Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»
статья

Акопджанова Амаля Агасиевна

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akopdzhanova_a_a.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Экологическое воспитание в условиях детского дома

«Природа – наше богатство»

Выполнила:

Воспитатель А.А. Акопджанова

        Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

        В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детского дома показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.

        Проведенное анкетирование «Мое отношение к природе», «Я и природа»  показало, что у 60% детей низкий уровень экологической культуры, у 30% детей – средний уровень; 10% детей – высокий уровень экологической культуры. Результаты опросника «Личностный рост» раздел «Отношение к Земле», показали, что у 20 % детей ситуативно-позитивное отношение к природе, у 60% ситуативно-негативное, у 20 % устойчиво-негативное.

Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Целью моей программы является формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у воспитанников.

Задачи:

  1. Расширение знаний у воспитанников о предметах и явлениях природы.
  2. Формирование у воспитанников навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
  3. Воспитание у детей желания изучать, рационально использовать и сохранять природу.

Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в 3-х направлениях:

  1. Мой дом.
  2. Моя малая родина.
  3. Моя родина – Россия.

Реализация каждого направления имеет общую последовательность в изучении материала:

  1. Мы познаем природу.
  2. Мы друзья природы.
  3. Мы охраняем природу.

        Все мероприятия, проведенные за 1 полугодие 2021 года были  направлены на сохранение природы родного края.

        Занятия проходили два раза в месяц по 30-40 минут, со всеми детьми одновременно на лесной поляне, экологической тропе, на берегу пруда, в  Краеведческом музее, библиотеке, зоопарке, в зале.

        Эффект экологического воспитания воспитанников во многом определялся состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие воспитанникам культуры отношения с нею осуществлялся как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на занятиях, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

        Наиболее действенным средством экологического воспитания являлась разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников. Виды ее многообразны:

  • по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
  • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
  • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение территории детского дома, расчистка от сушняка);
  • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, взрослыми, изготовление плакатов);
  • по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

        При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство» первого года реализации в направлении «Мой дом» использовались такие формы и методы работы с детьми как: экскурсии, беседы, конкурсы, выставки рисунков, викторины, музейные уроки, часы общения, экологический десант.

Направление первого года реализации программы – Мой дом (возраст 3-6 лет).

В блоке «Мы познаем природу» были проведены:

  1. Круглый стол  «Как мы помогаем природе?!», в котором у детей были сформированы знания о разнообразных видах деятельности  по защите природы;
  2. Занятие «Царица лесов Кавказа», на котором были достигнуты систематизация и углубление представлений детей о хвойных деревья и местах их произрастания, и определение хвойных пород растущих в нашей местности;
  3. Беседа «Кто в лесу живет, что в лесу растет», обобщили основные признаки  и свойства лесных растений;
  4. Викторина «Лекарственные растения», систематизировала знания детей о лекарственных растениях,  изучили использование  лекарственных растений в медицинских целях;
  5. Занятие «Дары природы: грибы и ягоды», объяснила детям меры предосторожности при сборе грибов, ягод, дала определение съедобных и ядовитых грибов.

В блоке «Мы друзья природы»:

  1. Прогулка в лес, на которой выучили правила поведения в лесу, выявление причин, соблюдение и  устранение нарушений;
  2. Акция «Чистый двор», благоустраивали и убирали территории;
  3. Беседа «Наш друг – лес», узнали о значение растений в жизни человека. Жизнь человека без растительного мира и животных невозможна. Определяли самые распространенные растения лесов Кавказа;
  4. Беседа «Берегите первоцветы», узнали о первых весенних цветах и их значение;
  5. Экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям».  К международному празднику День птиц, дети узнали историю возникновения праздника, о видах птиц и их охране.

         

         Направление второго года реализации программы – Моя малая родина (возраст 7-9 лет).

В блоке  Мы познаем природу:

  1. Звездный час «Зеленый шум», в котором дети узнали о пользе леса  и целебных свойствах растений;
  2. Занятие «Знайкины загадки», познакомились с озерами расположенными на территории района; 
  3. Занятие «Как мы весну искали», были даны понятия о «цветочных часах», наблюдали за вечерними и ночными цветами;
  4. Викторина «Зеленая аптека», систематизировали знания  о лекарственных растениях и их целебных свойствах, с использованием лекарственных растений в косметических целях;
  5. Занятие «Умники и умницы», знакомство с заповедниками и парками  Ставропольского края.

В блоке Мы друзья природы:

1.     Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов, дети узнали правила безопасного пребывания и ориентирования в условиях леса;

2.      Занятие  «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе», воспитанники изготовили буклет «Животные и растения предсказатели погоды»;

3.   Растения Красной книги Ставропольского края», дети узнали об  исчезающих животных и растениях Ставропольского края, мерах по их охране и воспроизведению;

4.        Викторина «Знатоки природы», были даны знания о природе малой родины: флора и фауна;

5.        Акция «Мой двор - моя забота», благоустройство и уборка территории.

        

Направление третьего года реализации программы – Моя родина - Россия (возраст 10-12 лет).

В блоке  Мы познаем природу:

  1. Заочное путешествие  «Природные чудеса России», воспитанников познакомили с природными чудесами нашей страны (озеро Байкал, Волга – самая длинная река Европы, Эльбрус – высочайшая вершина Европы, Ключевская сопка – один из самых высоких действующих вулканов в мире);
  2. Занятие «Растения- хищники. Растения паразиты», детей познакомили  с новыми видами растений: растениями – хищниками и растениями – паразитами, с основными представителями этих видов растений;
  3. Занятие Книга природы, дети ознакомлены с приготовлением отваров и настоев из лекарственных растений, выпуск брошюры с рецептами приготовления настоев и отваров;
  4. Занятие «Живая и неживая природа», воспитанники узнали об озере Байкал – хранитель пресной воды, красота и места отдыха озера;
  5. «Путешествие по озеру Байкал», виртуальная экскурсия.

В блоке Мы друзья природы:

  1. Идем в поход, дети узнали о  правилах поведения в лесу, ориентировании на местности;
  2. Деревья, систематизировали знания о  заповедных местах Ставропольского края;
  3. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века», знакомство  с творчеством местных поэтов о природе родного края;
  4. Занятие «Экология- это жизнь», изготовление скворечников, наблюдение за скворцами;
  5. Занятие «Юный эколог», выявление мест загрязнений, уборка загрязненных мест.

        За 1 полугодие 2021 года по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство» повысился уровень знаний воспитанников о природе. Воспитанники научились видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, преображать природу. Произошли позитивные изменения в отношении к природе, к своему дому, родному краю. Повысилась экологическая культура каждого воспитанника и всего коллектива группы-семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Статья на тему: «Экологическое воспитание и образование в среднем профессиональном обра

Статья в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки: теоретические и методические аспекты » на тему: «Экологическое вос...

Организация экологического воспитания в условиях сельской школы

Из опыта работы учителя географии/биологии Поповой М.В.. В статье представлены напавления и формы  работы по организации экологического воспитания в сельской школе....

Организация экологического воспитания в условиях сельской школы

Из опыта работы учителя географии и биологии Поповой М.В. по организацииэкологического воспитания в условиях сельской школы....

Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."

Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....

Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...

Статья на тему: «Половое воспитание подростков «Здоровое поколение»

Под половым воспитанием мы понимаем систему медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола,...