Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».
методическая разработка на тему

Рудяев Михаил Егорович
Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Задача классного часа: 1.Утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и обсуждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».

Цель проведения классного часа:

1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.

2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задача классного часа:

1.Утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и обсуждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы.

План мероприятия:

I.Вступительное слово классного руководителя. «Проблема патриотизма и ценностные приоритеты патриотического воспитания».

II.Выступление учащихся.

1.Патриотизм.

2.Готовность к достойному служению Отечеству.

3.Воинский долг.

4.Воспоминания участника боевых действий в Афганской войне Анасьева Ю.Н.

5.Приложение 1,2,3,4,5,6.

III.Заключительное слово.

1.Вступительное слово классного руководителя.

Раньше не стояла проблема патриотизма так остро, она появилась недавно, в 90 годы 20 века, практически тогда, когда развалился СССР, началась перестройка, люди получили свободу. И как-то очень быстро поменялись ценности у людей: возросла жажда наживы , желание выстроить удачную карьеру… И вроде бы это неплохо, если бы приоритеты в жизни не менялись в худшую сторону: вместо того чтобы создать крепкую, дружную семью и вырастить умных, здоровых детей, пытаются влезть как можно выше по карьерной лестнице, купить дом, машину; вместо того чтобы заниматься спортом, познавать новое, развиваться духовно и физически, многие норовят пойти «потусоваться» в клубе, напиться, угробить своё здоровье… Происходит физическая и духовная деградация граждан нашей великой страны. По данным Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, ныне у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к службе в армии, померкли такие понятия, как «воинская честь» и «достоинство».

Печально то, что многие молодые люди не скрывают своего желания уехать из России, жить и работать за рубежом. Это прямое следствие начавшегося 20 лет назад самооплевывания, разрушения чувства национального достоинства и преклонения перед Западом и западным образом жизни. Сегодня ситуация, начинается меняться. В обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувств патриотизма. Это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания граждан в ведущих странах мира, где равнодушное отношение к отечеству, его вооруженным силам считается делом неблагодарным и предосудительным. Так, в многонациональных государствах Западной Европы и Америки ( Бельгия, Канада, США, Швейцария и т.д.) сложился позитивный опят укрепления единства многонационального общества, сочетания общегосударственной и этнической специфики в патриотизме граждан. В этих странах целенаправленно формируются гуманистические отношения между людьми разных рас, национальностей, религиозных конфессий.

В современных условиях держании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;

-приоритет общественно- государственных интересов над личными;

-лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

-патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

-самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

-гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактом создания современных войск и сил, характеризующихся высокими морально- психологическими состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества.

Таким образом, видно, что патриотизм- неотъемлемая часть государства. Так давайте разберёмся, что же это такое – патриотизм?!

И какие ценности лежат в основе патриотического воспитания? Понятие «патриотизм»

2.Выступление учащихся:

Дозорова Алина.

Патриотизм -это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющим духовно-нравственную основу личности, формирующим её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Поршакова Наталия.

Готовность к достойному служению Отечеству- это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющейся результатом её воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службы. К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ , других войсках, воинских формированиях и органах, относятся: гражданский долг; воинский долг- система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников; профессионализм; воинское мастерство.

Классный руководитель.

Сейчас, Черентаева Наталия прочитает  воспоминания участника Афганской войны Анасьева Юрия Николаевича, о том, как он и, его товарищи исполняли свой воинский долг в Афганистане.

Анасьев Юрий Николаевич родился 5 февраля 1950 г. в Ковылкинском районе село Парапино. Окончил Парапинскую среднюю школу. После окончания школы поступил в профессиональное-техническое учлище по профессии тракторист-машинист III класса и окончил полный курс.С 19 ноября 1986 года был призван в армию. С 1988 года по 1989 год принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

Мне довелось выходить из Афганистана дважды: в первой колонне 18 мая 1988 г. и 15 февраля 1989 г. в последней колонне советских войск. Впечатления были очень яркими и в корне отличающимися друг от друга. В чем отличие, думаю, вам будет интересно прочитать? ...Май месяц в том году показался нам очень жарким. В условиях стопроцентной влажности в районе Джелалабада в 8 утра температура в тени уже была плюс пятьдесят градусов, а влажность — сто процентов. Даже нашим ребятам, привыкшим к экстремальным условиям и высоким температурам, грозили тепловые удары. Особенно тяжко им приходилось на боевых. А откуда взяться тени в голых скальных горах, когда солнце в зените, а ты на вершине? Поэтому такие случаи, тепловые удары, и даже смерть от солнечных лучей были не единичны. И это было серьезной проблемой выживания. Человека не просто надо было срочно спасать, а оказывать немедленную медицинскую помош;ь. В таких случаях, если позволяли обстоятельства, пострадавшего спускали вниз, делали это как минимум два, а чаще три солдата. Почти бездыханное тело они передавали из рук в руки, поочередно занимая новую, «ступенькой» ниже, площадку и подхватывая ношу так, чтобы не упустить ее в пропасть, да и самому не свалиться. Внизу у реки его раздевали, укладывали на плащ-палатку и отливали водой. А если этого не могли сделать, то в часть возвращалось безжизненное тело.

