Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома
статья

Акчулпанова Ляйсан Нургалиевна

Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по  профилактике правонарушений

 несовершеннолетних  в условиях детского дома

Воспитатель МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

Л.Н. Акчулпанова

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны педагогов детского дома. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.  У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В нашем учреждении созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики в детском доме направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в нашем учреждении уделяться большое внимание.

В плане профилактики правонарушений перед коллективом детского дома ставятся следующие задачи:

  1. Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
  2. Организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома.
  3. Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
  4. Законопослушное поведение воспитанников детского дома.

Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем детском доме ведется по следующим направлениям:

I. Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:

  • изучение социального состава воспитанников детского дома (социальный педагог);
  • планирование и реализация воспитательно-образовательных программ;
  • проверка дневников, личных дел воспитанников детского дома (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, воспитатели);
  • анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.

II. Исследовательская работа, изучение воспитанников:

  • проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, учителя-дефектолога, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  • проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.

III.  Индивидуальная работа с воспитанниками:

  • проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;
  • индивидуальные собеседования при заместителе директора по учебно-воспитательной работе с детьми «группы риска»;
  • индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
  • профориентационная работа;

IV. Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями профилактики правонарушений,

  • изучение семей воспитанников социальных сирот (ближайшее окружение ребенка, до его поступления в детский дом);
  • установление контактов с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, образовательных учреждений, в которых обучаются наши дети;
  • привлечение специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управления социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи в переориентации личности родителей, возвращения детей в семью;
  • работа Лектория «Закон и подросток» и реализация совместного плана по
    профилактике правонарушений и преступлений с отделом по делам
    несовершеннолетних ОМВД России по г. Ноябрьску, ПНД г. Ноябрьска,

VI. Организация полезного  досуга воспитанников в детском доме:

  • реализация годового плана воспитательной работы;
  • организация занятости детей  дополнительным образованием  в детском доме и учреждениях дополнительного образования города.
  • организация встреч с врачами, наркологом, специалистами КДНиЗП, работниками Подразделения по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД,  отделом по борьбе с наркотиками;
  • Организация совместных спортивно-оздоровительных мероприятий с Отделом ОМВД России по г. Ноябрьску;
  • Организация экскурсий детей детского дома в музей Полиции;
  • Экскурсии детей группы риска и сотоящих на учете на показательные суды,
  • проведение двухмесячника правовых знаний «»Мы за здоровый образ жизни», Дня правовых знаний, декад противодействия наркотикам и иным психически активным веществам;
  • проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
  • система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.

Для подростков досуг – огромное пространство приобретения знаний и расширения духовного горизонта, развитие интересов, способностей, талантов. Досуг становится пространством принятия собственных решений.

Когда ребенок попадает к нам, он настолько ущербным себя чувствует, брошенным, обиженным, что к нему никак не пробиться, он закрыт. Нужно поднять его интересы, предложить ему то занятие, которое не только будет ему нравиться, но и позволит увлечься. Особенно важно это в случае не очень хорошо идущей учебы в школе. Что-то у детей должно получаться отлично. В детском доме можно научиться многому интересному: и чтению стихов, и рисованию, и танцам, и всякому рукоделию. Содержание воспитательной работы  в детском доме направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. В детском доме работают  детские творческие объединения:

-   «Кудесники» и «Модница»,  реализующие программы дополнительного образования профессионально- прикладного направления: «Основы рукоделия и швейное дело», «Тестопластика» , « Инфознайки»,  « Виртуальный дизайн» реализующее программы дополнительного образования научно- технического направления: «Компьютерная графика и дизайн»,  «Photoshop. Работает детский пресс-центр  (выпуск газеты «Новости Нашего Дома» 1 раз в месяц).

Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив детского дома для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Так в 2015 году в рамках работы лектория «Закон и подросток» было проведено 12 бесед с различными смежными структурами, касающиеся административной и  уголовной ответственности несовершеннолетних, о вреде употребления психоактивных веществ, по  профориентации и другим актуальным темам.

Одной из важнейших задач воспитательной работы направленной на профилактику правонарушений  и  самовольных уходов  и суицидального поведения  несовершеннолетних является обеспечение воспитанникам детского дома  занятости направленной на развитие позитивного отношения к жизни, развитие навыков  позволяющих  им успешно адаптироваться  в социуме . В  конце августа,  ежегодно, все воспитанники детского дома  определяются в образовательные учреждения в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями. Все воспитанники  посещают учреждения дополнительного образования города. Одна воспитанница (состоящая на учете в КДН и ЗП)  трудоустроена   в свободное от учебы время  через  МБУ « Комплексный  центр социально досугового обслуживания детей и молодежи».  Также еще двое воспитанников трудоустроены в свободное от учебы время.

  •   Кроме того организована занятость  воспитанников в   спортивных секциях детского дома:
  • -   «Плавание, на базе КСК «Зенит»
  • - Общефизическая и силовая подготовка (тренажерный зал)
  • - Секция настольного тенниса- 7 человек.    

