Методические рекомендации для преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов
методическая разработка на тему

Котов Алексей Иванович

Работа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов профессии Автомеханик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_tehniki_bezopasnosti.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум

Методические рекомендации для преподавателей и студентов

«Основы управления автомобилем»

Автор:

мастер производственного обучения

 ГБПОУ АКТТ

 А.И. Котов

Одобрена  методическим объединением

профессии «Автомеханик»

Протокол  №___

от «___»_____________20      г

Председатель МО:

________________Н.К.Дондук

Автор: мастер производственного обучения первой квалификационной категории  ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» А.И. Котов

Аннотация

          В настоящей работе сделана попытка системно изложить основы теоретических знаний и практических аспектов по развитию и совершенствованию навыков вождения автомобиля.

Пособие предназначено как для студентов, изучающих основы управления автомобилем, так и для преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля.

Содержание

Введение

Правила техники безопасности

Вождение автомобиля по грунтовым и проселочным дорогам

Правила пользования педалями, рычагами и рукоятками при работе на автомобиле

Основы управления автомобилем:

Ситуация № 1.

Ситуация № 2 «Приемы управления автомобилем (при неработающем двигателе)»

Ситуация № 3. Приемы управления автомобилем (при работающем двигателе)

Ситуация № 4 Движение с изменением направления.

Ситуация № 5. Маневрирование

Ситуация № 6,7 Вождение по маршрутам (с малой интенсивностью движения и с большой интенсивностью движения)

Ситуация № 8. Вождение автомобиля в особых условиях

Список литературы

     

Введение

Аварийность на дорогах России является одной из серьезнейших социально-экономических проблем. В силу сложившихся обстоятельств, обеспечение безопасности дорожного движения требует дальнейшей координации работы различных органов власти на всех уровнях, разработки дополнительных организационно-профилактических мероприятий.

     Анализируя факторы, определяющие причины высокой аварийности в России, можно сделать вывод, что человеческий фактор является ключевым. Низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами

– вот слагаемые порядка 84 % дорожно-транспортных происшествий. Для совершенствования существующей модели подготовки водителей необходим глубокий анализ всех ее этапов, с выявлением недостатков и разработкой механизмов и способов их устранения.

     В настоящий момент в автотранспортной отрасли занято более 4 млн. работников. Профессиональное образование имеют почти 40 % работников. Специалистов с высшим образованием в области автомобильного транспорта готовят около 70 высших учебных заведений страны, в которых обучается более 7 тысяч студентов. Более 60 средних специальных учебных заведений осуществляют подготовку специалистов автотранспортного профиля со средним профессиональным образованием. В Российской Федерации ежегодно подготавливается около 2,5 млн. водителей. Из почти 9 тысяч образовательных учреждений более половины автошкол являются государственными, каждая пятая автошкола – муниципальная, каждая третья – негосударственная.

          Программы включают в себя следующие разделы: устройство и техническое обслуживание автомобилей, правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасность

движения, оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, правовая ответственность водителей, вождение автомобиля. Объем данных разделов корректируется в самих организациях с учетом сроков обучения, материального оснащения автошкол.

     По данным отдела статистики и пропаганды областного управления ГИБДД, ежегодно на территории области совершается порядка 2500 ДТП, в которых гибнет около 300 человек и еще 2000 человек получают разной степени ранения.

     

Правила техники безопасности

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо строго выполнять правила техники безопасности:

  1. Низкозамерзающие жидкости ядовиты, необходимо принимать меры предосторожности, исключающие возможность занесения их в полость рта.
  2. При использовании, для промывки сидений, охлаждения хромпика следует помнить, что он ядовит. При работе с ним надо проявлять осторожность.
  3. При пользовании этилированного бензина, соблюдать следующие правила:
  • Нельзя засасывать бензин через шланг. Перелитие можно производить ручным насосом
  • Не употреблять этилирование бензина для мытья рук деталей автомобиля. Детали перед ремонтом промыть в керосине
  • Если этилированный бензин попал на кожу, то не давать  ему высохнуть, а разу же обмыть кожу чистым керосином. Если керосина нет, то вытереть насухо чистой ветошью
  • Не допускать проливание бензина в автомобиле или закрытом помещении. Облитое бензином место  протереть ветошью, смоченной в керосине и дать высохнуть
  • Одежду, облитую этилированным бензином, перед стиркой снять и высушить на открытом воздухе ( в течении двух часов. Ремонт следует производить только после стирки.
  • После работы с этилированным бензином вымыть руки водой (лучше теплой) с мылом;
  • Перед сдачей автомобилей в ремонт бензопровод и карбюратор должны быть освобождены от остатков этилированного бензина
  • Нагар от этилированного бензина представляет сильный яд. Во избежание попадания частиц нагара в организм, в органы дыхания, его следует соскабливать, скачивая керосином.
  1. Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении, с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом
  2. При отрывании пробки радиатора горячего двигателя соблюдать осторожность, чтобы  избежать ожога паром.
  3. При пользовании пусковым подогревателем водитель должен соблюдать следующие правила:
  • Присутствовать при прогреве двигателя, следить за работой подогревателя до его выключения. Работа подогревателя (не установленном режиме) с открытым пламенем  не допускается. Для устранения пламени необходимо произвести регулировка.
  • Содержать в чистоте и исправности          подогреватель и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно его картера) и подтекание бензине (вследствие неисправности системы питания) могут быть причиной возникновения пожара
  • Краник бензинового бачка подогревателя нужно открыть только на время работы подогревателя. В остальное время его следует держать закрыты.
  • В теплое время бензиновый бачок подогревателя держать без бензина

