Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
статья на тему

Плотникова Ирина Анатольевна

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плотникова Ирина Анатольевна

Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Добрый день, дорогие коллеги! Я уже третий год являюсь классным руководителем группы студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и эксплуатация холодильно- компрессорных машин и установок». В каждом из своих студентов я вижу развивающуюся личность, развитию которой я помогаю.  По мере взросления моих ребят растут и проблемы, которые мы обсуждаем с ними и пытаемся решить на наших классных часах.

Современная система образования  функционирует в условиях многоаспектной модернизации, которая инициирована всем обществом в связи с новыми социальными потребностями и обусловленной этим необходимостью преобразований, переориентации образовательной системы страны. Воспитание по сути своей – процесс, в котором воспитуемый осознает то или иное явление как ценность или не ценность. Воспитывать – не значит указывать человеку, какие поступки следует, а какие не следует совершать. Надо добиться, чтобы у воспитуемого выработались внутренние убеждения в общественной или личной ценности правильного воспитания. Поэтому, основой основ воспитания личности является ее ценностная ориентация.

 Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Чрезвычайно сложные социально – экономические  процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Для выяснения жизненных установок современного студента колледжа, было проведено тестирование по вопросам, предлагавшимся представителям молодежи из разных социальных групп в издании «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. М.: ИС РАН, 2007.». Конечно, проведенное исследование в колледже, нельзя назвать полным, а выборку для анкетирования репрезентативной. Но ответы на вопросы, которые давали нам студенты, показали следующее:

•        студенты колледжа соответствуют средне-статистическому портрету современного молодого человека,

•        наша студенческая молодежь серьезно относится к планированию своей жизни, уверена в своих силах;

Но нельзя не отметить следующее. К сожалению, как и большинство представителей нашей молодежи, в вопросах, связанных с моральным и нравственным выбором  студенты считали вполне возможным выбор, не соответствующий общепризнанным нормам морали.

Но вселяет оптимизм, что особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижения научных знаний, технологическому процессу воспроизводства.

Смысл самоопределения состоит в способности человека строить свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать свою сущность (П. Г. Щедровицкий). В контексте психолого-педагогического аспекта самоопределение понимается как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у человека осознания цели и смысла жизни, соотнесение своих желаний, личных качеств, возможностей с предъявляемыми к нему требованиями со стороны окружающих и общества.

Изучая современную молодежь, ученые обнаружили, что во всех обществах, испытывающих на себе то или иное влияние процессов модернизации, формируется т.н. современный тип личности. Современный человек  –   это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам. Мне кажется, это и есть обобщенный портрет личности, который нам необходимо воспитать в процессе обучения в колледже.

За фактическую основу для проведения данного классного часа были взяты результаты следующих аналитических исследований:

1.  Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. М.: ИС РАН, 2007.      

2.  Молодежь новой России: социокультурный портрет : результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2009.

3.  Горшков М.К. , Шереги Ф.Э Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2014.

Практическая часть представленного классного часа была создана с использованием литературы:

4. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.Школа классных руководителей).

5. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...

Статья "Формирование готовности студентов колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» к применению в педагогической деятельности технологии ТРИЗ"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых без­защитных граждан — маленьки...

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

 Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущ...

Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».

Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом....

Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")

В своей статье я делюсь опытом организации  и ведения краеведческой работы со студетами  первого курса. В статье говорится о конкретных  краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...

Работа мастера производственного обучения в колледже - основные аспекты.

    Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного...

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...