Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")
статья

В своей статье я делюсь опытом организации  и ведения краеведческой работы со студетами  первого курса. В статье говорится о конкретных  краеведческих мероприятиях, проводимых в городе Самара для молодёжи. Под моим руководством студенты Самарского металлургического колледжа активно участвуют в таких мероприятиях и показывают интересные результаты.Краеведческая работа играет важную рольв воспитании гражданско-патриотических чувств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_izucheniya_rodnogo_kraya.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Значение изучения родного края в формировании личности студента

(на примере внеклассной работы ГАПОУ «СаМеК»)

Огромную роль в формировании современного специалиста играет профессиональное воспитание. Одним из его направлений  является гражданско-патриотическое воспитание.  Главную роль в воспитании гражданско-патриотических чувств молодого поколения играет краеведение, организацией которого  занимается  преподаватель истории.

В небольшой статье хотелось бы рассказать о том, как,  используя самые современные методики формирования познавательной активности и творческого восприятия студентами полученных знаний, используя самые разнообразные формы и виды работы,  можно добиться хороших результатов в воспитании у молодых людей любви к родине, интереса к значимым и памятным местам родного края, серьёзной оценки происходящих событий и роли старшего поколения в исторических завоеваниях России и родного края в частности. Таким образом  краеведческая работа формирует социально зрелую личность и гражданина. 

Когда первокурсники (а среди них много и таких, которые приезжают в город Самара из других населённых пунктов) только начинают учёбу в новых для них условиях, руководство и преподаватели нашего колледжа организуют экскурсии по городу: «Начало Самары», «Современный город Самара», «Самара космическая» и другие. Проводят их опытные экскурсоводы. Надо видеть, с каким вниманием и восторгом студенты любуются красотами города и слушают о том, чего ранее не знали.

 Сведения, полученные студентами, используются для активизации их социальной и творческой активности. Студенты охотно участвуют в различных форумах, викторинах, конкурсах. В 2016 году мне поручили  подготовить команду студентов для участия в региональном квесте «Самара: литература, музыка, искусство», проводимом по инициативе областной  юношеской библиотеки. С каким интересом ребята в течение нескольких часов ходили по городским улицам и площадям, выполняя различные задания. Такой вид работы для студентов гораздо интереснее , чем занятия в аудитории.  Ребята были счастливы: узнали много нового о городе, активно пообщались, работая в команде, имели возможность высказать своё мнение. А по окончании этого «путешествия» был показан  кинофильм о Самаре и прошла церемония награждения.

С этого времени  мы постарались участвовать во всех мероприятиях, проводимых на городском и областном уровне. Огромную роль в воспитании духовных и нравственных качеств наших студентов сыграло участие в региональном молодёжном форуме «Отечества наследники», проводимом с  участием православных деятелей на Царёвом кургане в 2017 году. Ребята присутствовали на литургии и слушали выступления священнослужителей, поднимались на вершину кургана, любовались красотами Жигулей и Волги.  Надо было видеть восторженные лица ребят, о которых мы иногда говорим «Эта трудная молодёжь».  На кургане были организованы творческие площадки: художественная, мозаичная, музыкальная (знакомство с искусством колокольного звона), скульптурная и театральная. Студенты получили возможность поработать на этих площадках  с учётом своих способностей и сотворить что-то своими руками.

Руководство нашего колледжа очень внимательно относится к воспитательной работе  со студентами. При каждой возможности поучаствовать в конкурсах, фестивалях, викторинах, проводимых в городе Самара, в области и в регионе, поддерживает инициативу организаторов и педагогов. А в 2018 году  колледж сам стал организатором городского фестиваля «Самара - город мечты, любви и надежды». В рамках фестиваля участники выступали в национальной одежде: русской, татарской, башкирской, таджикской, чувашской. Участники фестиваля танцевали, пели национальные песни. Это была действенная работа по воспитанию толерантности и дружбы. Ведь в колледжах Самары учатся представители разных национальностей. В рамках этого фестиваля был проведён городской краеведческий  квест.  Семь команд должны были продемонстрировать знания  достопримечательностей, истории города и известных людей города.  Здесь проявились и знания, и умение работать в команде, и взаимовыручка, и творческое воображение, и  активность. И пусть не все завоевали призовые места, зато в памяти остались  интерес,  благодарность и любовь к тому, о чём узнали.