  1. При монтаже и демонтаже необходимо строго выполнить требования подраздела «Колеса и шины»
  2. При проведении регулировочных и работ необходимо отключить аккумуляторную батарею, отсоединив минусовой провод.

Предписание

Вождение автомобиля по грунтовым и проселочным дорогам

Движение автомобиля в этих условиях сопровождается повышенной ряской и быстро приводит к утомлению. На дорогах часто встречаются рытвины, ухабы, канавы, бугры: глубокая Ии разбитая колея увеличивает сопротивление движению автомобиля и требует больших физических усилий со стороны водителя. Ему чаще приходится переключать передачи, притормаживать машину, объезжать труднопроходимые и разбитые участки полевых дорог.

        Необходимо своевременно снижать скорость движения при проезде по сухой грунтовой дороге с глубокой отвердевшей колеей: умело маневрировать в опасных местах с близким расположением естественных препятствий. В этом случае притормаживать  машину можно тормозом, переходить на пониженную передачу.

        Во время управления автомобилей на лесной дороге надо находится в готовности к быстрому снижению скорости движения на поворотах и в местах с ограниченным обзором.

        При буксовании колес на мягком грунте применяют подручные  средства – хворост, бревна щебень, доски, а также цепи противоскольжения. На мокром глинистом грунте автомобиль нужно вести по стежей колее.

        Подъезжая к речке (ручью), надо определить брод и проверить дно. Закрыть жалюзи радиатора. Преодолевают брод на первой передаче, на средних оборотах коленчатого вала двигателя при постоянном положении педали управления дроссельными заслонками. Нельзя в этот момент переключать передачи, останавливаться, маневрировать, резко пользоваться педалью дросселя. После преодоления брода проверить исправность тормозов.  

ПРЕДПИСАНИЕ

Правила пользования педалями, рычагами и рукоятками при работе на автомобиле

        Перед тем как выключить муфту сцепления, левую ногу предварительно ставят на педаль (за 0,1-0,5 сек. до выжима) и в нужный момент быстро перемещать до отказа вперед. Возвращение педали в исходное положение происходит под действием упругой силы пружины нажимного диска. Выключает и включает педаль быстро, но плавно: медлительность при нажатии педали может привести к чрезмерному нагреву дисков муфты сцепления. После включения ногу снимают с педали и ставят рядом с ней на полу кабины. Нельзя резко опускать педаль, так как это приводит к порче механизма.

        Педаль дроссельных заслонок перемещают вперед правой ногой, обратно она возвращается под действием пружины природа. Во всех случаях эксплуатации автомобиля педаль дроссельных заслонок перемещают плавно. Резкое движение двигателя и, как следствие, преждевременный износ деталей кривошипно-шатунного механизма.

        Рычаг переключения коробки передач переводят в рабочее положение из нейтрального. Для переключения передачи необходимые правую руку перенести с рулевого колеса на головку рычага. Рычаг обхватывают сверху всеми пальцами правой руки без напряжения, удерживая надежно левой рукой рулевое колесо. Действия  рычагом коробки передач должны быть четкими и быстрыми, так как малейшая задержка приводит к потере скорости разгона и остановке автомобиля, в особенности на трудопроходимых участках дороги. При правильном выполнении техники переключения передач рычаг свободно перемещается в   протезах кулисы от легкого усилия правой руки. Во время выработки автоматизма в действиях правой руки необходимо стремится к тому, чтобы передача включалась без зрительного  контроля  и при непрерывном наблюдении за дорожной обстановкой.

        Педаль тормоза приводят в правой ногой. При нажатии на педаль срабатывает тормозное устройство, машина замедляет движение и останавливается: педаль отпускают.

Во всех случаях торможения педалью надо управлять плавно. Резкое нажатие на педаль допускается в исключительных случаях (экстренная обстановка, аварийная ситуация)

        Во время движения автомобиля рулевое колесо держат двумя руками. Чтобы определить правильное положение рук на рулевом колесе, мыслительно проводят горизонтальную линию, делящую рулевое колесо пополам в горизонтальной плоскости: левая рука должна находится на этой линии, правая намного ниже. Неправильное положение рук на рулевом колесе затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям - потере управления. Для поворота автомобиля вправо, рулевое колесо вращают  вправо (по часовой стрелке), влево (против часовой клетке). При крутых поворотах перенос рук на рулевое колесо осуществляется последовательно. Управление рулевым колесом одной рукой разрешается в следующих случаях: включения, переключения и выключения передачи: включение и выключение приборов. Управление одной рукой категорически  запрещается на загородных дорогах, поворотах, обрывах, встречных разъездах при пересечении трамвайных  путей, на железнодорожный переездах, не исправном шоссе, подъемах и спусках, при внезапных изменениях обстановки, условиях интенсивного движения. Ручным тормозом пользуются при длительной остановке автомобиля.

        Чтобы не удариться грудью в рулевое и колесо при внезапной остановке автомобиля. Нужно крепко удержать руки на руке. При езде на разбитой дороге необходимо следить за тем, чтобы рулевое колесо не выбивалось из рук. При действии органами управления не терять их  из виду автомобильной дороги.

        Работа правой и левой ног должно быть строго согласовано. Педаль дроссельных заслонок как при включении, так и при выключении всегда должна двигаться несколько раньше педали муфты сцепления. Это опережающее действие водителя педаль дроссельных заслонок совершается для того, чтобы при трогании с места двигатель успел развить необходимое число оборотов коленчатого вала для преодоления внешней нагрузки, а при остановке – осуществлять торможение. Нарушение этого правила приводит, например, к перегрузке двигателя или его самопроизвольной остановке.

        При переключении передач также следует придерживаться указанной координации действия педалями дроссельных заслонок и сцепления.

        Согласование рабочих движений правой ногой, правой рукой и левой ногой во всех случаях управления автомобилем состоит в том, что работе рычагом коробки передач допускается в тот момент, когда дроссельных заслонок отпущена, в педаль сцепления выжата.

        Рабочие движения правой руки на рычаге коробки передач и левой на рулевом колесе необходим для того, чтобы осуществлять независимость противоположных действий, иначе возможна потеря управления автомобилем. Координация рабочих движений в процессе торможения автомобиля должна выражаться в четком действии при нажатии на  педаль тормоза после выключения педали сцепления.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

Ситуация № 1.

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознание себя в системе «Основы управления автомоби-

лем»

1.1. Обсуждение позиции студента АО системе «Основы управления автомобилем»

1.2. Исследовать инструкцию по технике безопасности при подготовке автомобиля к работе и при работе на нем

Студент

Инструкция по технике безопасности

Соответствие позиции студента по системе «Основы управления автомобилем» Норме: Инструкция по технике безопасности

 

2. Осознать расположение органов управления автомобилем

2.1. Сесть в кабину автомобиля

2.2. Ознакомиться с рабочим местом водителя

2.2.1. Отрегулировать зеркала заднего вида

2.2.2. Исследовать правила пользования рулевым колесом

2.3. Ознакомиться с органами правления и контрольными приборами: рулевое колесо, рычаг переключения передач, рычаг ручного тормоза, педаль  сцепления, переключатель указателя поворотов, кнопка звукового сигнала, рукоятка управления жалюзи в радиаторе, рукоятка зонта капота, педаль насоса обмыва  

 ветрового стекла, ножной переключатель света, замок зажигания, кнопочный термобиметаллический предохранитель, сигнальная лампа указателя поворота   давления масла дальнего света фар, главный переключатель света, сигнальная лампа перегрева двигателя, указатель уровня  бензина, спидометр, указатель температуры воды, включатель стеклоочистителя, включатель вентилятора отопителя, рукоятка внутреннего люка отопителя, рукоятка люка воздуха притока, ручка ручного управления дроссельным заслонками карбюратора, ручка управления воздушной заслонкой карбюратора

Кабина автомобиля

Зеркала заднего вида

Рулевое колесо

Органы управления и контрольные приборы

Взаимообусловленность позы водителя эргономическим нормам

Взаимообусловленность расположения Зеркалов заднего вида и габаритов машины.

Правила пользования рулевым колесом.

Инструкция по эксплуатации автомобиля

Регулировать зеркала заднего вида.

Уметь пользоваться рулевым колесом.

Назвать и показывать органы управления и контрольныеи приборы

3. Произвести осмотр автомобиля перед выездом на линию

3.1. Проверить комплексность  автомобиля

3.2. Проверить уровень масла в катере двигателя, при необходимости долить до нормы

3.3. Проверить наличие жидкости в системе охлаждения и при необходимости  долить.

3.4. Проверить наличие воды в бачке устройства для обмыва ветрового стекла. При необходимости долить при плюсовых температурах воздуха.

3.5. Проверить уровень  жидкости в бачке системы привода тормозов.

3.6. Проверить наличие топлива в бензобаке и при необходимости заправить.

3.7. Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости довести до нормы.

3.8. Проверить герметичность системы управления тормозами, системы питания, смазки, охлаждения.

3.9. Проверить действие приборов освящения, сигнализации и стеклоочистителя

Автомобиль

Картер двигателя масло М-8 LOG, стержневой указатель

Радиатор, вода.

Бачек устройства для обмыва ветрового стекла.

Бачек система привода тормозов.

Указатель уровня топлива.

Шины, воздушный манометр.

Система управления тормозами, система питания, смазки, охлаждения

Приборы освящения, сигнализации, стеклоочистителя

Автомобиль должен быть укомплектован инструментом и принадлежностям.

