поэтому систематизации этой работы в нашей школе уделяется особое внимание.
Особенно остро стоит проблема в работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, состоящие на разных видах учете ВШУ,ПДН,КДН, «группа риска».
К сожалению, дети группы «риска» есть в каждом классе. Существуют следующие факторы «риска», выявленные в ходе работы социально-психологической службы школы с различными категориями учащихся:
- раннее асоциальное поведение учащихся;
- неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
- материальная необеспеченность семьи;
- негативное влияние социума;
Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.
Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:
- выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;
- определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;
- изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;
- изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.
Основной сферой деятельности СП службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.
Обязательным компонентом деятельности СП службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через совещания, методические объединения, педсоветы, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.
Профилактическая работа СП службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса..
Особое место занимает организация партнерского взаимодействия между психологом и социальным педагогом в школе.
Такое взаимодействие предполагает сотрудничество по основным направлениям деятельности социального педагога и психолога:
- Аналитико-диагностическое,
- консультационное,
- профилактическое,
- социально-адаптационное
- коррекционное.
Сейчас мы рассмотрим каждое направление из направлений и познакомимся с документацией которая есть в школе по данному виду деятельности.
- Аналитико-диагностическое -Социально -психологическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности.
На каждого учащегося, стоящего на учета вшу,кдн,пдн есть пакет документов:
- Социальная карта учащегося
- Акт ЖБУ
- Характеристика на учащегося.
- Представления на учащегося.
- Журнал диагностики учащихся МБОУ СОШ №69
- Анкетирование учащихся по вопросам адаптации, наркомании, ЗОЖ., изучение личности учащихся, его место в коллективе, личностные качества
- Социально-психологическое тестирование на предмет употребления наркотических средств (8-11 классы)
- Консультационное
Следующее направление консультирование, психологом, социальным педагогом ведутся следующие журналы:
Во всех этих журналах фиксируется информация поступающая от членов образовательного процесса.
Социально-психологические консультирования учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
- Журнал посещений на дому
- Журнал консультаций
- Журнал запросов
- Журнал учета посещаемости учащихся «группы риска»
- Журнал регистрации по факту жестокого обращения с детьми
- Журнал учета граждан, обратившихся за помощью.
- Профилактическое и коррекционное.
На протяжении 1 полугодия проводилась следующая профилактическая работа
Выпуск стенгазет Почта «Доверия», систематическое обновления информации на стендах и школьном сайте школы, работа волонтерской группы на базе 8 в класса школьного наркопоста с сообщениями о проблемах наркомании, профилактики ЗОЖ, рейд по микрорайону с вывешиванием информационных листовок о профилактики СПИДа.
Проведения занятий с элементами тренинговой работы в 9,5,11 классах
Социально-психологическая профилактика и коррекция - способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения у учащихся, формированию потребностей в ведении учащимися здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе(ВШУ), отделе по делам несовершеннолетних(КДН, ПДН), повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей через выступления на родительских собраниях, размещения информации на стендах и сайте школы.
- Почта «Доверия»
- Стенд «В помощь родителям»
- стенд«Здесь тебе помогут»
- стенд«Я Выбераю Жизнь!»-профилактика ЗОЖ, суицидального поведения, наркомании, алкоголя, табакокурения.
- памятки«В помощь учителю» - (в учительской ) рекомендации психолога
- стенд «Закон и ты»
- сайт школы – Рубрика школьного психолога,«Правовой статус», «Информация о работе Уполномоченного по правам ребенка в МБОУ СОШ №69»
- Служба медиации
- Наркопост МБОУ СОШ №69
- Совет профилактики
- Рейд «Подросток»
- Программа коррекции саморазрушительного поведения, наркомании и вредных привычек для учащихся находящихся в сложных жизненных ситуациях.
В школе функционирует почта доверия, обновляются стенды «В помощь родителям», «Здесь тебе помогут» ,«Я Выбираю Жизнь!», «Закон и ты».
