Методические рекомендации для преподавателя «Организация работы с неуспевающими студентами»
методическая разработка

Воробьёва Светлана Анатольевна

Основные признаки неуспеваемости обучающихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

Электростальский колледж

Методические рекомендации для преподавателя

«Организация работы

с неуспевающими студентами»

        Преподаватель: Воробьёва С. А.

                                                                             

Рассмотрено на заседании методической комиссии

(Центральный корпус)

Протокол №___от___ 20 г.

Председатель комиссии Караульщикова Е.А.

Электросталь

 2020 год

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Причины неуспеваемости

1. Внешние:

  • Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы;
  • Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.);
  • Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность).

2. Внутренние:

  • Отсутствие мотивации;
  • Слабое развитие волевой организации;
  • Дефекты здоровья студентов;
  • Низкое развитие интеллекта.

Основные признаки неуспеваемости обучающихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Основные способы обнаружения отставаний обучающихся

1. Наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.

2. Вопросы педагога и его требования сформулировать то или иное положение.

3. Обучающие самостоятельные работы в кабинете. При проведении самостоятельных работ педагог получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдает за работой студентов, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Типы неуспевающих студентов

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Основная помощь обучающимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Эти обучающиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться. Для того чтобы заинтересовать обучающихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество обучающихся на уроке;
  • выстраивать позитивные отношения с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов.

Этой группе неуспевающих студентов рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с обучающимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. Задача педагога в этом случае:

  • помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

 решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.
Меры предупреждения неуспеваемости обучающихся

1. Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к обучающемуся.

4. Дифференцированная система домашних заданий.

5. Закрепление за неуспевающими обучающимися более сильных студентов.

Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на учебном занятии, так и вне занятия (дополнительные занятия).

Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
  • Предложение обучающимся примерного плана ответа;
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

3. При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
  • Напоминание приема и способа выполнения задания;
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

4. В ходе самостоятельной работы на занятии

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Виды работ со слабоуспевающими студентами

  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Задания с выбором ответа;
  • Карточки – тренажеры;
  • Творческие задания;
  • "Карточки - информаторы";
  • "Карточки с образцами решения";
  • "Карточки-конспекты".

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек - инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;
  • трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся);
  • общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;
  • индивидуальные дифференцированные задания;
  • групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет педагог);
  • равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
  • общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;
  • индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Необходимо создать на занятии ситуацию успеха:

  • помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому - выполнить посильный объем работы.

Профилактика неуспеваемости

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения.
  • Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении.
  •  Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия.
  • По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявлять причины отставания. 

2. При изложении нового материала.

  • Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала.
  •  Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
  •  Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы.

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
  • Инструктировать о порядке выполнения работы.
  • Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе.
  • Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
  • Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

 4. При организации самостоятельной работы вне кабинета.

  • Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
  • Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»

Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...

Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению производственной практики.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения , организующих прохождение производственной практики в рамках реализации требований Федеральных образов...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по предмету: «Оперативный учет хозяйственной деятельности организации»

Данные методические рекомнедации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по учебной дичциплине «Оперативный учет  хозяйственной деятельности организации»...

Методические рекомендации для преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов

Работа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов профессии Автомеханик...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПО ПМ 05.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В методических рекомендациях для студентов раскрываются требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы, а также к презентации и защите работы...