Методическая разработка воспитательного часа на тему: «Современные подходы к воспитанию студентов. Основные задачи совместной работы мастера производственного обучения и родителей»
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_vospitatelnogo_chasa-korotkovoy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П.Байкузова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

воспитательного часа

на тему: «Современные подходы к воспитанию студентов. Основные задачи совместной работы мастера производственного обучения и родителей».

                                                Составил: мастер производственного

     обучения  Короткова С.А.

                                              г. Рузаевка 2015г.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

2.1.Характеристика темы

2.2.Система учебно-воспитательного процесса студентов техникума

2.3.Соревнование между группами – стержень воспитательного средства

3.План-конспект воспитательного часа

4.Заключение

5.Список используемой литературы

1.Введение

        Данная методическая разработка воспитательного часа используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования.

        Воспитательный час проводился в группе студентов по специальности 43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте».

В результате его проведения студенты получили высокий психологический уровень по отношению к своей работе, педагогам и к своим родителям.

2.1.Характеристика темы

        Сегодня, когда человечество перешагнула порог нового столетия, каждый здравомыслящий человек задает  себе вопрос – каким оно будит!

Жить, созидать, творить предстоит новому, подрастающему поколению, которое  в настоящий момент оказалось в достаточно непростой ситуации.

Смена ценностных ориентиров не смогла оказать воздействия  на процессы социализации подростков.

        В последнее  десятилетие, в период глобальных социально – экономических перемен, произошло отторжение прежней идеологии. В учебных заведениях исчезли многие формы и методы воспитательной работы с подростками. В существовавшей системе образовался вакуум. По законам диалектики этот вакуум стал заполняться в неформальными, зачастую, антиобщественными объединениями, суррогатами культуры, системой взаимоотношений, не соответствующей российским традициям и российскому менталитету. В результате – снижение общекультурного уровня подростков, распад досуговых центров, деформация семьи, растущий дефицит гуманности, рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании и алкоголизма в подростковой среде. Велика вероятность того, что определенной части нынешней молодежи не удалось в полной мере перенять лучшие традиции предыдущих поколений.

                   

2.2. Система учебно-воспитательного

                            процесса студентов техникума

        Задачи педагогов заключается в предотвращении разрыва, способности к поиску и внедрению новых форм и нового содержания воспитания. Это работа должна быть четко распланирована. Педагогические коллективы должны ясно представлять его конечные результаты.

        В нашем учебном заведении разработана и реализуется многофункцио-

нальная система воспитания, в которой  заложены идеи духовно-нравственного развития личности, формирование гражданского самосознания, воспитания трудолюбия и профессиональной компетентности; уважения к правам и свободе человека; любви к Родине, семье; привитие навыков самостоятельности и ответственности; развитие творческих способностей студентов.

        Основой системы  является воспитание педагогического и студенческого  коллективов техникума на сложившихся традициях. Вот лишь некоторые из них: конкурсы профессионального мастерства, участие студентов в производственных бригадах, изготовление приспособлений и инвентаря, благоустройство территории техникума, микрорайона, шефская помощь социально-реабилитационному центру «Солнышко», выпуск газеты «Магистраль», неделя посвященная 70-летию Победы, концерты студентов, экскурсии, военно-полевые сборы в летнем оздоровительном лагере  в селе Хованщина РМ.

2.3.Соревнование между группами – стержень воспитательного средства

Ежегодно на августовском педагогическом совете принимается один из главных программных документов на учебный год – «Система деятельности Рузаевского  железнодорожно - промышленного техникума». В нем систематизируются все виды деятельности, определяются основные формы работы. Стержнем системы является соревнование между учебными группами. Выбор соревнования в качестве основного воспитательного средства не случаен. Его роль как средство повышения  эффективности  обучения и воспитания определяется спецификой контингента студентов. Соревнование обеспечивает мотивацию деятельности каждого студента. При организации соревнования педагогический коллектив определил в качестве основных следующие цели:

- выявление и развитие творческих и физических способностей студентов;

- систематизация деятельности учебного заведения и совершенствование форм работы со студентами в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеурочное время.

        При организации соревнования главным является содействие успешному решению учебных задач, качественное выполнение  учебной программы, повышения качества производственных работ, предотвращение прогулов, опозданий, уходов с уроков, повышения уровня организованности и дисциплины, активизация деятельности студентов во внеурочное время, предотвращение противоправных действий и потери  контингента.

        При подведении итогов в техникуме главной наградой является поездка в г. Анапу. Это дает дополнительную мотивацию для активного участия  в соревновании каждого студента.

3.План – конспект

воспитательного часа

Тема программы: «Учебно – воспитательные задачи курса»

Тема воспитательного часа: «Современные подходы к воспитанию студентов». Основные задачи совместной работы мастера производственного бучения и родителей.

Цели: воспитательная – донести до студентов о современных подходах их воспитания и основных задачах мастера п/о и родителей;

развивающая- развить у студентов мышление в рамках воспитательного часа;

методическая – методическое повышение уровня педагогического

 мастерства.

Ход воспитательного часа

1.Организационный момент

Поверка наличия студентов

2.Ознакомление студентов с темой воспитательного часа и с его  целью проведения.

