ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ ЗА И ПРОТИВ
творческая работа учащихся на тему

Рябухина Елена Владимировна

 

Выявить наличие пищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания и степень информированности обучающихся о влиянии данных веществ на организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevye_dobavki_za_i_protiv.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ ЗА И ПРОТИВ

Аникина Людмила Ивановна

Кадяева Дарья Александровна

Научный руководитель: Рябухина Елена Владимировна

бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

Омской области

 «Омский аграрно-технологический колледж»

В современном мире мы отдаем все большее предпочтение продуктам промышленного производства, а значит, поглощаем многочисленные, часто искусственные, вещества с маркировкой «Е» и трех - четырехзначными порядковыми номерами.

Мы решили разобраться, так ли «страшен чёрт, как его малюют». Действительно ли химические вещества так страшны для человеческого, а, в частности, и для нашего организма, так как мы являемся активными потребителями шоколадных батончиков, жевательных резинок, чипсов, сухариков и многих других продуктов, которые содержат индекс "Е".

Мы обучаемся по специальности товаровед-эксперт, и конечно нас обязывает изучить эту проблему изнутри, найти все за и против. Оказалось с одной стороны, всё не так страшно, а с другой стороны, просто страшно.

Именно поэтому тема исследовательской работы «Пищевые добавки за и против» становится актуальной.

 Цель работы:  выявить наличие пищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания и степень информированности учащихся о влиянии данных веществ на организм.

 Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми, взрослыми  (конфеты, кондитерские изделия, газированная вода, жевательная резинка).

Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.

Задачи:

1 – выявить наличие пищевых добавок, обозначенных кодом Е, в составе  ряда продуктов питания;

2 – выяснить характер влияния данных веществ на организм человека;

3 – установить степень информированности обучающихся о применяемых пищевых добавках;

4 – разработать и провести цикл разъяснительных бесед со студентами.

Методы:

  – анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная  литература, Интернет, материалы телепередач); сравнение; систематизация. 

  – наблюдение и анкетирование студентов;

  – анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.

Гипотеза: если владеть информацией о наличии пищевых добавок в продуктах питания и о возможном воздействии этих веществ на организм, то возрастает вероятность сохранения здоровья.

100 лет назад пищевой добавкой был кокаин. В начале века само понятие "пищевые добавки" было довольно условным, и тем более условным был контроль за их применением. Достаточно упомянуть, что в прохладительные напитки на вполне законных основания добавляли кокаин, например, знаменитая сейчас на весь мир Coca-Cola. Первая часть названия не что иное, как кока, кустарник, из листьев которого получают кокаин.

Пищевые добавки — это не изобретение ХХ высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. Но вот подлинный расцвет их использования начался все-таки в ХХ веке — веке пищевой химии. На добавки были возложены большие надежды. И они оправдали ожидания в полной мере. С их помощью удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Завоевав признание, «улучшители» были поставлены на поток. Колбасы стали нежно-розовыми, йогурты свежефруктовыми, а кексы пышно-нечерствеющими. «Молодость» и привлекательность продуктов обеспечили именно добавки, которые используют в качестве красителей, эмульгаторов, уплотнителей, загустителей, желеобразователей, глазирователей, усилителей вкуса и запаха, консервантов…

Природные пищевые добавки получают, как правило, из растительного сырья: загустители - из морских водорослей; красители - из плодов и овощей, а также некоторых живых существ; подкисляющие вещества типа винной кислоты - из соответствующих плодов, а типа лимонной кислоты - из цитрусовых; эмульгаторы - производные от пищевых масел и органических кислот.

Пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств   или сохранения качества пищевых продуктов. Они использовались человеком с давних пор, в основном с целью сохранить продукт от порчи. Самой древней пищевой добавкой является поваренная соль.

Классификация пищевых добавок, смотреть таблицу 1.

По назначению пищевые добавки условно делятся на несколько классовТаблица 1

Код

Функциональный класс

Применение

Е102-Е182

Красители

Окраски некоторых пищевых продуктов в различные цвета

Е 200 и далее

Консерванты

Длительное хранение продуктов питания

Е 300 и далее

Антиокислители

Замедление окисления и предохранения продуктов от порчи

Е 400 и далее

Стабилизаторы

Сохранение продукта

Е 500 и далее

Эмульгаторы

Поддержание определенной структуры

Е 600 и далее

Усилители  

Усиление вкуса и аромата

Е 700- Е 800

Запасные индексы

          -

Е 900 и далее

Противопенные вещества

Снижение пенообразования

Е 1000 и далее

Глазирующие агенты

        -

Практическая часть. Результаты анкетирования обучающихся и преподавателей.

Перед изучением состава продуктов питания, нами было проведено анкетирование студентов и преподавателей   колледжа.

 Из ответов на вопросы анкеты следует, что:

- 60% опрошенных не обращает внимания на состав употребляемых продуктов питания;

- большинство анкетируемых 62% не имеют должного представления о пищевых добавках и об их влиянии на человеческий организм.

-  большая часть опрашиваемых 75% согласилась с тем, что узнав о вреде пищевых добавок, они будут обращать внимание на состав продукта и реже использовать подобные продукты.

- 80% анкетируемых считают, что человек должен владеть информацией «о том, что он ест». 

Собственное исследование состава продуктов питания.

Мы решили провести исследования: разобрать состав   продуктов, которые употребляют каждый день наши семьи.

В течение полугода собирались этикетки различных продуктов питания. Предпочтения отдавались тем, которые используются в пищу чаще обычного, особенно сладости для детей. Этикетки собирались, классифицировались по наличию различных пищевых добавок в них. Исследовались продукты как отечественного, так и импортного производства  

Вывод: Мы провели  исследование  более 30 продуктов питания, которые употребляют - мы, наши семьи, наши друзья. И результаты оказались не самые лучшие, вот некоторые из них.

