Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната
методическая разработка

Дурнова Елена Николаевна

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: «Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью

 в условиях детского дома интерната»

ВЫПОЛНИЛА:

Дурнова Елена Николаевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

_______________________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 2019года


Содержание

Введение        ______________________________________________________        3

Глава 1.Организация комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей        ______________________________________________________        5

1.1Нормативно-правовые основы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей        __________________        5

1.2Особенности социально-педагогического сопровождения детей сирот дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья __        8

1.3Структуры организации и реализации социального - педагогического сопровождения детей сирот - инвалидов в условиях детских домов интернатах _        12

Выводы по первой главе ________________________________________________   13

Глава 2.Процесс социально-педагогического сопровождения детей сирот-инвалидов в ДДИ№1        _______________________________        14

2.1 Программа исследования        _____________________________________        15

2.2 Характеристика базы исследования        _______________________________        16

2.3Структурные подразделения ДДИ№1        _______________________________        17

2.4 Основные направления деятельности руководителя ДДИ №1        ________        20

2.5 Роль педагога в социально-педагогическом сопровождении детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья        __________________________        21

Глава 3.Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение детей сирот-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации        ___________________________        24

3.1Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих школьников с ограниченными возможностями здоровья        ___        24

3.2 Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями        __________________________________________________        26

Заключение        __________________________________________________        28

Список литературы        ____________________________________________        30


Введение

Одним из тяжелейших проявлений современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Новым массовым явлением стал рост социального сиротства. Падение уровня жизни и нравственных устоев, увеличение числа неблагополучных семей привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утративших попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической и культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически и нравственно.В связи с этим, идея сопровождения ребенка в интернатных учрежденияхявляется актуальной проблемой педагогической теории и практики. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства.

Социальная работа и социальная защита являются сложными социальными явлениями и фокусируют в себе деятельность самых различных учреждений и организаций как государственной, так и общественной и частной принадлежности. Совершенно справедливо говорить о тех структурах, которые в большей степени ориентированы на обслуживание человека.  Прежде всего, это Министерство образования, Министерство здравоохранения РФ, ведомства по делам молодежи. 

В настоящее время инвалиды являются наиболее социально — незащищенной категорией общества. Учреждения интернатного типа является той средой, в которой многие живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья человека 

        ЦЕЛЬ -изучить особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ДДИ №1

ЗАДАЧИ:

1. Проанализировать литературу по проблеме социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Изучить нормативно-правовые основы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Проанализировать опыт социально-педагогического сопровождения детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в ДДИ №1

4. Определить роль педагога в социально-педагогическом сопровождении детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, роль педагога в учреждениях интернатного типа является, очень востребована, на оказания социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации и проживания детей-сирот, разработанность ее технологий социально – педагогического сопровождения.

Нужна система профессиональной деятельности разных специалистов, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного воспитания и развития ребенка.


Глав 1. Организация комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1Нормативно-правовые основы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Международными актами в области защиты прав детей:

Конвенцией ООН о правах ребенка, 1989;

Декларацией ООН о правах инвалидов, 1975;

Федеральными законами:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ(ред. от 05.12.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

Федеральным законом 24.11.1995 № 181«О социальной защите инвалидов в РФ

Указом Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в том числе:

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный N 30468.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660

Постановление от 9 февраля 2015 года N 8 Об утверждении»

Руководствуюсь Уставом учреждения, Положением о структурном подразделении, Должностной инструкцией.

1.1.2 Региональными нормативными актами:

В своей работе при организации педагогической деятельности руководствуюсь: СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации по режиму работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Так же руководствуюсь учредительными документами учреждения и локальными нормативными актами учреждения

  • Уставом учреждения (новая редакция, утверждён 31.10.2017 г.) в котором прописаны цели, предмет, виды деятельности учреждения;
  • Трудовым коллективным договором (утв. 17.03.2017), который регулирует трудовые, социально-экономические отношения;
  • Положением о структурном подразделении от 01.09.2017г.  «Специализированное структурное образовательное подразделение основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с тяжелыми и  множественными нарушениями в развитии», которое является структурной единицей СПб ГБСУСО «ДДИ №1» и ориентировано на создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ТМНР в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями и возможностями в процессе обучения и воспитания. Положение регулирует образовательную коррекционно-развивающую деятельность.
  • Должностной инструкцией воспитателя (составлена с учётом Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утверждён приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 г. №10н)
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, локальным нормативным актом, который регламентирует и регулирует в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовые отношения

Постоянно повышаю свою правовую культуру, изучая нормативные правовые документы, непосредственно касающиеся моей профессиональной деятельности.

