МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д
методическая разработка

Терехова Елена Борисовна

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Целью применения технологии дифференциации является создание оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и уровня готовности к освоению специальности.

Чтобы удовлетворить возрастающие требования к качеству подготовки специалистов СПО, производственное обучение должно обеспечивать не только качественное формирование профессиональных компетенций, но предоставлять условия для всестороннего развития способностей обучающихся, формирования разносторонних навыков и умений в процессе производственной деятельности. Необходимо в процессе производственного обучения использовать такие образовательные технологии, которые помогают выявлять и развивать способности каждой личности. Этим требованиям отвечает технология уровневой дифференциации. Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях учебной практики также позволяет внедрить стандарты WorldSkills в образовательный процесс путем выполнения заданий чемпионатов более успевающими, «сильными» студентами.

Дифференцированный подход позволяет мастеру производственного обучения нейтрализовать трудности у отстающих и помочь одаренным студентам: применение уровневой дифференциации позволяет «слабому» студенту видеть перспективу успеха, а «сильному» - иметь возможность творческого роста. Именно дифференцированный подход создает оптимальные условия для выявления и реализации способностей обучающихся с максимальным использованием их потенциальных возможностей; позволяет сгладить различия в готовности к освоению специальности у обучающихся, учесть разный уровень интереса к выбранной профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей профессиональных модулей

и мастеров производственного обучения

по использованию дифференцированного подхода на занятиях

учебной практики по профессиональному модулю

ПМ.02 «Конструирование швейных изделий»

 для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории

Терехова Елена Борисовна

Новосибирск

2018


Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Целью применения технологии дифференциации является создание оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и уровня готовности к освоению специальности.

Чтобы удовлетворить возрастающие требования к качеству подготовки специалистов СПО, производственное обучение должно обеспечивать не только качественное формирование профессиональных компетенций, но предоставлять условия для всестороннего развития способностей обучающихся, формирования разносторонних навыков и умений в процессе производственной деятельности. Необходимо в процессе производственного обучения использовать такие образовательные технологии, которые помогают выявлять и развивать способности каждой личности. Этим требованиям отвечает технология уровневой дифференциации. Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях учебной практики также позволяет внедрить стандарты WorldSkills в образовательный процесс путем выполнения заданий чемпионатов более успевающими, «сильными» студентами.

Дифференцированный подход позволяет мастеру производственного обучения нейтрализовать трудности у отстающих и помочь одаренным студентам: применение уровневой дифференциации позволяет «слабому» студенту видеть перспективу успеха, а «сильному» - иметь возможность творческого роста. Именно дифференцированный подход создает оптимальные условия для выявления и реализации способностей обучающихся с максимальным использованием их потенциальных возможностей; позволяет сгладить различия в готовности к освоению специальности у обучающихся, учесть разный уровень интереса к выбранной профессии.

Смысл уровневой дифференциации на занятиях учебной практики заключается в том, что, осваивая одну программу в разнородной по составу и уровню готовности группе, студенты могут осваивать профессиональные компетенции на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень базовой, обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении студентом необходимых требований к результатам освоения программы учебной практики и овладении видом профессиональной деятельности. На его основе формируется более глубокое овладение профессиональными компетенциями или расширение и овладение дополнительными компетенциями.

Целесообразно использовать на занятиях по учебной практике следующие методы и средства дифференциации:

Групповой метод, деление студентов на бригады и микрогруппы:

– на группы по уровню сформированности знаний, умений, компетенций (Например:

- 1группа - с низкой подготовкой, а также с низким уровнем самостоятельности, слабоуспевающие (Обучающиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода преподавателя. Для этих студентов необходимы дополнительные подробные алгоритмы выполнения заданий и инструкции);

- 2 группа - с достаточными знаниями и умениями для выполнения стандартных, базовых заданий, хорошим уровнем самостоятельности (Обучающиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью преподавателя по опорным схемам);

- 3 группа - сильные студенты, способные выполнять сложные и творческие задания, а также высоким уровнем самостоятельности (Обучающиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти студенты владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации));

– деление на малые группы, которые состоят из студентов с разной подготовкой, но выполняющих разные роли – «конструктор» «наставник», «консультант», «модератор» и тому подобное, основа – взаимоконтроль и взаимопомощь).

Деление условное, состав групп может меняться.