Например, майонез – очень популярная приправа для салатов. А также компонент для приготовления первых и вторых блюд. Исследование этого продукта показали, что майонез   содержит вредные добавки, одна из которых является ракообразующей.  Исследовав молочные продукты, прихожу к выводу, что они тоже содержат вредные пищевые добавки. Например, сыр «Hohland» (Е 330, Е 452) или питьевой йогурт «Эрмигурт» (Е 120).  Так, например, леденцы «Бон Пари» содержат добавки: Е 102 – опасен, Е 110 – опасен.

При исследовании газированных напитков мы увидели, что в состав входят различные консерванты (например, бензойная кислота Е 211), ароматизаторы, красители и др. Все напитки содержат двуокись углерода, что пагубно влияет на организм человека. Учёные высказали предположение, фосфорная кислота, которую используют для подкисления напитков, приводит к появлению камней в почках.

 Кириешки, чипсы занимают, к сожалению, большое место в рационе современных молодых людей. Они содержат вещества, вызывающие расстройство желудка и кишечного тракта (Е 627, Е 631).  

Выводы и рекомендации:

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • пищевые добавки используются при производстве практически всех  продуктов питания;
  • далеко не все производители указывают наличие и маркировку  используемых добавок в составе продуктов;
  • большинство указанных веществ с индексом Е разрешено к применению, но выявлен ряд химических соединений, которые в той  или иной степени  наносят вред здоровью человека;
  • большинство подростков (особенно учащиеся среднего звена) не обращает внимания на состав употребляемых продуктов питания, поскольку не владеет информацией о веществах, использованных  в процессе производства, но согласны с необходимостью получения подобных сведений и более ответственного отношения к выбору продуктов.

Специалисты советуют:

  • Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с торопливых покупателей, хватающих все подряд;
  • Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего,  в них повышенное содержание красителей;
  • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
  • Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности;
  • Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки;
  • Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
  • Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами.

     В наше время огромное количество продуктов питания содержит разнообразные пищевые добавки, которые не всегда безвредны, хотя в ряде случаев это выясняется далеко не сразу. Эти вещества могут привести к ухудшению состояния человека и развитию ряда заболеваний, поэтому следует проявлять разумную предусмотрительность и внимание при выборе продуктов питания и по возможности избегать употребления подозрительных в этом отношении продуктов, смотреть приложение 1.

Отказаться от приёма этих продуктов мы не можем. Поэтому можно лишь посоветовать внимательно читать данные, приведённые на упаковке продуктов, которые вы покупаете. Постарайтесь питаться, насколько это возможно натуральными продуктами, содержащими, как можно больше витаминов и минералов – это фрукты, овощи, рыба и др., а также продукты, содержащие белки, жиры и углеводы.

БУДТЕ ЗДОРОВЫ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Блинова Е.Г.   Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма.  Омск, 1998  -  с. 3-9.

2.  Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т.  -  Здоровье человека и окружающая среда.    М.: «Новая школа», 1997  -  с. 156 – 159, 185 – 188.

3.  Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. -  Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова  Г. Н.  -  Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.

4.   Чистых Б.   «Еда из пробирки».  -  «ГЕО», № 2, февраль 2004  -  с. 124 –    134.

5.  Чумаков Б.Н. Валеология – Педагогическое общество России. М.: 1999  -  с. 326 – 331.

6.  Экология в таблицах (справочное пособие).   Авторы-составители Хабарова Е.И., Панова С.А.  – М.: «Дрофа», 2001  -  с. 113 – 114.

7.   Юрасова Т.  Добавочные страсти.  -  «Еда-life», июль 2007.

8.   Интернет:

    http://supercook.ru/1-spe.html;

    http://immunologia.ru/1-spe.html;

    http:// www.butakova.ru;

    http://www.edobavkam.net/;

    http://nmn.by/news/530.html;

    http://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7;

    http://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/2005/016.htm.

Приложение 1

Наиболее вредные пищевые добавки Е

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е        173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е        270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е        462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е       1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок

О!     —   опасный

ОО!!     —   очень опасный

(З)     —   запрещенны

РК     —   вызывает кишечные расстройства

РД     —   нарушает артериальное давление

С     —   сыпь

Р     —   ракообразующий

РЖ     —   вызывает расстройство желудка

Х     —   холестерин

П     —   подозрительный

ВК     —   вреден для кожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплекс по теме: "Пищевые добавки. БАДы."

В данный комплекс включены лекции и иллюстрирующие их презентции  о всех пищевых добавках, а также о БАДах.  Данный документ - это первая, вводная лекция и презентация по теме : "Пищев...

Пищевые добавки, замедляющие порчу

описание пищевых добавок, замедляющих порчу продуктов (лекция и презентация)...

Пищевые добавки, изменяющие вкус и аромат

описание пищевых добавок, изменяющих вкус и аромат (лекция и презентация в двух частях)...

Пищевые добавки, изменяющие структуру и консистенцию

описание пищевых добавок, изменяющих структуру и консистенцию продукта (лекция и презентация)...

Пищевые добавки, полезные, вкусные и запрещенные

Актуальность выбранной темы: здоровье людей, в наши дни, не всегда связано с генетической наследственностью. Все большее воздействие на здоровье людей оказывают продукты питания, входящие в ежедневный...

Пищевые добавки, полезные, вкусные и запрещенные

Актуальность выбранной темы: здоровье людей, в наши дни, не всегда связано с генетической наследственностью. Все большее воздействие на здоровье людей оказывают продукты питания, входящие в ежедневный...