Вопрос № 1. В чем состоит значение развития самоуправления студентов?

Вся учебно-воспитательная работа техникума ориентирована на личность каждого конкретного студента – как центра, от которого ведется концептуальное развитие этой системы и конечного пункта педагогических воздействий, основной заботой является психологическое  и социальное самочувствие каждого, высота и чистота межличностных и внутриколлективных отношений.

Разработанная и успешно функционирующая в техникуме система ученического самоуправления приумножает число активных организаторов в коллективов учебных групп, способствует развитию демократических начал в управлении техникумом. Важное значение развития самоуправления состоит и в том, что, выступая в роли хозяев своего учебного заведения, студенты утверждаются в активной жизненной позиции. Таким образом, становится востребованным любой, даже самый незначительный талант подростка. Ощутимую роль в успехе студенческого самоуправления играют активы учебных групп и их групповые объединения.  

Вопрос №2. Как развивается система планирования студенческого самоуправления?

 Система ученического самоуправления в техникуме проста по схеме, но многогранна по видам деятельности. Важно, чтобы каждый орган студенческого самоуправления имел не фиктивные и мнимые, а действительные права и обязанности. Только в этом случае генерация идей будет идти не только сверху вниз но и снизу вверх. Достигается это, в том числе, за счет развитой системы планирования работы на каждом уровне.

В настоящее время система ученического самоуправления стало не только основным методом организации воспитательной деятельности в техникуме но и традицией, наполнением процесса обучения студентов.

Процесс воспитания можно рассматривать только в виде многофункциональной системы и можно с уверенностью сказать, в нашем учебном заведении такая система сложилась. Все наши действия направлены на то, чтобы была потребность каждого нашего выпускника которые творили красоту, добро, самосовершенствование, верность лучшим российским традициям.

Вопрос №3.  Каким образом укрепляются связи учебного заведения и родителей?

Воспитание подростков- совместная задача учебного заведения, семьи и общественности. Родители и общественники помогают учебному заведению улучшать учебно – воспитательную работу.

Совместными усилиями педагога – мастера производственного обучения   и родителей стремятся к тому,  чтобы развить у студентов интерес к выбранной профессии, приобретению знаний и производственных навыков, добиться от каждого студента выполнение внутреннего распорядка, культурного поведения в техникуме, в общественных местах.

Без систематического участия родителей в решении проблем воспитания немыслимо глубоко продуманная система работа мастера по формированию личности будущего рабочего. Там где не установлены контакты с родителями, проявляется незнание фактов неблагополучного воспитания детей в отдельных семьях. Немало важным условием плодотворного участия родителей в решении задач воспитания является характер взаимодействия, взаимоотношений между ними и мастером.

Вопрос № 4. Требования совместной работы мастера производственного обучения и родителей.

Мастер производственного обучения должен быть прекрасным организатором учебно – воспитательного процесса, хорошо владеть материалом в объеме программы, быть носителем совокупности тех профессиональных и нравственных качеств, которые характеризуют человека, как профессионала и гражданина общества. Только при этих случаях авторитет мастера получит свое признание, он всегда должен чувствовать, что за профессиональное воспитание и нравственную чистоту своих питомцев он несет ответственность не только перед студентами, педагогическим коллективом техникума, но и перед всем обществом. Прежде всего мастер должен быть высоко идейным, культурным и образованным человеком, быть на уровне технического прогресса современного общества. Подростки, как правило, быстрее всего подмечают отрицательные стороны педагога и по своему на них реагируют.

В опрос № 5. От чего зависит профессиональное воспитание?

Успех в профессиональном воспитании во многом зависит от такого качества как внимание. Внимательный мастер быстро успевает и запоминает, то что помогает ему легко работать, подмечает ошибки, допускаемые как им, так и другими людьми. Мастер должен умело переключать внимание не только свое, но и студентов, он должен говорить просто и ясно, выбирать из своего лексикона наиболее доступные слова.

Важную роль в работе мастера производственного обучения играет педагогический такт, он является необходимым требованием для каждого педагога, нельзя добиться положительных результатов безразличным отношением к студентам или грубым нажимом. Студенты должны чувствовать, что мастер передает им свои знания, свой опыт, не только потому, что он должен это делать, но и потому, что хочет, чтобы каждый его воспитанник стал квалифицированным рабочим.

Большую роль в педагогических успехах мастера играет принципиальность. Он должен быть внимательным, подмечать слабости студентов, подходить каждому индивидуально, интересоваться их планами и желаниями.

 

     

Заключение

  1. Вопросы от студентов и ответы на них.
  2. Отметка положительных и отрицательных моментов воспитательного часа.
  3. Обсуждение и подведение итогов воспитательного часа.

Список используемой литературы

  1. Зверева О.А., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М., 1999г.
  2. Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. «Как создать и сохранить семью», Минск 1999г.
  3. Разумихша Г.П. «Беседы о семье» М., 1999г.
  4. Рюриков Ю. «Три влечения» Минск 1986г.
  5. Цельмер З. «Семейная психология» М., 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведе...

Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»

В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11...

Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».

Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и ...

Работа мастера производственного обучения в колледже - основные аспекты.

    Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного...

Воспитательная работа мастера производственного обучения

В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в колледжах. Современной рабочий должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными каче...