Уровень масла должен быть у метки «П» стержневой указатель.

Радиатор должен быть до уровня нижней кромки заливной горловины

Наличие воды.

Уровень жидкости не должен быть ниже кромки (верхней) разделительной перегородки.

Норма расхода топлива на 100 км. пробега.

На холодных шинах: задние 622 кПа/6, 3кгс/см2, передние 390 кПа/4 кг с/см2.

Подтекание топлива, масла, охлаждающей  и тормозной жидкости не должно быть.

Исправность приборов

Проверить комплексность автомобиля

Проверить уровень масла.

Проверять наличие жидкости в системе охлаждения.

Определить уровень жидкости в бачке устройства для обмыва ветрового стекла.

Определить уровень жидкости визуально.

Проверять наличие топлива, заправлять.

Проверять герметичность управления тормозами, системы питания, смазки, охлаждения.

Проверять действие приборов.

4. Запустить холодный двигатель стартером и остановить его.

4.1. Нажать на педаль дроссельных заслонок.

4.2. Вытянуть до отказа ручку воздушной заслонки карбюратора

4.3. Отпустить педаль дроссельный заслонок.

4.4. Выключить сцепление.

4.5. Повернуть ключ включателя зажигания в пусковое положение.

4.6. Включить сцепление.

4.7. Отпустить ручку воздушной заслонки карбюратора по мере прогрева двигателя.

4.8. Выключить зажигание.

Педаль дроссельных заслонок.

Ручка воздушной заслонки карбюратора.

Педаль дроссельных заслонок.

Сцепление.

Замок зажигания, ключ.

Сцепление.

Ручка воздушной заслонки карбюратора.

Замок зажигания, ключ.

1/3 хода педали.

До упора.

Отпустить плавно.

Правила пользования сцеплением.

Держать стартер включенным до запуска двигателя, но не более 10 сек. с интервалом 15-20 с.

Прогретый двигатель.

Двигатель не работает.

Запускать холодный двигатель стартера и его останавливать.

5. Запустить холодный двигатель пускорукоядкой и остановить его.

5.1. Поставить автомобиль на стояночный тормоз.

5.2. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

3.3. Вытянуть ручку ручного управления дроссельными заслонками.

5.4. Вытянуть ручку воздушной заслонки карбюратора.

5.5. Выключить зажигание.

5.6. Выйти из кабины

5.7. Установить пусковую рукоятку в зацеплении с храповиком коленчатого вала двигателя.

5.8. Вращать рукоятку резким движением вверх

5.9. Перевести  рукоятку плавным движением в нижнее положение.

5.10. Убрать рукоятку

5.11. Сесть в кабину.

5.12. Отпустить ручку дроссельных заслонок карбюратора.

5.13. Отпустить ручку воздушной заслонки карбюратора.

5.14. Выключить зажигание

Рычаг ручного торможения.

Рычаг переключения передач.

Ручка ручного управления дроссельными заслонками.

Ручка воздушной заслонки карбюратора.

Замок зажигания, ключ.

« - «

Пусковая рукоятка, храповик коленчатого вала двигателя.

Пусковая рукоятка.

Пусковая рукоятка.

Пусковая рукоятка.

Кабина автомобиля.

Ручка дроссельных заслонок карбюратора.

Ручка воздушной заслонки карбюратора.

Замок зажигания, ключ.

Правила пользования ручным тормозом.

Нейтральное положение.

На 1/3

На 1/3

Выключенное положение.

« - «

«-«

Правила пользования пусковой рукояткой. Вращать до запуска двигателя.

Взаимообусловленность позы водителя эргономическим нормам.

«-»

Прогретый двигатель

Двигатель не работает.

Запустить холодный двигатель пусковой рукояткой и останавливать его.

6. Запустить прогретый двигатель и его остановить

6.1. Нажать на педаль дроссельных заслонок.

6.2. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

6.3. Включить зажигание и повернуть ключ в пусковое положение

6.4. Отпустить ключ.

6.5. Отпустить педаль управления дроссельными заслонками (педаль акселератора).

6.6. Выключить зажигание.

Педаль дроссельных заслонок.

Рычаг переключения передач

Замок зажигания, ключ.

Замок зажигания.  

Педаль управления дроссельными заслонками.

Замок зажигания, ключ.

1/3 хода педали.

Нейтральное положение.

Держать до запуска двигателя, но не более 10 сек.

Запускать прогретый двигатель и останавливать

Ситуация № 2 «Приемы управления автомобилем (при неработающем двигателе)»

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознание себя в системе «Приемы управления автомобилем»

1.1. Обсуждение позиции студентами по системе «Приемы управления автомобилем»

1.2. Исследовать инструкцию по технике безопасности при работе на автомобиле

Студент, автомобиль.

Инструкция по технике безопасности.

Соответствие позиции студентов системе «Приемы управления автомобилем».

Инструкция по технике безопасности

Высказать свою позицию.

Знать инструкцию по технике безопасности и выполнить ее.

2. Работа органами управления.