Детский дом интернат располагается в здании, построенном по индивидуальному проекту, в 1974 году, имеет центральное газовое отопление, холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию. В 2007 году, за счет средств федеральной целевой президентской программы «Дети России», программы «Дети-инвалиды» было закончено строительство современного здания Центра социальной и профессиональной реабилитации для воспитанников старше 18 лет.

В ДДИ №1 проживают 306 воспитанников, из которых 200 человек – до 18 лет и 106 человек молодые люди старше 18-ти лет, проживающие в Центре социальной и профессиональной реабилитации, основной диагноз воспитанников F-71.

На детских отделениях учреждения воспитанники имеют диагнозы:

F-71, F-72, F 73.

Среди всех проживающих детей: 121 – имеют родителей, 6 – являются сиротами, оставшихся без попечительства родителей - 79 человек.

1.2 Особенности социально-педагогического сопровождения детей сирот дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Первоначальным этапом проектирования системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС является этап педагогического моделирования, а результат – создание модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Анализ содержания и требований ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволил выявить преемственность основных теоретических положений: – основу обоих ФГОС составляет системно-деятельностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в процесс социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, реализуемое на базе ресурсных ППМС центров, включает:

-психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их членов семьи, педагогических работников, проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с детьми;

-организацию логопедической помощи, комплекс реабилитационных и других мероприятий; определение порядка взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ.

Активно развивающаяся отечественная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя как неотъемлемую часть систему социально-педагогического сопровождения, направленную на создание условий для оказания комплексной помощи и поддержки различным группам детей с ОВЗ с целью их успешной интеграции в социум.

Проблема сопровождения, в том числе детей с ОВЗ, рассмотрена в многочисленных исследованиях (А.А. Майер, Н.Н. Малафеев, Е.Л. Гончарова, Е.И. Казакова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Разенкова, С.А. Расчетина, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.Ю. Шведова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.)

Во многих работах отмечается, что синонимом понятия «сопровождение» является понятие «педагогическая поддержка», определяемая как процесс оказания помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций и уменьшение влияния негативных последствий на основе выявления и совместного решения проблемы. Н.Н. Суртаева выделяет следующие принципы педагогической поддержки: демократичность в оказании помощи (недерективный характер, представление выбора субъектам сопровождения собственного варианта взаимодействия); связь с социализацией ребенка, соответствие требованиям социальной среды при сохранении самостоятельности и противостоянии негативным влияниям (среды); выстраивание в логике возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; равноправный характер взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого. С.А. Расчетина прямо указывает, что социально-педагогическое сопровождение является частью процесса педагогической под- 2017. Т. 22, вып. 4

В настоящее время ученые едины во мнении, что сопровождение – это форма реализации пролонгированной социально-психологической и педагогической помощи, которое не предполагает исправления недостатков, а направлено на активизацию скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для адаптации и вхождения в социум. Е.И. Казакова в своей теории сопровождения детей дошкольного возраста сформулировала основные принципы процесса сопровождения: рекомендательный характер, приоритет интересов ребенка, непрерывность, мультидисциплинарность и др. Анализируя в исследованиях сущность социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, можно выделить такие характеристики: системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, взаимосвязанность всех структурных звеньев, преемственность содержания на всех уровнях образования. Целью социально-педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе является активизация внутреннего потенциала организма ребенка с ОВЗ для вхождения его «в зону ближайшего развития», создание, по образному выражению А.А. Майера, «условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи».Основной причиной того, что дети-инвалиды становятся «социальными» сиротами, является отсутствие в обществе развитой системы услуг для семей с ребенком-инвалидом. В особенно трудном положении оказываются семьи детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, так как в нашей стране этот контингент детей считался необучаемым, отсутствовала система Реабилитационных мероприятий

Большую роль на коррекцию психологического здоровья детей с ограничениями развития оказывает умение точно сформировать задачи и выработать алгоритм коррекционных мер. Психолого-педагогические исследования, проводимые на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1».