Как правило, «жертвой» солнца становились физически слабо развитые, неупитанные солдаты. А солдат десантник не может быть упитанным. Нормальный спецназовец - поджарый как волк, без лишнего грамма веса. В конце апреля 1988 года боевая деятельность спецназа сворачивалась. Все меньше групп выходило в засады и вылетало на боевое патрулирование. Все больше бойцы и офицеры проводили времени в парках боевой техники. Полным ходом шла подготовка к выводу бригады на территорию СССР. Первыми движение начали асадабадцы. 23 апреля, в третью годовщину гибели в Мараварском ущелье роты капитана Цебрука, однодневным переходом по маршруту Асадабад - Джелалабад пришла потрепанная колонна, под командованием подполковника Владислава Г илуча. Прибывшие, расположились лагерем на одной из площадок в предгорье за городком 154-го отряда. В ходе марша, который шел очень медленно, вскрылись технические неполадки побитой в боях техники, и поэтому командованию батальона с заместителями по техчасти предстояло до 15-го мая сделать невероятное ~ отремонтировать всю матчасть. В батальоне на тот момент осталось 46 единиц боевой техники (БТР-80 и БМП-2) и 74 автомобиля. В строю числилось 485 человек личного состава, из них 57 офицеров, 28 прапорщиков. Отсутствовали 18 военнослужащих, находящихся в госпиталях по причине ранений и болезней. Их эвакуацией централизованно занималась медслужба 40-й армии. К этому моменту все служащие СА уже были отправлены в Союз самолетами. Городок отряда спецназа, оставленный в Асадабаде, представлял собой жалкое зрелище: он был весь перепахан снарядами и минами. Торчали сгоревшие перекрьггия строений и мазанок. Единственно сохранившиеся здания солдатской столовой и кухни были переданы по акту афганским властям. В автопарке навсегда остался ржавый металлом из сгоревших автомобилей и боевых машин. Особенно тяжкое время пришлось пережить разведчикам за три месяца до вывода войск. Непрерывные обстрелы изматывали психику и увеличивали количество пострадавших. Только 14 апреля в 14.20 во время обстрела ППД Асадабадского батальона было зарегистрировано И попаданий реактивных снарядов в автопарк. Сгорели два Зил-131, а у шести бэтээров осколками искрошило колеса. Но самое страшное произошло в районе казарм. В одно из укрытий, в котором скрывался от обстрела личный состав, влетел и разорвался реактивный снаряд. Его осколками были изуродованы шестеро разведчиков: рядовые Коржаков И.И., Левшук В.И., Дорофеев Э.Д., Камбуров В.В., Домилов Н.Н., Абрамян Т.Н. При этом двое из пострадавших потеряли нижние конечности и находились в тяжелейшем состоянии. Один из бойцов лишился глаз... Всех раненых на вертолете вывезли в госпиталь на «Сеялку» (66-я омсбр, г.Джелалабад). С каждым днем действия противника становились более наглыми, масштабными и скоординированными по месту и времени. Так в ночь с 23 на 24 апреля, считай на плечах уходящего из Асадабада спецназа, моджахеды перенесли свою подрывную деятельность из Кунара в провинцию Нангархар. Они совершили спланированные по времени налеты на советские и афганские части в Джелалабаде... В 2.20 ночи была предпринята попытка налета на территорию штаба бригады. Группа моджахедов обстреляла часового 5-го поста рядового Белова. В стену рядом с солдатом одновременно попали четыре пули и трассер. Но Белов не пострадал, чудом, в этой ситуации, оставшийся живым, часовой сумел победить свой страх, занять позицию для стрельбы из окопа и расстрелял 24 патрона... тем самым успешно отразив нападение - рассеяв нападающих. Неспокойно было и в горах. С началом перестрелки в районе Соловьиной рощи и Шамархеля, была обстреляна и дежурная смена станции тропосферной связи Р412(A) отряда спецрадиосвязи бригады, находящаяся на выносном посту "Роза" на вершине горы. После успешного отражения нападения, бойцы прапорщика Неупокой, потушили возникший пожар, и с рассветом спустили в 154-й отряд раненого и обгоревшего солдата. Синхронно в самом Джелалабаде ночную тишину разрезали автоматныеочереди. Это моджахеды совершили нападение на несколько постов караула 11-й пехотной дивизии. В ходе перестрелки один часовой Афганистан продемонстрирует свою готовность мирным погиб, и трое «сарбозов» получили ранения, хотели различным путем разрешить все проблемы с оппозицией. А СССР еще раз докажет миру, что никаких захватнических целей он не преследует, как это ему приписывают, и что он готов вывести войска так же, как и вводил. Надо сказать честно, что практический опыт у командования по выводу наших войск из этой горной страны уже был. За полтора года до этого, в сентябре 1986 года, наше командование вывело на территорию СССР несколько мотострелковых и зенитно-артиллерийских полков. Они дислоцировались в гарнизонах, где достаточно сильны были афганские войска и присутствовали наши части и прдразделения. Такое положение существовало в местах дислокации 5-й мотострелковой дивизии, где через Герат на Кушку вывели мотострелковый, танковый и зенитноартиллерийский полки. Из 201-й мотострелковой дивизии, через Кундуз на Термез, — мотострелковый и зенитно-артиллерийский полки. Однако вывод растянулся на несколько этапов. Из которых первые были приостановлены в связи с тем, что буквально в нескольких километрах от магистралей, где должны были проходить наши части, были обнаружены (как и следовало ожидать) большие скопления банд мятежников, готовых выдвинуться и массированным огнем взять в свинцовые клещи наши колонны. Войскам была дана команда: «Отбой!» А артиллерийские части и особенно авиация получили команду нанести массированные удары по скоплениям душманов. Первые два часа удары наносились фактически непрерывно. Огневые налеты артиллерии чередовались с бомбоштурмовыми действиями авиации. Затем авиация повторяла свои удары через каждые два-три часа. В таких условиях вместо нормального движения войска вынуждены были вести боевые действия. И все это — только по вине главарей «Альянса семи», в ущерб афганскому и советскому народу. В итоге все подтянутые к магистралям банды были разгромлены. При этом оппозиция строго предупреждалась о том, что если кто-то еще раз посмеет перейти к нападению, то последуют наши удары во много крат мощнее п][)едыдущих». Шла речь о способности афганской армии защитить власть и народ от агрессивных действий банд оппозиции. Вполне естественно, что под давлением Наджибуллы и его соратников в нашем Политбюро сложилось впечатление, что мы, советские воины, нанесли недостаточное поражение мятежникам, а поэтому возможности правительственных войск защищаться сомнительны.