2.1. Управление при движение с места:

2.1.1. Поставить правую ногу на педаль.

2.1.2. Выключить сцепление левой ногой.

2.1.3. Перевести рычаг переключения передач в рабочее положение    

2.1.4. Нажимать на педаль акселератора, одновременно с замедлением опускать педаль сцепления.

2.2. Управление переключением передач в восходящем порядке.

2.2.1. Нажать на педаль сцепления и одновременно отпустить педаль акселератора.

2.2.2. Выключить низкую передачу.

2.2.3. Отпустить педаль сцепления

2.2.4. Нажать на педаль.

2.2.5.

2.2.6. Нажать на педаль акселератора плавно и одновременно отпустить педаль сцепления

2.3. Управления переключения  передач в исходном порядке.

2.3.1. Выжать педаль сцепления одновременно  отпуская педаль акселератора.

2.3.2. Выключить высшую передачу

2.3.3. Отпустить педаль сцепления

2.3.4. Нажать резко на педаль акселератора и опустить  её, одновременно выжимая педаль сцепления

2.3.5. Включить  низкую передачу.

2.3.6. Отпустить плавно педаль сцепления.

2.4. Управление при остановке

2.4.1. Выжать педаль сцепления.

2.5. Управление при экстренном торможении.

2.5.1. Выжать педаль сцепления и тормоза  одновременно.

2.6. Управление при плавном торможении

2.6.1. Убрать правую ногу с педали акселератора.

2.6.2. Нажать плавно на педаль тормоза.

2.6.3. Отпустить педаль тормоза

Педаль

Педаль сцепления.

Рычаг переключения передач.

Педаль акселератора, педаль сцепления.

Педали сцепления и акселератора.

Рычаг переключения передач.

Педаль сцепления.

«-«

Педаль акселератор и сцепления.

Педаль сцепления  и акселератора.

Рычаг переключения передач.

Педаль сцепления

Педали акселератора.

Рычаг переключения передач.

Педаль сцепления.

Педаль сцепления.

Педали сцепления и тормоза.

Педаль акселератора

Педаль тормоза

Педаль тормоза

Правила пользования.

«-»

Правила пользования рычагами при рабочем автомобиля. Правила пользования педалями.

Правила пользования педалями.

Нейтральное положение.

Правила пользование педалями.

«-«

Правила пользования педалями.

Правила пользования педалями.  

Нейтральное положение.

Правила пользования педалями

«-«

Правило пользования рычагами.

Правило пользования педалями.

Правило пользования педалями.

Правила пользования педалями.

«-«

«-«

«-«

Выполнять  согласование движения по управлению педалями

Выполнять согласованные движения по управлению переключением передач в восходящем порядке.  

Выполнять согласование движение по управлению переключением передач в исходящем порядке.

Выполнить согласование  движение  по управлению  автомобилем при остановках

Выполнять согласованные движения по управлению автомобилем при экстренном торможении.

Выполнить согласовано движения по управлению автомобилем при плавном торможение

Ситуация № 3. Приемы управления автомобилем (при работающем двигателе)

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознание себя в системе «Приемы управления автомобилем (при работающем двигателе)»

1.1. Обсуждение позиции студента по системе «Приемы управления автомобилем» (при работающем двигателе)».

1.2. Исследовать инструкцию по т/б при работе на автомобиле.

Студент, автомобиль.

Инструкция по технике безопасности

Соответствие позиции студента в системе «Приемы управления автомобилем».

Инструкция по технике безопасности

Высказать свою позицию

Знать инструкцию по т/б и выполнять её

2. Управление автомобилем при работающем двигателе

2. 1. Трогание с места.

2.2. Запустить двигатель. Выполнить п.п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, сит. № 1.

2.3. Тронуться с места. Выполнить п. 2.1 сит. № 2.

Двигатель, педаль дроссельных заслонок, рычаг переключения передач, замок зажигания, ключ.

Педали сцепления, акселератора, рычаг переключения передач.

Правила пользования педалями и рычагами. Работающей двигатель.

Правила пользования рычагами и педалями. Плавное трогание с места.

Выпустить двигатель.

Трогаться на автомобиле с места.

3. Управление переключением передач в восходящем порядке

Выполнить п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.4.,2.2.5., 2.2.3. сит. № 2.

4. Управление переключением передач в исходящем порядке. Выполнить п.п. 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3, 2.3.4.. 2.3.5,2.3.6, сит. 3 2.

5. Остановить автомобиль.

5.1. Выполнить п. 2.4.3., 2.4.2. сит № 2.

5.2. Перевести рычаг  переключения передач и нейтральное положение

5.3. Отпустить  педали тормоза и сцепления

5.4. Включить стояночный тормоз

Педали сцепления, акселератора, рычаг переключения передач.

«-«

Педаль сцепления, педаль тормоза.

Рычаг переключения передач.

Педали тормоза, сцепления.

Стояночный тормоз

Правила пользования рычагами и педалями.

«-«

Правила переключения передач.

Правила пользования педалями. Остановка автомобиля.

Нейтральное положение.