Показали, что в результате влияния стиля родительского воспитания, семьи детей с ограниченными возможностями имеют тенденцию к семейным разводам с возникновением проблем рождения особого ребенка. 45% матерей этих детей имеют медицинские проблемы, а 63% отцов употребляют алкоголь. В связи с тем, что только 33,33% детей имеют целевое психолого-педагогическое сопровождение, это приводит к переживанию неприятных событий, стрессов, отсутствию возможности контролировать события собственной жизни (происходящее).

Исследование эмоционального состояния родителей подтвердило тот факт, что у детей нарушается поисковое поведение в связи с прямым дискомфортным агрессивным воздействием со стороны родителей. Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности родителей, его связь с возможностью контроля над ребенком, что влияет на формирование опыта контроля событий в собственной жизни (происходящего), приводит к существенному ограничению или отсутствию самостоятельности в раннем детстве.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: 

  • наблюдения для повышения эффективности проводились систематически, разносторонни, объективно и массово;
  • изучение опыта –для организованной познавательной деятельности, направленность на установление исторических связей сопровождения, вычленение общего, устойчивого учебно-воспитательных систем. С помощью данного метода анализировались пути решения конкретных проблем, водились взвешенные заключения о целесообразности их применения;
  • беседы,в беседах, диалогах, дискуссиях выявлялись отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры социально-педагогического сопровождения ребенка сироты с ОВЗ.

Несмотря на то, что центральной идеей «сопровождения» является общий путь в пространстве и времени как минимум двух субъектов, вопрос о степени их активности и взаимовлиянии остается открытым. Насколько динамичны их отношения? Сами отношения отчетливо проявляются позиции ведущего и ведомого, сопровождающего и сопровождаемого? Каково значение мировоззрения, идеологии в существующем взаимодействии? В связи с данными вопросами, положениями возникает понимание того, что педагогическое сопровождение - явление иерархичное, в котором выявляется несколько уровней:

1) фундаментальный уровень, изначально присутствующий в педагогическом процессе как признак педагогического взаимодействия, где функционируют педагог и воспитанник, учитель и ученик, наставник и подопечный и проч.;

2) идеологический уровень, где раскрываются специфика целей, ценностей, отношений, содержания воспитания, развития и обучения;

3) направленческий (функциональный) уровень, где раскрывается специфика деятельности субъектов с учетом различных параметров;

4) процессуальный (технологический)уровень, обеспечивающий реализацию задачной структуры педагогической деятельности;

5) методический (сущностный) уровень, где конкретизируются методы, формы педагогической деятельности, связанной с конкретной педагогической ситуацией.

Основной причиной того, что дети-инвалиды становятся «социальными» сиротами, - является отсутствие в обществе развитой системы услуг для семей с ребенком-инвалидом. В особенно трудном положении оказываются семьи детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, так как в нашей стране этот контингент детей считался необучаемым, отсутствовала система реабилитационных мероприятий.

Большую роль на коррекцию психологического здоровья детей с ограничениями развития оказывает умение точно сформировать задачи и выработать алгоритм коррекционных мер.

Нравственная направленность личности аномальных детей с феноменом обученной беспомощности в практической деятельности акцентирована на социализации, стремлению к общению. Дети с разным медицинским статусом находят взаимопонимание на основе личных потребностей в совместных действиях.

1.3Структуры организации и реализации социального - педагогического сопровождения детей сирот - инвалидов в условиях детских домов интернатах.

Основными условиями реализации модели являются:

– проектирование содержания направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности требований ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

– организация межведомственного взаимодействия специалистов образовательных организаций специального (коррекционного) образования, дошкольного и основного общего образования, ресурсных ППМС центров и других учреждений

Социально-педагогическая работа являются сложными социальными явлениями и фокусируют в себе деятельность самых различных учреждений и организаций как государственной, так и общественной и частной принадлежности. Совершенно справедливо говорить о тех структурах, которые в большей степени ориентированы на обслуживание человека.  Прежде всего, это Министерство образования, Министерство здравоохранения РФ, ведомства по делам молодежи. Огромное совместное социальное пространство нашего учреждения имеется с Министерством образования, с органами здравоохранения, библиотекой, музеями.

