Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения
статья на тему
Аннотация: в статье раскрывается необходимость внедрения и использования интерактивных плакатов в процесс обучения. Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения»
Ключевые слова: интерактивные плакаты, активизация процессов, психологический аспект применения интерактивных плакатов.
Концепция модернизации Российского образования наиболее важной задачей ставит формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, не просто ориентирующиеся в огромном потоке информации, но и умеющие её обрабатывать, хранить и передавать. Достижению этой цели способствует автоматизация учебного процесса, что упрощает процедуру создания методических пособий.
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу актуальным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В связи с этим созрела необходимость модернизировать дидактический принцип наглядности, который является ведущим в обучении. В современном образовании широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.
Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.
Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.
Научная новизна данного исследования заключается в необходимости внедрения интерактивных плакатов в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий [4].
Психологическое сопровождение образовательного процесса, наблюдение за учащимися позволяют говорить о том, что использование интерактивных плакатов помогает практически индивидуализировать учебный процесс при сохранении его целостности, расширять спектр учебной деятельности, совершенствовать организационные формы и методы обучения. Это, в свою очередь, активизирует самостоятельность обучаемых, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Учащиеся без труда начинают работать с разными источниками информации, вовлекаются в конструирование собственных представлений об окружающем мире, не просто усваивают готовые знания, а на основе этих знаний формируют собственное мировоззрение.
Использование интерактивных плакатов создает принципиально иные возможности не только в получении новых знаний, но и в развитии познавательной и эмоциональной сфер. Организация учебного процесса должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию. Применение интерактивных плакатов в образовании меняет взаимоотношение между дидактическим и психологическим компонентами в организации учебного процесса. Внедрение в процесс обучения интерактивных плакатов активизирует процессы:
- мышления;
- коммуникации;
- взаимопонимания;
- взаимодействия внутри образовательной среды.
Организация образовательной деятельности с использованием плакатов позволит обеспечить «средовый» подход к обучению, который является продуктивным и ориентирован на создание самим обучающимся внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Интерактивные плакаты повышают активность работы обучающегося, обеспечивают перевод из состояния пассивного потребителя информации в состояние творца, автора, хозяина своей образовательной деятельности.
Применение интерактивных наглядных пособий в образовательном процессе меняет характер взаимодействия между учителем и учеником; обеспечивает формирование между ними партнерских, доверительных отношений, направленных на развитие субъектного опыта обучающегося. Роль педагога в применении интерактивных плакатов заключается в оказании помощи, консультативной поддержки, психолого-педагогическом сопровождении [6].
Базовым психологическим аспектом применения интерактивных плакатов в образовании является то, что после предъявления информации на слух воспринимается всего 5% этой информации, при предъявлении зрительной информации ее восприятие и запоминание возрастает до 20%, а если совместить зрительный и слуховой потоки, то восприятие информации составляет 50%.
Использование интерактивных наглядных пособий в учебном процессе может положительно влиять на мотивацию изучения отдельных учебных предметов и процесса обучения в целом. Применение интерактивных плакатов в обучении обеспечивает мотивацию в получении качественного образования, так как учитывает индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы, предоставляет широкий выбор содержания, форм, методов, средств получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; раскрывает творческий потенциал обучающихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.); способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся [3].
В условиях насыщенной информационно - коммуникационной среды принцип наглядности является ведущим и предъявляет определённые требования к учебным материалам, которые приобретают новые качества. Визуальная виртуальная информация является более яркой, обладает возможностью масштабирования, а включение анимации делает её более динамичной. Электронные наглядные средства обучения позволяют продемонстрировать разнообразные процессы, трудные для умозрительного восприятия, и проиллюстрировать абстрактные понятия, сложные для понимания. Это подтверждают и результаты диагностики, проведенной среди студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж».
63% студентов, считают наиболее эффективными интерактивные наглядные пособия, а 54% говорят о необходимости модернизации традиционных наглядных методов в сфере ЭВМ. А так как мы наблюдаем недостаточное производство фабричных интерактивных наглядных пособий 95% опрошенных не используют в своей практике интерактивные плакаты. И большинство студентов (92%) не умеют самостоятельно создавать наглядные пособия с помощью информационных технологий. А вот желание научиться создавать и использовать такие пособия в своей дальнейшей работе было выявлено у 70% диагностируемых.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что использование интерактивных наглядных пособий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Библиографический список
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 254с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 300с.
- Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Чебоксары, 2000.- 20с.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. - 312с.
- Захарова К.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 241с.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО
План занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической технологии интерактивного обучения....
Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО
В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в ...

Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе
Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье освещены важнейшие ориентиры в индивидуальном подходе в обучении, психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, с...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Применение компьютерных технологий в процессе обучения по программе «Дополнительное музыкальное образование студентов »
Использование возможностей ИКТ в дополнительном(музыкальном) образовании студентов СПО...

Практика применения интерактивного стола «ПИРОГОВ» при обучении студентов анатомии ЦНС
В статье дается анализ использования интерактивного анатомического стола «Пирогов» для обучения студентов педагогических, физкультурных и психологических специальностей при изучении строен...