Правила пользования педалями.

Правила пользования стояночным тормозом.

Переключать передачи в восходящем порядке.

Переключать передачи в исходящем порядке.

Остановить автомобиля.

Ситуация № 4 Движение с изменением направления.

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознать  себя в системе «Движение с измерением направления»

2. Управление автомобилем при движении с изменением

1.1. Обсуждение позиции студентов по системе «Движение с измерением направления»

1.2. Исследование инструкции по т/б при работе на автомобиле.

2.1. Сесть в кабину

2.2. Запустить двигатель, выполнить п.п. 6.1,6.2, 6.3, 6.4, 6.5, сит. № 1.

2.3. Тронуться с нести. Выполнить  п. 2.1. сит. № 2

2.4. Выполнить движение на право

2.4.1. Выключить переключатель указателя поворотов.

2.4.2. Повернуть рулевое колесо направо.

2.5. Выполнить движение налево.

2.5.1. Включить переключатель указателя поворотов.

2.5.2. Повернуть рулевое колесо налево.

2.6. Выполнить движение задним ходом по прямой, направо, налево

2.6.1. Включить передачу заднего хода.

2.6.2. Подать звуковой сигнал

2.6.3. Начать движение, контролируя его по зеркалам заднего вида

Студент

Инструкция по т/б.

Автомобиль, кабина.

Двигатель, педаль дроссельных заслонок, рычаг переключения передач, замок зажигания, ключ.

Педали сцепления, акселератора, рычаг переключения передач.

Переключатель указателя поворотов

Рулевое колесо, автомобиль, автотрактодром.

«-«

Переключатель указателя поворотов.

Рулевое колесо, автомобиль, автотрактодром.

Рычаг переключения передач.

Кнопка звукового сигнала

Рулевое колесо, автомобиль, автотрактодром

Соответствие позиции по системе «Движение с измерением направления»

Инструкция по т/б.

Правило пользования педалями и  

«-«

Плавное пользование с места.

Верхнее положение.

Точно вписаться в полосу поворотов.

«-«

Нижнее положение.

Точно  вписаться  в полосу поворотов.

Передача заднего хода.

Имеется сигнал

Точно вписаться в полосу движения.

Высказать свою позицию.

Знать инструкцию по т/б и выполнять её.

Запустить двигатель.

Трогаться на автомобиле с места.

Выполнить движение на право.

Выполнить движение налево.

«-«

Выполнить движение задним ходом по прямой, направо и налево.

Ситуация № 5. Маневрирование

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознать себя в системе «Маневрирование»

  1. Обсуждение позиции студента по системе «Маневрирование»

  1. Исследовать инструкции по технике безопасности при маневрировании автомобиля

Студент

Инструкция по т/б

Соответствие позиции студента по системе «Маневрирование» позиции мастера производственного обучения

Инструкция по т/б

Высказывать свою позицию

Знать инструкцию по т/б и выложить её

  1. Остановка автомобиля           месте разворота

3.Маневрирование  

в ограниченном пространстве.

4. Остановить автомобиль у выбранного ориентира

  1. Сесть в кабину
  2. Запустить двигатель. Выполнить п. 6.1, 6.2, 6,6.4, 6.5 сит. № 1

  1. Тронуться с места. Выполнить п. 2.1 сит. № 2
  2. Остановить автомобиль при движении передним ходом у выбранного ориентира. Выполнить п. 5.1, 5.2, 5.3, сит. № 3
  3. Остановить автомобиль у выбранного ориентира при движении задним ходом. Выполнить п. 5.1, 5.2., 5.3. сит. № 3
  4. Выполнить разворот без применения заднего хода
  1. Включить переключать указателя  разворота.

2.6.2. Повернуть рулевое колесо в сторону разворота

3.1. Въехать в ворота передним ходом с прилегающей и

3.1.1. Выполнить пр. 2.2, 2.5, сит. № 4

3.1.2.Включить переключатель указателя поворотов

3.1.3. Повернуть рулевое колесо  в сторону ворот

3.1.4. Продолжать движение, контролируя его по габаритам машины

3.2. Выехать из ворот передним ходом с поворотом налево и на право.

3.2.1. Выезжать из ворот.

3.2.2. Повернуть рулевое  колесо в сторону поворота

3.2.3. Заехать в ворота с прилегающей и противоположной стороны задним ходом

3.3.1. Выполнить п.п. 2.6.1 и 2.6.2. сит. № 4

3.3.2. Начать движение, контролируя его по зеркалам заднего вида

3.4. Выезжать из ворот задним ходом с поворотом налево и направо

3.4.1 Выполнить п.п. 2.6.1 и 2.6.2. сит. № 4

3.4.2 Выезжать из ворот

3.4.3. Повернуть рулевое колесо в сторону поворота

3.5. Проехать по «змейке» передним ходом

3.6. Выполнить разворот на ограниченном участке с применением заднего хода

3.6.1.Включить переключатель указателя поворотов

3.6.2. Повернуть рулевое колесо в сторону поворота

3.6.5. Оставить автомобиль у выбранного ориентира

3.6.4. Выполнить п.п. 2.6.1. и п. 2.6.2. сит. № 4

3.6.5. Начать движение, контролируя его по зеркалам заднего вида (поворачивая рулевое колесо в противоположную движению  сторону).