В настоящее время инвалиды являются наиболее социально — незащищенной категорией общества. Учреждение интернатного типа является той средой, в которой многие живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья человека. 

Выводы по первой главе

Таким образом, система социально-педагогического сопровождения детей сирот- инвалидов дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ в ДДИ №1 направлена на оказание комплексной помощи социально-педагогического сопровождения, поддержки разным категориям адаптированной коррекционно-развивающей работы по программа дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения являются системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, преемственность содержания на всех уровнях образования, доверительный характер отношений между сопровождаемым и сопровождающим. Одним из ключевых направлений процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста является сотрудничество с родителями (членами семей) в форме педагогического партнерства.

Разработанная модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста основана на целостности составляющих ее компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативного сопровождения). В модели отражены основные направления социально-педагогического сопровождения детей сирот-инвалидов с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.


Глава 2.Процесс социально-педагогического сопровождения детей сирот-инвалидов в ДДИ№1


2.1Программа исследования.

Целью исследования является выявление эффективных путей (программ, технологий) социально-педагогического сопровождения детей-сирот в процессе их социализации.

Достижение цели исследования предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Изучить состояние проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения на основе анализа психолого-педагогической литературы, практики учреждений;

2. Выявить специфику социально-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения(задачи, предмет, результат);

3. Выявить особенности содержания деятельности социального педагога, осуществляющего социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в местах их проживания, с учетом их индивидуально-личностных характеристик, специфики учреждений.

4. Разработать программу социально-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения, учитывающих их индивидуально-личностные характеристики, осуществить ее внедрение в практику с целью проверки эффективности;

Результат исследования была выдвинута гипотеза: повышение уровня социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждениявозможно, если:

- в образовательном процессе интернатных учреждении будет учитываться специфика индивидуально-личностных характеристик детей и их прошлый путь «проживания»;

- создать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения, учитывающая специфику детей и характер учреждения, в котором они находятся, в соответствии с этим будет скорректировано содержание деятельности социального педагога;

- технологии социально-педагогического сопровождения будут включать различающиеся по содержанию, структуре, сущности образовательные маршруты, строящиеся адекватно условиям организации жизнедеятельности ребенка в интернатном учреждение.

2.2Характеристика базы исследования.

Специфика процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в условиях ДДИ№1 заключается:

1. Создание условий для компенсации последствий семейной депривации, создание условий для расширения возможностей проявления ребенком разнообразной социальной активности; создание условий для развития навыков конструктивного общения и др.в связи с необходимостью учета недостатка семейного воспитания, характера личностной идентификации «мы», потребности детей в поддержке и помощи со стороны педагога, негативных эмоциональных переживаний в восприятии собственного «я», особенностей среды проживания ребенка, его прошлого жизненного опыта и др.;

2. В необходимости включения в технологию социально-педагогического сопровождения различных форм взаимодействия, имитирующих элементы семейных взаимоотношений («семейные» советы, обсуждение, совместное планирование жизнедеятельности в ближайшей перспективе и др.), методов, позволяющих переориентировать негативные переживания в позитивные в восприятии собственного «я»;

3. В изменении структуры и содержания технологии социально-педагогического сопровождения, включающей инвариантную и вариативную составляющие;

4.В построении социально-образовательных маршрутов сопровождения, опирающихся на интеграцию процессов социализации, сопровождения, воспитания (инвариантная и вариативная составляющие) и др.

5.Система социально-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома, представляется открытой динамичной, вариативной, учитывающей специфику детей данной категории (индивидуально-личностные характеристики) и учреждений, в которых они находятся.

Система имеет особенности в структуре, содержании технологии, обеспечивающей реализацию социально-образовательных маршрутов сопровождения детей-сирот в процессе социализации, особенность которых определяется индивидуально-личностнымихарактеристиками детей,целевыми установками, ценностными ориентациями;

6. Программа деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в условиях интернатного учреждения, для комплексного решения задач социализации.

Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на конференциях различного уровня: межрегиональных межотраслевых научно-практических конференциях.