О Великой Отечественной войне, которую вела страна, студенты знают из книг, учебников, уроков, периодической печати, но когда звучат рассказы участников военных действий, студенческая аудитория замирает. Каждый год, независимо от того, юбилейная ли это дата, или очередная, в нашем колледже проводятся встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, тружениками тыла. Их рассказы слушают очень внимательно, их тепло встречают волонтёры, для них устраиваются выступления студентов. Ребята задают вопросы, проявляя неподдельный интерес к их судьбам. Такие встречи вызывают чувство уважения к людям, добывшим нам победу, глубокую признательность и благодарность!

Хочется рассказать и об организации участия наших студентов в научно-исследовательских конференциях. Творчество наших ребят отмечается грамотами, а  материалы  публикуются в сборниках студенческих работ. В сборнике VI Всероссийской научно-практической конференции студентов «Погружаясь в мир науки»  была опубликована статья студентки Ксении Шелтыгановой,  в которой она писала о вкладе города Самары (Куйбышева) в победу над врагом, а также о своём дедушке, который воевал и погиб на войне.  За  активную творческую краеведческую работу и успехи в учёбе руководство нашего колледжа награждает студентов участием в поездках и экскурсиях по региону и области.

В 2018 году студенты колледжа приняли участие в краеведческом форуме «Наша победа 73». Он проходил на теплоходе, который шёл по маршруту Самара-Нижний Новгород». Здесь ребята не просто отдыхали, а участвовали  в работе секций с сообщениями по истории края. Команда приняла участие в интернет-викторине «Люблю тебя, мой край родной» и  заняла 2-ое место, получив награды.

В октябре 2019 года большая группа студентов  нашего колледжа была награждена экскурсией в сердце Жигулей - посёлок Ширяево. Сколько восторга красотами края, неподдельного интереса к историческим местам можно увидеть в глазах студентов! Пришлось проявить  физические усилия при  подъёме к подножию Поповой горы, спускаться в подземные штольни и совершить  прогулку по селу Ширяево, где находится музей И.Е. Репина. Здесь в 80-е годы XIX века он проживал в крестьянском доме вместе с художником Васильевым и написал свои эскизы к картине «Бурлаки на Волге». После поездки по знаменитым местам ребята оформили газету, где поместили фотографии и поделились своими впечатлениями об увиденном. Материалы о поездке были  также размещены на сайте нашего учебного заведения.

Воистину огромны возможности такой работы по изучению родного края и полученные результаты от нее.  Результатом такой работы становится возросший интерес к родному краю, желание узнать о нем больше. А это, в свою очередь, приводит к формированию активной жизненной позиции. 

Список использованной литературы

1. Распоряжение Правительства Самарской области от 30 декабря 2016 года № 1020-р «Об утверждении региональной программы (плана) патриотического воспитания граждан в Самарской области на 2017-2020 годы».

2. Поволжье. Самарская область. 33 маршрута выходного дня. «Азимут», 2013г.

3. С.Лейбград. 207 портретов одного города, или Цветные сны о Самаре. «Экспо-Волга» , 1996 г.

4. К. Наякшин, Л. Храмков  Памятники истории и культуры  Куйбышевской области. «Куйбышевское книжное издательство», 1979г.

5. Г Матвеева, Е.Медведев, Г.Налитова,  Л. Храмков. Край Самарский. Часть I. «Куйбышевское книжное издательство», 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения музыкальной культуры родного края»

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Нельзя забывать, что...

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....

Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

Развитие профессионального самосознания преподавателя как условие интеллектуального формирования личности студента.

В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. В настоящее время сформиро...

К 300-летию Кузбасса. Организация деятельности проектно-поисковой работы по изучению истории родного края (к 100-летию Кольчугинского восстания)

К 300-летию Кузбасса. Организация деятельности проектно-поисковой работы по изучению истории родного края  (к 100-летию Кольчугинского восстания)  ...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)

В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...