3.6.6. Остановить автомобиль у   выбранного ориентира

3.6.7. Начать движение вперед

4.1. Поставить автомобиль в «бокс» передним и задним ходом. Выполнить п.п. 3.1. и 3.3.

4.2. Въехать на эстакаду и съезжать с нее передним и задним ходом

Кабина автомобиля, двигатель , педаль дроссельных  заслонок, рычаг переключения передач, замок зажигания, ключ.

Педали сцепления и акселератора, рычаг переключения передач.

Педали сцепления и тормозе, рычаг переключения передач, рулевое колесо, зеркале заднего вида.

Рулевое колесо

Педали сцепления дроссельных заслонок, рычаг переключения передач, замок зажигания, ключ.

Переключатель указателя поворотов

Рулевое колесо

Рулевое колесо.

-«-

-«-

Рычаг переключения  передач, кнопка звукового сигнала, рулевого колесо

Рулевое колесо

Рычаг переключения передач , кнопка звукового сигнала, рулевое колесо.

Рулевое колесо

-«-

-«-, змейка

Указатель переключателя поворотов

Рулевое колесо

Педали сцепления, тормозов, рычаг переключения передач.

Рычаг переключения передач, кнопка звукового сигнала, рулевое колесо

Рулевое колесо

Педали сцепления тормозов, рычаг переключения передач

Педаль сцепления, акселератора, рычаг переключения передач

Рычаг переключения передач, педали сцепления, тормозов, кнопка звукового сигнала

-«-, рулевое колесо, рычаг акселератор

Правила пользования педалями и рычагами. Работающий двигатель.

Правило пользования рычагами и педалями. Плавное трогание с места.

Правило пользования педалями и рычагами.

Точно вписываться в полосу разворота

Правила пользования рычагами и педалями.

Сигнальная лампа указателя поворотов подает сигнал

Точно вписываться в полосу поворотов

Точно вписаться в габариты ворот.

-«-

-«-

Точно вписаться в полосу поворота

Точно вписаться в габариты ворот

Выезжать из ворот задним ходом с поворотом

Точно вписаться в габариту ворот

Точно вписаться в полосу поворота

Точно вписаться в размеры «змейки»

Точно вписаться в ограниченный участок.

Остановить автомобиль

Вписаться в ограниченный участок

-«-

Вписаться в габариты в «бокс»

Вписаться в размеры эстакаду

Запустить двигатель.

Трогаться на автомобиле с места.

Останавливать автомобиль при движении задним ходом у выбранного ориентира.

Въезжать в ворота с прилегающей и с противоположной стороны.

Маневрировать по «змейке»

Выполнить разворот на ограниченном участке с применением заднего хода

Ставить автомобиль в «бокс2 передним и задним ходом.

Ставить автомобиль на эстакаду и съезжать с неё

Ситуация № 6,7 Вождение по маршрутам (с малой интенсивностью движения и с большой интенсивностью движения)

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознать себя в системе «Вождение по маршрутам».

1.1. Обсуждение позиции студента по системе «Вождение по маршрутам»

1.2. Исследовать инструкцию по технике безопасности при вождении автомобиля по маршрутам

Студент

Инструкция по технике безопасности

Соответствие позиции студента по системе «Вождение по маршрутам».

Инструкция по технике безопасности

Высказывать свою позицию.

Знать инструкцию по технике безопасности и её выполнять.

2. Вождение по загородным дорогам и дорогам города

2.1. Выполнить движение автомобиля по маршруту № 1.

2.1.1. Выезжать на загородную дорогу

2.1.2. Двигаться в транспортном потоке

2.1.3. Объезжать препятствия

2.1.4. Повернуть налево (равнозначный перекресток).

2.1.5. Остановиться на спуске.

2.1.6. Повернуть направо (неравнозначный перекресток) Выезд на главную дорогу.

2.1.7. Остановиться на подъеме.

2.1.8. Повернуть направо неравнозначный перекресток. Выезд на второстепенную дорогу.

2.1.9. Проехать остановку общественного транспорта, пешеходный переход

2.1.10. проехать регулируемый перекресток

2.1.11. Проехать мост.

2.1.12. Выехать на дорогу города.

2.1.13. Выполнить разворот без применения заднего хода

2.1.14. Выполнить разворот с применением заднего хода

2.1.15. Проехать регулируемый перекресток

2.1.16. Выполнить объезд.

2.1.17. Въехать в ворота

2.2. Выполнить движение по маршруту № 2

2.2.1. Выехать из ворот

2.2.2. Выехать на дорогу города

2.2.3. Проехать регулируемый перекресток с поворотом направо

2.2.4. Проехать нерегулируемый перекресток

2.2. 5. Выехать на главную дорогу на нерегулируемом перекрестке и повернуть направо.

2.2.6. Выполнить движение в транспортном потоке.