Так же у нас есть в интернете официальный сайт , на нем вы можете найти интересную информацию о работе нашей школы.
Вы можете ознакомится с информацией которая представлена в рубриках - Кабинет психолога, Уполномоченный по правам ребёнка, СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ, Профилактика негативных проявлений среди обучающихся, детского и семейного неблагополучия. Данная информация будет полезна и интересна не только родителям но и детям . работает волонтерская группа на базе 8 в класса школьного наркопоста
4. Социально-адаптационное - выявляем и поддерживаем учащихся, нуждающихся в социально- психологической поддержке, для оказания успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.
- Адаптационные программы .1,5,10 классы
В совместной работе , мы придерживаемся следующего алгоритма
Алгоритм взаимодействия социального педагога с психологом в МБОУ СОШ №69
- Выявление детей, нуждающихся в помощи и поддержке.
- Создание банка данных учащихся, нуждающихся в социально-психологической помощи и поддержке
- Обмен информацией и анализ ситуации в школе.
- Диагностика индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
- Анализ проблемной ситуации и возможностей ее решения.
- Мониторинг
- Контроль.
В своей социально-психологической деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами
-Конституцией РФ;
-Конвенцией о правах ребенка;
-Гражданским; Семейным; Уголовным; Трудовым кодексом;
-Кодексом об административных правонарушениях;
-Законом РФ "Об образовании»;
-Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Уставом образовательного учреждения;
-Положением о Совете профилактики.
- Федеральный закон «Об основанных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» от 24.07.1998.г. № 124 – ФЗ (в редакции от 03.12.2011.г.)
- Федеральный закон «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013.г. № 120 – ФЗ
- Закон Воронежской области от 28.12.2007.г. № 163 – ОЗ (редакция от 06.07.2009.г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Воронежской области» ( принят Воронежской областной думой 19.12.2007.г.)
- Закон Воронежской области от 03.06.2013.г. № 87 – ОЗ (ред. От 03.12.2013.г.) « Об отдельных мерах по защите прав ребёнка на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 29.05.2013.г.)
- Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» от 31.12.2003.г. № - 740 – ОЗ
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002.г. № 114 - ФЗ
- Закон Воронежской области от 05.12.2007.г. № 157 – ОЗ (ред от 17.10.2012.г. « О профилактике правонарушений в Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 22.11.2007.г.)
- Закон Воронежской области от 08.07.2013.г. № 109 – ОЗ (ред. От 25.12.2013.г.) «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Воронежской области» (принят Воронежской областной думой 27.06.2013.г.)
Перечень документов социально-психологической службы
МБОУ СОШ №69
- Положение о постановке на внутришкольный учет
- Информация об учащихся, уклоняющихся от учебы в школе
- Представления и информация на учащихся
- Характеристики учащихся
- Индивидуальная карта сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки.
- Ходатайства в другие организации
- Протокола заседания Совета профилактики
- Журнал посещения семей на дому
- Документы на КДН
- Социальный паспорт школы
- Социальный паспорт семьи
- План работы социального педагога
- План работы педагога -психолога
- План работы школьного наркопоста.
- План работы школьной службы медиации.
- Журнал учета посещаемости учащихся «группы риска»
Таким образом, в профилактической работе я могу выделить для себя следующие проблемы:
- Учащиеся группы риска не регулярно посещают школьные занятия, что в свою очередь не позволяет психологу проводить с ними системную профилактическую работу во внеурочное время.
- В профилактической работе с родителями , а именно на Совете профилактики, индивидуальных консультациях, часто прослеживается в воспитании ребенка , а именно позиция родителей - «Ребенок ни в чем не виноват!»
Социально-психологическая служба в своей работе всегда соблюдает принцип:
«понять, принять ,помочь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный план работы социально-психологической службы
Планирование совместной работы специалистов социально-психологической службы...
План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.
Задачи совета:1. Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Цели программы · обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;·...
Целевая воспитательная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
Воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлен...
Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд
Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...
Система работы колледжа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Система работы колледжа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....