   С целью создания условий для нормального психического, психофизического, личностного развития воспитанников  учителем - дефектологом проводятся   индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использованием игровых приёмов, компьютерных развивающих программ. Занятия учителя - дефектолога проводятся в рамках   реализации программы «Комплексной психолого – педагогической реабилитации детей с проблемами в развитии». Их посещают  воспитанники с различными нарушениями, которым требуется помощь в виде коррекции недостатков и реабилитация.  

 Педагогом –психологом  проводятся  индивидуальные и групповые коррекционные  занятия, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений воспитанников.

 Действенным механизмом,  формирующим позитивное отношение к жизни у подростков и вовлекающим их, в активную  деятельность, позволяющую  приобрести опыт социального взросления,  является развитие  волонтерского движения. В детском доме создан  волонтерский  отряд «Творим добро»,  в деятельность которого в первую очередь мы стараемся вовлечь детей подросткового возраста, склонных   к совершению правонарушений.

Для организации досуга воспитанников детского дома, с целью, снижение риска их социальной и психологической дезадаптации, развития творческих способностей, формирования навыков здорового образа жизни, духовно-нравственного  воспитания  проводятся различные спортивные, развлекательные, интеллектуальные и познавательные мероприятия. Воспитанники участвуют в городских массовых праздниках, посещают культурно-досуговые центры города,  совершают экскурсии.  Участвуют в различных  творческих конкурсах,  городских спортивных соревнованиях. Со многими учреждениями города заключены договора социального партнерства.

Воспитанники детского дома ежегодно проходит обследование, специалистами ПМПк нашего учреждения, отслеживается динамика развития и намечаются  оптимальные пути педагогического воздействия на детей. По результатам ПМПк разрабатывается индивидуальный план развития и социальной реабилитации на каждого воспитанника. За 2014-2015 учебный год специалистами ПМПк было проведено  7  заседаний, на  которых были обследованы 21 воспитанник (100 %),  6 детей - дважды, 1 – трижды, разработано 29  планов коррекции, реабилитации и социальной адаптации воспитанника. Даны рекомендации воспитателям семей (групп) по работе с детьми. 

Постановлением Администрации города от 16.12.2010г.  № П-2316  утвержден  Комплексный план мероприятий  по предупреждению чрезвычайных ситуаций в  детском доме,  ежеквартально отчет об его исполнении направляется в отдел опеки и попечительства департамента образования. Ежегодно в детском доме утверждается педагогическим советом  План совместной работы со смежными структурами города по профилактике правонарушений воспитанников детского дома, в совместную работу  включены: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ноябрьска, отдел опеки и попечительства,   ОППН ОМВД России по г. Ноябрьску, МБОУ СОШ №7, врачи наркологи НПД Самуткина И.В. Евдокимов Д.А., КЦСДОДиМ,  ЦЗН г. Ноябрьска и др.   К работе лектория «Закон и подросток» привлекаются  специалисты КДН и ЗП Сафиуллин М.М., оперуполномоченный Управления ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков ст. лейтенант полиции Сухорукова О.А.  инспектор ОППН отдела МВД  России по г. Ноябрьску, курирующим детский дом Исанбековой Г.Г.,  специалисты Центра «Доверие» и др.

Для более эффективной работы с подростками со многими учреждениями заключены договора социального партнерства. 

Администрации и педагогами детского дома ведется постоянная  целенаправленная индивидуальная работа с подростками склонными к самовольным уходам. Причины  самовольных уходов воспитанников из детского дома, это прежде всего желание  общаться в компании сверстников, значимой  для подростка референтной группе,  к сожалению это чаще всего компании асоциального поведения,  часто дети склонные к совершению правонарушений.  благодаря  целенаправленной работе прекратила самовольно уходить  из детского дома,   поэтому 2014 в 2015.г. наблюдается положительная динамика количества уходов.  За летний период и сентябрь октябрь текущего года (5 месяцев) самовольных уходов в детском доме не было.

Необходимо также учитывать, что подростки часто приходят в детский дом из неблагополучных  семей, с накопленным опытом асоциального поведения.  Поступают дети с нарушениями психического здоровья, пережившие различные психологические травмы, иногда склонные к совершению суицидальных попыток  и здесь очень важным является вовремя предпринять  необходимые меры  по нивелированию последствий полученных психологических травм. Если по результатам психолого-педагогической  диагностики выявляются,  какие либо отклонения, мы обращаемся за помощью к специалистам ПНД, работа  педагогов с ребенком  обязательно строится с   учетом  его индивидуальных особенностей, состояния здоровья, приобретенного жизненного опыта.

Проводимая работа по профилактике правонарушений создает благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Несмотря на положительные результаты, предстоит еще большая работа по совершенствованию деятельности в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Программа развития детского дома в условиях обновленного содержания

Программа развития детского дома в условиях обновленного содержания...

Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...