Сооружение должно было полностью обеспечить безопасность, т.к. не имело окон, а у выхода блоки были выложены изгибом, чтобы пуля или осколок не залетели в помещение. Наши разведроты работали по-стахановски круглые сутки, в темное время суток на площадке включались прожектора для подсветки. Все наши усилия объять необъятное были оправданы, и, несмотря на ряд сложностей, задача была выполнена полностью. Бетонные блоки выглядели угрюмо, тяжеловесно и устрашающе... Жилое помещение советников было обнесено монументальной стеной - огромными металлическими сетками, заполненными валунами, в два ряда. Вдоль стены шли минные поля: подвешены на туго натянутых проволоках осколочные гранаты, мины вкопаны в землю. Все было продумано. Это сооружение предназначалось для последнего смертного боя, и инженерная служба армии вместе с нашими солдатами потрудилась на славу. Наши друзья советники, так же, как и мы, отзывались очень скептически о новом фортификационном сооружении. Группа советников была убеждена, что долго здесь не задержится. Так оно и получилось. На другой день после августовского выхода последнего подразделения 66-й бригады в Кабул поступила тревожная радиограмма 6 неотвратимости наступления мятежников и срочной эвакуации советников. А учитывая показательность и сложность вывода авангарда войск армии ее организацией занимался лично командарм Б.Громов, который часто бывал в эти дни в Джелалабаде. Он же лично проводил строевой смотр готовности походных колонн и личного состава частей.

Военные городки, в которых жили части бригады, - казармы, столовые, бани остались в таком образцовом состоянии, что складывалось впечатление, будто солдаты лишь на минуту покинули его. Кровати были аккуратно заправлены новыми постельными принадлежностями, которые накануне вывода завез из Союза, неутомимый, заместитель командира по тылу Игорь Серзин.