В процессе оценивания рекомендуется использовать самоконтроль (сверка с эталоном) и взаимоконтроль (более успевающие студенты проверяют задание у менее успевающих).

Основой дифференцированного подхода на занятиях учебной практики является разработка и использование в учебном процессе разноуровневого дидактического материала. По каждой теме учебной практики планируются способы дифференциации.

Дифференциация осуществляется двумя основными способами: по уровню самостоятельности и по уровню сложности.

По уровню самостоятельности есть несколько градаций:

- полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;

- дозированная помощь (педагога или наставника из числа студентов);

- индивидуальное консультирование и показ.

Неуспевающим студентам оказывается помощь преподавателем, также для помощи привлекаются другие студенты, которые уже успешно справились с заданием или работают с опережением, в таком случае они выступают в роли экспертов-консультантов.

По уровню сложности задания делятся на:

1 - стандартные, обязательные для выполнения,

2 - более сложные, дополнительные.

Для заданий второго уровня рекомендуется использовать, в том числе, задания чемпионатов Ворлдскиллс.

Кроме этого, помощь более «сильных» студентов эффективно использовать на этапе актуализации знаний обучающихся по правилам безопасности труда и на этапе показа выполнения заданий и др.


ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.02

Темы учебной практики

Содержание учебного материала

Вид дифференцирования

1. Разработка модели женского жакета

1.1 Расчет и построение базовой конструкции (БК) женского жакета

Способы, последовательность и приемы расчета и построения базовой конструкции (БК) женского жакета на типовую фигуру заказчика. Технические требования, предъявляемые к их выполнению

По степени самостоятельности

 

1.2 Проектирование исходной модельной конструкции (ИМК) женского жакета

Способы, последовательность и приемы расчета и проектирование исходной модельной конструкции (ИМК) женского жакета

Технические требования, предъявляемые к их выполнению.

По содержанию:

1. Изделие прямого силуэта.

2.  Изделие полуприлегающего и прилегающего силуэтов

1.3 Проектирование модельной конструкции (МК) и копирование основных деталей верха женского жакета

Способы, последовательность и приемы применяемые при проектирование модельной конструкции (МК) и копирование основных деталей верха женского жакета

Технические требования, предъявляемые к их выполнению.

По содержанию:

1. Модель без застежки, застежка на тесьму потайную молнию или воздушные петли и пуговицы (крючки и петли). Без воротника или с плосколежащим воротником;

2. Модель изделия с застежкой при проектирование которой необходимо рассчитать ширину борта (петли и пуговицы, кнопки, велькро). Воротник пиджачного типа, апаш, шалевый.

1.4 Раскрой основных деталей жакета и подготовка изделия к первой примерке

Способы, последовательность и приемы обработки нижнего среза рукавов манжетами и застежек в рукавах. Технические требования,

По степени самостоятельности

1.5 Проведение первой примерки и корректировка конструкции изделия.

Способы, последовательность и приемы проведения первой примерки и внесения изменений в конструкцию изделия. Технические требования, предъявляемые к их выполнению.

По степени самостоятельности и по содержанию:

1. Изделие подготовлено с нанесением только линии середины переда и линии талии

2. Изделие подготовлено с нанесением всех линии (середины переда, линии талии, линии бедер, линии перегиба лацкана, места расположения петель и пуговиц

1.6 Раскрой производных деталей изделия (подборт, верхний воротник, обтачка горловины спинки, клеевые прокладки)

Способы, последовательность и приемы проектирования и раскроя производных деталей. Технические требования предъявляемые к их выполнению.

По степени самостоятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В плане профессионального самообразования подробно расписаны цели и задачи, которые я поставила перед собой, моя методическая цель, ожидаемый результат, а также подродный план на 3 года по самообразов...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня мастера производственного обучения

Министерство  образования  и науки  РТФилиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения«Лениногорский политехнический  колледж» в г Азнакаево...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня мастера производственного обучения Мироновой Анны Викторовны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровнямастера производственного обучения Мироновой Анны Викторовны...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

Программа профессионального самообразования мастера производственного обучения Тема: Развитие творческих способностей студентов

По специальности:29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий профессия СПО:29.01.08 Оператор швейного оборудования...

Методические рекомендации по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения

Методические рекомендации  по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня мастера производственного обучения Коломыцевой Елены Владимировны

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровнямастера производственного обученияКоломыцевой Елены Владимировны...