2.3Структурные подразделения ДДИ№1:

  1. Специализированное структурное образовательное подразделение основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предоставляет детям социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (интеллектуальные нарушения) в соответствии с индивидуальными планами предоставления социальных услуг. Структурное подразделение психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью включает в себя три блока:

  • I Блок - отделение для детей дошкольного возраста
  • II Блок - отделение для детей школьного возраста от 7 до 18 лет
  • III Блок-отделение психолого-педагогического сопровождения, включающее в себя педагога-психолога, логопедов, учителей–дефектологов (диагностика, коррекция, методическая и консультативная помощь, реализация коррекционно-развивающих программ).  

Цель:

  • Создание оптимальных условий для комплексной реабилитации воспитанников с учётом возраста, индивидуальных особенностей детей, социально-педагогических условий семейного жизнеустройства в группах;
  • Обучение и психолого-педагогическая поддержка персонала в вопросах развивающего сопровождения детей.

 Задачи:

  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда детей в возрасте от 4 до 18 лет, создание коррекционно-развивающей среды в группах, кабинетах.
  • Изучение личности ребёнка, оказание индивидуально-ориентированной социально-психологической, социально-педагогической помощи детям, предусматривающей широкий спектр консультативных, психолого-педагогических, социально-трудовых, диагностических услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала  
  • Участие специалистов подразделения в разработке и реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг, индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников;
  • Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи детям;
  • Формирование у детей санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение навыкам общения, правилам и нормам поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, возможно большей самостоятельности в повседневной жизни;
  • Защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • Подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.  
  • Работа в мультидисциплинарной команде, осуществляющей комплексное психолого-педагогическое сопровождение развития детей
  • Повышение качества эффективности оказания социально-педагогических, социально-психологических, социально-трудовых услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала.
  1. Специализированное структурное образовательное подразделение дополнительного образования «Центр социальной и профессиональной реабилитации».

Основная цель: формирование социально равноправной личности инвалида с детства, способной в меру своих возможностей жить в современном обществе и пользоваться конституционными правами гражданина Российской Федерации.

 Основные задачи Подразделения СТР:

  • Осуществление комплексной реабилитации инвалидов с детства с проблемами в интеллектуальном развитии:
  • осуществление трудовой реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, трудовое и до профессионального обучения и производственную адаптацию;
  • осуществление социальной реабилитации инвалидов, включающей социально бытовую, социально-средовую и социально-психологическую адаптацию;
  • осуществление педагогической реабилитации инвалидов, включающей в себя социокультурную, творческую, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию и поддерживающее обучение;
  • осуществление медицинской реабилитации, включающей в себя медикаментозное лечение, ЛФК, массаж, физиотерапию, немедикаментозное лечение и обеспечение техническими средствами реабилитации через фонд социального страхования.
  • Предоставление социальных услуг инвалидам с детства с нарушениямиумственного развития согласно ИППСУ.
  • Реализация программы подготовки инвалидов с детства с нарушениями умственного развития к самостоятельному проживанию.
  • Интеграция инвалидов с детства с нарушениями умственного развития в общество.
  • Реализация программ дополнительного образования для обеспечения гарантии прав инвалидов на образование
  1. Специализированное структурное образовательное подразделение основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Основная цель - создание оптимальных условий, способствующих социализации, адаптации детей с ТМНР в социуме на максимально возможном для них уровне с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и потребностей в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

  • предоставление социально-педагогических, социально-психологических услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала детям с ТМНР;
  • организация коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей физическое; познавательное; художественно-эстетическое; социально-коммуникативное; речевое развитие детей с ТМНР дошкольного и школьного возраста;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ТМНР;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития воспитанников с ТМНР, их общей культуры;
  • развитие творческих, художественных и эстетических способностей воспитанников с ТМНР;
  • развитие социальной компетентности воспитанников с ТМНР.

2.4Основные направления деятельности руководителя ДДИ №1 

Основным направлением деятельности руководителя ДДИ №1 социально-педагогического сопровождения являются:

  • обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
  • организация перспективного и текущего планирования деятельности педагогов и специалистов;
  • координирует работу социально-педагогического сопровождения по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ, организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
  • снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
  • осуществляет контроль за качеством и эффективностью, оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • участвует в организации и проведении аттестации специалистов Службы на вторую и первую квалификационные категории, участвует в экспертизе;
  • проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
  • в конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения руководителю образовательного учреждения.

Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы на психолого-медико-педагогическом консилиуме

Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы сопровождения оказываются учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: районными, городскими и областным центрами психолого-медико-социального сопровождения.

 Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.
         Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях обучения, воспитания и лечения ребенка, как в школе, так и дома, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи. Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов, врачей и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития ребенка.

2.5Роль педагога в социально-педагогическом сопровождении детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время на группе проживает 12 мальчиков.  Группа неоднородна по возрасту (10 -12 лет)

Характеристика воспитанников по возрасту

12 лет - 2 человека;

11лет - 4человек;

10 лет - 6 человек;

Роль педагога в Детском доме социально-педагогическом сопровождении является многоплановой и важной. Очень важно воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как формирующуюся личность, которая независимо от имеющегося индивидуального дефекта, степени двигательных и других нарушений, имеет права здорового ребенка.

Педагог старается создать для всех занимающихся детей условия, которые обеспечили бы их всестороннее гармоничное развитие. Одним из основополагающих принципов в работе воспитателя в интернатном учрежденииявляется выработка доверительных и взаимно-уважительных отношений с детьми.

Основной акцент в работе делается на создание психолого – педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии, на основе личностно – ориентированного подхода. Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной мере зависит не только от высокого профессионализма педагога, но и от его свободы от стереотипов и педагогических догм, широкой эрудиции, высокой культуры и гуманных установок к детям.

В соответствии с современными требованиями к содержанию образования после изучения психолого-педагогических особенностей воспитанников и выделения основных групп проблем была поставлена цель педагогической деятельности:

-создание условий для социализации детей с ОВЗ, формирования социально–коммуникативных навыков на основе комплексного подхода через различные виды деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.Воспитание нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыков сознательной дисциплины;

2.Работа над укреплением физического и психического здоровья;

3.Формирование и развитие коммуникативных навыков в процессе досуга и быта;

4.Развитие индивидуальных личностных качеств каждого ребёнка.

5.Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

6.Взаимодействовала с родителями, с целью анализа социальной ситуации развития ребенка, изучения его особенностей. Сообщала родителям об успехах, достижениях ребенка, предоставляла информацию о динамике ребенка.

Ежедневно выполняются услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей инвалидов:

-обучение навыкам социально-средовой ориентации(в том числе самостоятельному передвижению, включая изучение жизненно-важных отчётов) – ежедневно

- обучение навыкам (поддержание навыков) поведения в быту и общественных местах –ежедневно

-организация коммуникативного пространства и коммуникативных ситуаций по месту проживания - ежедневно

Педагогическая деятельность осуществляется современными программами разработанными ведущими специалистами России в области коррекционной педагогики и психологии:

- Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО,П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью -  СПб: КАРО, 2009 г.

-  Худенко Е.Д., Бгажнокова И.М. и др. «Методика формирования основных социальных навыков и умений у подростков – инвалидов в группе с воспитателем» - М.: 2007 г.

Воспитание и обучение по данным программам осуществляла на основании рекомендаций Центральной медико – психолого – педагогической комиссии.

ГОСТ Р 52881-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В настоящем стандарте реализованы нормы:
от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации";

от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

ГОСТ Р 52888-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям

В настоящем стандарте реализованы нормы:

-от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
-
 от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
-
от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

ГОСТ Р 52885-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье

ГОСТ Р 53059-2014 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам


Глава 3.Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение детей сирот-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.

3.1Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих школьников с ограниченными возможностями здоровья

Основные этапы процесса социально-педагогического сопровождения детей сирот с ОВЗ:

  • психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения;
  • определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;
  • коррекционно-развивающая работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, по разработке коррекционно-развивающих программ воспитания; организация и проведение педагогических мониторингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди воспитанников.
  • психолого-педагогическое и медико - социальное просвещение участников воспитательном-развивающего процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;
  • социально-педагогическое и психологическое консультирование родителей воспитанников коррекционно-развивающего процесса по различным психолого-педагогическим и социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь воспитанникам и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников социальных учреждений, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. в вопросах развития, воспитания и обучения несовершеннолетних;
  • исследование социума социальных учреждений и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
  • социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях коррекционно-развивающего процесса, профилактика воспитанников, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;
  • организационно-методическая деятельность - проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований). Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации.

Выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов детей сирот- инвалидов в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, по наиболее актуальным направлениям деятельности и программы занятий.

Общими направлениями социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования являются: – выявление специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк) детей с ОВЗ и коллегиальное решение о направлении ребенка в детские дома интернаты для дальнейшего обследования р его развития решаются следующие задачи:

• создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей в наиболее острые периоды адаптации;

• выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

• формирование комфортной образовательной среды;

• индивидуальное консультирование;

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

• развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе;

• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

• формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности»;

• способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

3.2 Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями, обучающихся в школе:

• создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

• повышение психологической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми-инвалидами.

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников с ограниченными возможностями;

• повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию семьи и ребенка с интеллектуальными нарушениями, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. Создаются специальные условия для того, чтобы повысить уровень готовности родителей, с другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Качество сопровождения определяют его базовые принципы: 

  • комплексность;
  • непрерывность;
  • междисциплинарность;
  • приоритет интересов ребенка;
  • командный подход;
  • согласованная работа всех специалистов сопровождения - психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника (врача-педиатра и психиатра), учителя ЛФК, педагога и др.

Заключение

Таким образом, система социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ направлена на оказание комплексной помощи и поддержки разным категориям обучающихся с ОВЗ в освоении ими адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Разработанная модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста основана на целостности составляющих ее компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального). В модели отражены основные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, показана взаимосвязь в содержании деятельности сопровождения на уровнях дошкольного и начального общего образования.  Основными условиями реализации модели являются:

– проектирование содержания направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности требований ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

– организация межведомственного взаимодействия специалистов образовательных организаций специального (коррекционного) образования, дошкольного и основного общего образования, ресурсных ППМС центров и других, участвующих в формировании системы комплексного социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования;

 – разработка системы мониторинга и мониторинговых программ с целью выявления качества образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Социально-педагогическое сопровождение — это элемент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации, сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи.

Специфика социально-педагогического сопровождения детей сирот с ОВЗ по разным направлениям способствовала коррекции психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.У детей развивались творческие способности, формировался эстетический вкус. Дети приобщались к культуре и искусству народа, расширялся их кругозор, речевой запас, тренировалась память, формировались трудовые умения и навыки.

2.А самое главное ребята начали понимать значимость своего труда, так как видели, что их понимают, у них многое получается, интерес возрастает.

3.Разработаны карты по внедрению в практику работы инновационной деятельности по картам личностно-ориентированного планирования. При составлении карт личностно- ориентированного планирования работа ведётся в команде с психологами, логопедами учителями и социальными работниками.

В работе используется такая форма как индивидуальные консультации на темы: «Основы преемственности ребят в семью», «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

        Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями не должно пугать своей сложностью. Главное — это то, чтобы ребенок не чувствовал свою неполноценность.

        Деятельность социально-педагогического сопровождения позволяет достигать нескольких целей:

 - сохранение естественных механизмов развития личности;

 -создание условий для профилактики возможных трудностей в социализации сопровождаемого;

- формирование у сопровождаемого ребенка потребности в саморазвитии, самопомощи;

-активной стратегии преодоления жизненных трудностей и проблем;

-индивидуализацию процесса развития сопровождаемого;

- учет его индивидуальных и возрастных особенностей.

Результатом процесса сопровождения является личность, адаптированная в социуме (достижение социализированное, то есть нормативными критериям социальной адаптации, характерных для данного, в нашем случае младшего подросткового, возраста).

Поскольку адаптация личности к социуму происходит в процессе социализации, предметом социально-педагогического сопровождения выступает именно процесс социализации человека.


Список литературы

1. Суртаева Н.Н. Философия социально-педагогической поддержки // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. СанктПетербург; Тюмень, 2002. С. 8-16.

2.  Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. СанктПетербург; Тюмень, 2002. С. 61-73.

3. Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психологопедагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве. Петропавловск, 2011. С. 235-240.

4.Образовательные инновации и психологопедагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М., 2013.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 06.12.2016).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 06.12.2016).

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Гл. 4. ст 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/42/ (дата обращения: 06.12.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома

Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома....

Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа

Актуальность программыОсобенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колле...

Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...