И вот наступило то историческое утро - 15 мая. День начала вывода советских войск. С первыми сполохами утренних сумерек, наскоро перекусив, наша колонна с личным составом на борту вернулась на территорию 66-й бригады. Спешилось управление, штаб бригады, отряд спецрадиосвязи, два отряда спецназначения и подразделения обеспечения построились на строевом плацу. От командования армии на трибуне находился член военного совета армии генерал-майор Захаров. Все представители местной афганской власти и общественности прибыли в бригаду для личного участия в церемонии прощания. Надо отдать им должное, руководство провинции Нангархар организовало сердечные проводы выводимых частей. Быстро пролетел митинг, завершившийся торжественным прохождением войск, и колонна неотвратимо пошла на север. И хотя на часах было только 7 утра, расплавленный солнечный диск уже давил своим безжалостным жаром все живое. В движении лица обжигала духота...

Торжественность обстановки достигла такого уровня, что описать ее невозможно. Да, хоть мы разной веры, - думал я, - но за эти годы мы породнились с афганцами, а дружба наша скреплена кровью. Когда все было готово, прозвучали фанфары. Начинал митинг командующий войсками ТуркВО генерал армии Н.И.Попов, зачитавший Обращение ЦК КПСС к советским воинам - интернационалистам, возвращающимся из Афганистана.

После чего было четко объявлено: — Перед народом Афганистана и перед советскими воинами в Афганистане выступает президент Республики Афганистана Наджибулла!

Наджибулла выступал в свойственной ему манере — страстно и ярко, часто не дожидаясь полного перевода своих слов. Говорил о том, почему советские войска пришли в Афганистан, что у них не было других целей, кроме примирения афганцев, которые затеяли борьбу за власть, а для СССР не безразлично, что творится у его соседей. Что только по неоднократной и настоятельной просьбе Советский Союз согласился ввести свои войска, но при условии, что он не будет вести боевых действий в Афганистане, и афганский народ благодарен Советскому Союзу за то, что он откликнулся на эти просьбы.

В эту минуту, - говорил Наджибулла, - мы обращаеся к советским матерям. Ваши доблестные сыновья возвращаются домой. Низкий вам поклон за воспитание настоящих интернационалистов. Наш народ никогда не забудет имена тех, кто отдал свою жизнь. Прошу почтить их память минутой молчания. Мы выражаем свою сердечную благодарность всему советскому народу за всестороннюю бескорыстную помощь. От имени афганской армии советских воинов поблагодарил Герой Республики Афганистан военный летчик полковник Барата. Президент республики, другие афганские руководители спускаются с трибуны, подходят к строю и вручают советским воинам медали «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа»

Раздается команда: «По машинам!» Под звуки военного оркестра колонна, растянувшаяся на несколько километров по всему городу, медленно вытягивается по дороге ведущей к перевалу Саланг. А поскольку все машины шли в колонне по одной дороге, то выход войск из Кабула занял около пяти часов. Таким способом бойцы славили свою малую родину и отыскивали земляков и друзей, обменивались новостями.

Бесконечной вереницей идут к советскому берегу боевые машины. Здравствуй, родная земля! Звуки маршей, приветствия, рев моторов сливаются в мощный гул. Вглядываемся в лица возвращающихся: радость и волнение.

Но мы не могли тогда знать о своем будущем, поскольку простому смертному этого не дано, мы от души радовались за наших ребят, которые как поется в песне, - прославили десант! Надо сказать, что эта волна награждений только начиналась, и сотни солдат и офицеров получили свои ордена и медали перед строем бригады, здесь на благодатной узбекской земле.

Сейчас у Юрия Николаевича есть все, что нужно для счастья- отличная семья, верные друзья, хорошая работа. Он с уверенностью смотрит в завтрашний день. И только память парой возвращает его в тот уже далекий восьмидесятый год.

Юткина Валентина

Юрий Николаевич за выполнение своего гражданского и интернационального долга награжден многими медалями, и  имеет благодарности от командования воинской части.

Награжден:

  1. Медалью «За отличие в охране государственной границы».
  2. Медалью «Войну - интернациолисту от благодарного Афганского народа».
  3. Юбилейной медалью «70 лет Вооружённым силам СССР».
  4.  Благодарность командира воинской части.
  5. Грамотой Президиума Верховного совета СССР.

III. Заключительное слово.

И так мы с Вами сегодня на классном часе познакомились с основными ценностями патриотического воспитания. Одну из ценностей, как «воинский долг», мы рассмотрели на конкретном примере. Можно сказать, что поставленная цель достигнута.

 

Список литературы

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы»от 11 июля 2005г. №422

3.Концепция военно-партиотического воспитания 6 апреля 2010г.

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

                                         Методическая разработка  

                                         классного часа на тему:

 «Ценностные приоритеты патриотического

                                        воспитания в учебном заведении»

                                           

                                 

Разработал:                                                                                            М.Е.Рудяев

Ковылкино 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....