 

2.2.7. Выполнить разворот

2.2.8. Проехать железнодорожный переезд со шлагбаумом

2.2.9. Выехать на загородную дорогу.

Маршрутная карта.

Органы управления и контрольные измерительные приборы.

Органы управления и контрольно измерительные приборы.

«-«

«-«

«-«

«-«

«-«

«-«

«-«

Маршрутная карта.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Правила пользования рычагами и педалями.

Правила дорожного движения раздел 9. п. 9.2-9.4 ПДД, раздел 9 п. 9.2-9.7.

ПДД. Раздел 9. п. 9.2-9.7

ПДД. Раздел 14. п. 14.1-14.4.

«-«

ПДД. Раздел 14. п. 14.10-14.13.

«-«

ПДД. Раздел 14. п. 14.1-14.4.

ПДД.

Раздел 15.

П. 15.1-15.7

ПДД. Раздел 14.

П. 14.3.-14.9.

«-«

ПДД. Раздел 14. п. 14.10-14.13.

ПДД. Раздел 9 п. 9.6.

ПДД. Раздел 9. п. 9.6.

ПДД. Раздел 14. п. 14.3-14.9.

ПДД. Раздел 12.п. 12.5.

Вписаться в габариты ворот.

Вписаться в габариты ворот

ПДД. Раздел 14. п. 14.10-14.13

ПДД. Раздел 14. п. 14.10-14.13.

ПДД. Раздел 14., п. 14.10-14.13

ПДД. Раздел 14. п. 14.10-14.13. Раздел 9. п. 9.4.-9.7.

ПДД. Раздел 10. п. 10.1-10.10.

ПДД. Раздел 9. п. 9.6.

ПДД. Раздел 16.п.16.1-16-8

Управлять автомобилем по загородным дорогам, дорогам города не нарушая правила дорожного движения.

Выезжать на загородную дорогу.

Объезжать препятствия.

Управлять автомобилем при просаде равнозначный перекресток.

Останавливать автомобиль на спуске

Управлять автомобилем при переезде  неравнозначных перекресток.

Останавливать автомобиль на подъеме.

Управлять автомобилем при выезде на второстепенную дорогу.

Управлять автомобилем при проезде остановок общественного транспорта, пешеходных переходов.

Управлять автомобилем при переезде регулируемых перекрестков.

Управлять автомобилем при переезде моста.

Выполнить разворот без применения заднего хода.

Выполнить разворот с применением заднего хода.

Управлять автомобилем при переезде регулируемых перекрестков.

Выполнить объезд препятствия.

Управлять автомобилем при въезде в ворота.

Управлять автомобилем при выезде из ворот.

Управлять автомобилем при переезде регулируемых перекрестков.

Управлять автомобилем при переезде нерегулируемых перекрестков.

Управлять автомобилем при выезде на главную дорогу.

Управлять автомобилем при движении в транспортном потоке. Выполнить разворот.

Выполнить разворот.

Управлять автомобилем при переезде через железнодорожный переезд

Ситуация № 8. Вождение автомобиля в особых условиях

Цели

Действия

Средства

Нормы

Способности

1

2

3

4

5

1. Осознавать себя в системе «Вождение автомобиля в особых условиях»

  • Обсуждение позиции студента по системе «Вождение автомобиля в особых условиях»

  • Исследовать инструкцию по т/б при вождении автомобиля в особых условиях.

Студенты

Инструкция по т/б

Соответствие позиции студентов по системе «Вождение автомобиля в особых условиях» норме

Высказывать свою позицию

Знать инструкцию по т/б и ее выполнить

Буксировка

  • Выбрать сцепку

  • Выполнить буксировку автомобиля

Сцепка

Органы управления и контрольно-измерительные приборы, сцепка автомобиля

ПДД разд.2

Пп.20.2,, 20.3

-«- разд.20

Пп20.1-20.6

Выбирать сцепку для буксировки

Выполнить буксировку автомобиля

Движение по проселочной дороге

Выполнить движение по проселочной дороге

Предписание

Управлять автомобилем при движении на проселочной дороге.

Список литературы

     1. Федеральный закон о безопасности дорожного движения : – М., 1996.

     2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2008.

     3. Правила дорожного движения. – М., 2013.

     4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. –

М., 2010.

     5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2009.

     6. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2009.

     7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2004.

     8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2003.

     9. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения / Н.В. Молоткова, А.О.

Хренников. – Тамбов, 2004.

     10. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.

     11. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.

     12. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза : диссертация / А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

Методические рекомендации для преподавателя «Организация работы с неуспевающими студентами»

Основные признаки неуспеваемости обучающихся1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых...

ОТЧЕТ о выполнении плана самообразования преподавателя/мастера производственного обучения

ОТЧЕТо выполнении плана самообразования преподавателя/мастера производственного обучения...

Возрастные психологические потребности и задачи в подростковом возрасте. (Лекторий для преподавателей, мастеров производственного обучения)

Данный материал может использоваться при  подготовке родительских собраний, родительских лекториев, семинаров для родителей....