Методическая разработка классного часа по теме «Формирование финансовой грамотности у студентов ГПОУ «Яшкинский техникум технологий и механизации»
методическая разработка

Федосеева Елена Валерьевна

Методическая разработка классного часа по теме "Формирование финансовой грамотности у студентов"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Яшкинский техникум технологий и механизации»

Методическая разработка классного часа по теме «Формирование финансовой грамотности у студентов

 ГПОУ «Яшкинский техникум технологий и механизации»

Выполнила:

Е.В.Федосеева, методист, преподаватель

Яшкино

2019

Вступление: Одним из условий развития финансовой грамотности является возможность формировать необходимые знания и умения на практике. Повседневное общение граждан с финансовой сферой происходит при посещении учреждений различной инфраструктуры, которые участвуют в осуществлении финансовых услуг. К таким учреждениям относятся не только банки и магазины, но также многофункциональные центры «Мои документы», центры социального обслуживания, центры занятости, инспекции Федеральной налоговой службы и прочие. Вы (студенты) не являетесь исключением при посещении таких учреждений.

Вы также ходите в магазины и делаете покупки, посещаете банки и оплачиваете счета, откладываете денежные средства (по мере своих возможностей), учитесь делать выгодные покупки и др. И чем раньше Вы научитесь правильно и грамотно распоряжаться деньгами, тем легче и эффективнее Вам будет планировать и оптимизировать свой бюджет во взрослой жизни.

Цель:

- сформировать у студентов ГПОУ «ЯТТиМ» представление о финансах простым и понятным языком;

- повысить мотивацию у студентов к изучению вопросов финансовой грамотности и осознание необходимости финансовых знаний

- объяснить студентам, как правильно обращаться со своими финансами. Что лучше — копить или тратить?

- провести тест «Хороший ли Вы экономист (в семье?)».

Ход занятия:

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Тем самым мы задумывается над тем, как повысить свою финансовую грамотность.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, денежные средства на счетах в банках, и чеки и др. финансовые инструменты, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка (это физические, юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других – как производители. Субъектами являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.)

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше — копить или тратить?

Давайте попробуем разобрать, каждую из этих моделей поведения, и сделать вывод какая из моделей более выгодная?

1. Что дает накопление?

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае поломки автомобиля, бытовой техники или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении какую-то определенную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег

- накопление дает также возможность делать и значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты (или стипендии) купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- накопление также обеспечивает и психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности». Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты (стипендии), а также в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях (во время беседы студенты должны высказать свою точку зрения и привести примеры: Копите ли Вы деньги?).

2. Что дает свободное распоряжение деньгами (трата денег)?

- есть такое выражение «сколько есть, столько и трачу» - дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» порой действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?..

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, тогда нужно осваивать накопление. Считается (после проведенных исследований), что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят деньги на День рождения. Я предлагаю вам советы управления деньгами и Вы можете прокомментировать их.

13 советов управления деньгами для студента:

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Откройте банковский счет на свое имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу – это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8. Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь (в этом случае лучше делать список товар, который вам необходим). Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Заведите блокнот доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом.

13.Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

Подводя итог сегодняшнего классного часа, предлагаю пройти тест «Хороший ли Вы экономист (в семье?)»

ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ЭКОНОМИСТ В СЕМЬЕ?»

Вопросы

да

нет

иногда

1 Знаете ли Вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?

20

5

10

2 Вы увидели в магазине очередь за товаром с большой скидкой. Будете ли вы  стоять в очереди?

5

20

10

3 Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?

20

5

10

4 Покупают ли в вашей семье одежду впрок?

5

20

10

5 Заказывают ли в вашей семье такси?

10

5

20

6 Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?

5

20

10

7 Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?

20

5

10

8 Хотите ли вы иметь сбережения в банке?

20

10

5

9 Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим?

10

5

20

10 Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?

20

5

10

50-100 баллов. В вашей семье не имеют понятия о том, что деньги любят счет. Вам не хватает денег от зарплаты до зарплаты. В вашей семье следует прислушиваться к советам по рациональному распределению средств.

105-160. Квалификация семейного экономиста у вас не высока. Вы знаете, что в вашей семье бюджет расходуется не совсем рационально, но ничего не можете с этим поделать. Вы не можете отказать себе в удовольствии покупать приятные, но не всегда необходимые товары. В расходах вам надо научиться определять приоритеты.

165-200. Вы хороший экономист и многим у вас можно поучиться в ведении домашней экономики. Вашей семье нечего бояться. К деньгам вы относитесь спокойно. Каждый в семье знает цену заработанных денег и умеет правильно и грамотно распределить семейный бюджет, учитывая интересы и возможности всех.

Литература:

1 Финансовая литература. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://buhconsul.ru/day-of-financial-literacy-when-where-...how-is-it-conducted, своб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....

Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда...