Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности Коммерция
рабочая программа на тему

Рюкин Василий Михайлович

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности, с социально-экономического, естественнонаучного, гуманитарного, профиля получаемого профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kommertsiya_nov.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Общеобразовательной дисциплины: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Специальности:  

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

базовый образовательный уровень подготовки

Москва

2015 год


Одобрена

Предметной (цикловой)

комиссией физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________/Н.Ю.Голубева.                      (подпись)                                   (ИОФ)

 Разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности

(наименование дисциплины)

2. Примерной программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

  (наименование дисциплины)

автора (ов): Н. В. Косолапова, доцент кафедры технологии и сервиса

Российского университета кооперации;

Н. А. Прокопенко, доцент кафедры технологии и сервиса

Российского университета кооперации, кандидат исторических наук

(перечень авторов)

3. Федерального образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

_(код, наименование профессии/специальности)

        

Заместитель директора по УМР                     _____________И.В. Бойцова 

 

Руководитель структурного

подразделения по инновационно-методической работе

____________М. А. Аксиньева    (подпись)                      (ФИО)

Составитель  Рюкин Василий Михайлович, преподаватель – организатор ОБЖ, ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО 

Рецензенты:_________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

Рецензентов должно быть не менее двух, один из которых - из другого

образовательного учреждения или организации

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной

дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

  1. Структура и содержание общеобразовательной

дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

  1. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной

дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

  1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной

дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения  программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям), в соответствии с примерной программой Основы безопасности жизнедеятельности, с учетом социально-экономического.
  2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
  3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

−развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

−готовность к служению Отечеству, его защите;

−формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

−исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

−воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

−освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

метапредметных:

−овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на

безопасность жизнедеятельности человека;

−овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

−формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

−приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

−развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

−формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять раз-

личные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

−формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

−развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

−формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

−развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

−освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

−приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных

с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

−формирование установки на здоровый образ жизни;

−развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,

гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать

необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

−сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно-важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

−получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

−сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

−сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

−освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при-

родного, техногенного и социального характера;

−освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

−развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

−формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных

ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

−развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:

законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

−освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

−владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

Профильное изучение дисциплины производится за счет: перераспределения учебных часов в зависимости от важности темы для данной специальности, отбора дидактических единиц с учетом социально-экономического профиля образования, использование потенциала межпредметных связей с дисциплинами физическая культура, биология, химия отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся.

1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

     максимальная учебная нагрузка - 114 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 76 часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа - 38 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

     лекции

60

     практические занятия

16

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

перечислить виды самостоятельной работы (с указанием часов)

38

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать количество часов


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека.

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

8

1

Практическое занятие №1 Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

2

2,3

Практическое занятие №2: Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2

2,3

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний написать реферат по теме: «Вредные привычки и их профилактика». Подготовка сообщений к беседе, на основании материала конспекта лекций, учебника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей по теме: «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека». Подготовка к беседе, на основании материала конспекта лекций, учебника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей по теме: «Болезни XXI века». написать реферат по теме: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика».

Составление презентации: «Закаливание и его влияние на организм человека».

Подготовка эссе: «Эволюция среды обитания, переход к техносфере».

6

2,3

Тема 2. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

4

1

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: подготовка рефератов по теме: «Культура брачных отношений. Основные функции семьи».

подготовка рефератов по теме: «Рациональное питание и его значение для здоровья».

2

2,3

Раздел 2

Государственная система обеспечение безопасности населения

Тема 3

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

6

1,2

Практическое занятие №3: Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.

2

2,3

Практическое занятие № 4: Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

2

2,3

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста по теме: «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», написать реферат по теме: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»: изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  написать сообщение по теме: «Системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Составление презентации на тему: «Чрезвычайные ситуации социального характера».

5

2,3

Тема 4

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.  

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

6

1,2

 Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний составление плана и тезисов ответа по теме: «История создания, предназначение, структура, задачи РСЧС».

ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста по теме: «Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны»,

написать реферат по теме: «Защитные сооружения гражданской обороны».

составить кроссворд на тему: «Гражданская оборона».

написать реферат по теме: «Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени». Составление презентаций по теме: «Терроризм».

4

2,3

Тема 5 Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. 

Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. 

6

1,2

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Тема: «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника».

подготовка реферата на тему: «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан». 

3

2,3

Тема 6 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

4

1

Практическое занятие № 5: Изучение первичных средств пожаротушения.

Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

2

2,3

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций».

Подготовка реферата на тему: «Нормативно-правовая база МЧС».

2

2,3

Раздел 3

Основы обороны государства и воинская обязанность

Тема 7 Основы обороны государства. Воинская обязанность. Воинская обязанность.

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

10

1

Практическое занятие № 6: Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

2,3

Практическое занятие № 7: Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.

2

2,3

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: подготовка сообщений к выступлению на семинаре по теме: «Основы обороны государства».

реферирование по теме « Правовые основы военной службы».

подготовка основных тезисов по теме: «Основные требования федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ, определяющих особенности военной службы».

подготовка реферата на тему: «Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск».

Подготовка презентации по теме : «Структура Вооружённых Сил».

Написание эссе: «Моё отношение к военной службе»

7

2,3

Тема 8 Основы военно-патриотического воспитания. Как стать офицером Российской армии.

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части –  символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена –  почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

6

1

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: подготовка рефератов по теме: «Великие полководцы России».

подготовка сообщений к выступлению на семинаре  по теме: «Основы военно-патриотического воспитания».

составление эссе по теме: «Как стать офицером Российской армии».

3

2,3

Раздел 4

Основы медицинских знаний.

Тема 9 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.

Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.

Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь

при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки

сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила

проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.

Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

10

1

Самостоятельная работа: для закрепления и систематизации знаний: подготовка рефератов по теме: «Как стать долгожителем».

подготовка сообщений к выступлению на семинаре по теме: «Политика государства по поддержке семьи»

подготовка рефератов по теме: «Здоровье родителей – здоровье ребёнка».

Подготовка презентации: «Десмургия».

Составление эссе: «Моё отношение к здоровью»

Подготовка к выступлению по теме: «Профилактика инфекционных заболеваний»

6

2,3

Практическое занятие № 8.Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.

2

2,3

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности»

  (указывается наименование)

Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;

• тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;

• имитаторы ранений и поражений;

• образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств

индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный ко-

стюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической

разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

• учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опас-

ности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;

• образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный

пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная

АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет

ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;

• образцы средств пожаротушения (СП);

• макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;

• макет автомата Калашникова;

• электронный стрелковый тренажер;

• обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

• комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Айзман Р. И., Омельченко И. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.

Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф.образования. — М., 2014.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности:

электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности:

электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М.,

2014.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. об-

разования. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред.

образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей

этого курса. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.

Интернет-ресурсы:

www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ).

www. mvd. ru (сайт МВД РФ).

www. mil. ru (сайт Минобороны).

www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ).

www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность, каче-

ство, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).

www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность).

www. militera. lib. ru (Военная литература).

Дополнительные источники:

Справочники, энциклопедии

Изотова М.А., Царева Т. Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.

Ионина Н. А. 100 великих наград. — М., 2009.

Каменев А. И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.

Каторин Ю. Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.

Лубченков Ю. Н. Русские полководцы. — М., 2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

1

2

Умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  практических занятий.

Умений оценивать и  корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  практических занятий, беседа, проверка конспектов, защита рефератов докладов, семинарские занятия.

Умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

  1. освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание рефератов), опроса,

  1. воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций

  1. развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание рефератов), опроса, тестирования

  1. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья

Экспертная оценка результатов процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа преддипломной практики по специальности Коммерция

Рабочая программа преддипломной практики по специальности Коммерция для учреждений СПО...

Рабочая программа по Бизнес-планированию для специальности Коммерция

Данная программа предназначена для специальности 100701 "Коммерция" (по отраслям)...

Рабочая программа "Безопасность жизнедеятельности" для специальности Коммерция

 Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности,...

Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности "Коммерция (по отраслям)"

Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности "Коммерция (по отраслям)"...

Рабочая программа ПМ 04 по специальности Коммерция (по отраслям)

Рабочая программа по профессиональному модулю 04 для специальности Коммерция (по отраслям)...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык ОГСЭ специальность: коммерция по отраслям

Программа учебной дисциплины «Английский язык»  предназначена  для изучения английского языка в ГПОУ БПТ, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт средне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность «Коммерция»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...