Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения
статья на тему

Аннотация: в статье раскрывается необходимость внедрения и использования интерактивных плакатов в процесс обучения. Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения»

Ключевые слова: интерактивные плакаты, активизация процессов, психологический аспект применения интерактивных плакатов.

Концепция модернизации Российского образования наиболее важной задачей ставит формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, не просто ориентирующиеся в огромном потоке информации, но и умеющие её обрабатывать, хранить и передавать. Достижению этой цели способствует автоматизация учебного процесса, что упрощает процедуру создания методических пособий.

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу актуальным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В связи с этим созрела необходимость модернизировать дидактический принцип наглядности, который является ведущим в обучении. В современном образовании широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.

Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.

Научная новизна данного исследования заключается в необходимости внедрения интерактивных плакатов в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий [4].

Психологическое сопровождение образовательного процесса, наблюдение за учащимися позволяют говорить о том, что использование интерактивных плакатов помогает практически индивидуализировать учебный процесс при сохранении его целостности, расширять спектр учебной деятельности, совершенствовать организационные формы и методы обучения. Это, в свою очередь, активизирует самостоятельность обучаемых, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Учащиеся без труда начинают работать с разными источниками информации, вовлекаются в конструирование собственных представлений об окружающем мире, не просто усваивают готовые знания, а на основе этих знаний формируют собственное мировоззрение.

Использование интерактивных плакатов создает принципиально иные возможности не только в получении новых знаний, но и в развитии познавательной и эмоциональной сфер. Организация учебного процесса должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию. Применение интерактивных плакатов в образовании меняет взаимоотношение между дидактическим и психологическим компонентами в организации учебного процесса. Внедрение в процесс обучения интерактивных плакатов активизирует процессы:

  • мышления;
  • коммуникации;
  • взаимопонимания;
  • взаимодействия внутри образовательной среды.

Организация образовательной деятельности с использованием плакатов позволит обеспечить «средовый» подход к обучению, который является продуктивным и ориентирован на создание самим обучающимся внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Интерактивные плакаты повышают активность работы обучающегося, обеспечивают перевод из состояния пассивного потребителя информации в состояние творца, автора, хозяина своей образовательной деятельности.

Применение интерактивных наглядных пособий в образовательном процессе меняет характер взаимодействия между учителем и учеником; обеспечивает формирование между ними партнерских, доверительных отношений, направленных на развитие субъектного опыта обучающегося. Роль педагога в применении интерактивных плакатов заключается в оказании помощи, консультативной поддержки, психолого-педагогическом сопровождении [6].

Базовым психологическим аспектом применения интерактивных плакатов в образовании является то, что после предъявления информации на слух воспринимается всего 5% этой информации, при предъявлении зрительной информации ее восприятие и запоминание возрастает до 20%, а если совместить зрительный и слуховой потоки, то восприятие информации составляет 50%.

Использование интерактивных наглядных пособий в учебном процессе может положительно влиять на мотивацию изучения отдельных учебных предметов и процесса обучения в целом. Применение интерактивных плакатов в обучении обеспечивает мотивацию в получении качественного образования, так как учитывает индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы, предоставляет широкий выбор содержания, форм, методов, средств получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; раскрывает творческий потенциал обучающихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.); способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся [3].

В условиях насыщенной информационно - коммуникационной среды принцип наглядности является ведущим и предъявляет определённые требования к учебным материалам, которые  приобретают новые качества. Визуальная виртуальная информация является более яркой, обладает возможностью масштабирования, а включение анимации делает её более динамичной. Электронные наглядные средства обучения позволяют продемонстрировать разнообразные процессы, трудные для умозрительного восприятия, и проиллюстрировать абстрактные понятия, сложные для понимания. Это подтверждают и результаты диагностики, проведенной среди студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж».

63% студентов, считают наиболее эффективными интерактивные наглядные пособия, а 54% говорят о необходимости модернизации традиционных наглядных методов в сфере ЭВМ. А так как мы наблюдаем недостаточное производство фабричных  интерактивных наглядных пособий 95% опрошенных не используют в своей практике интерактивные плакаты. И большинство студентов (92%) не умеют самостоятельно создавать наглядные пособия с помощью информационных технологий. А вот желание научиться создавать и использовать такие пособия в своей дальнейшей работе было выявлено у 70% диагностируемых.

По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что использование интерактивных наглядных пособий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. 

Библиографический список

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 254с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 300с.
  3. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения  в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед.  наук. - Чебоксары, 2000.-  20с.
  4. Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. - 312с.
  5.  Захарова К.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 241с.
  6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

Психологический аспект обучения иностранному языку на региональном уровне.

На начальном этапе, ученики должны получить задание, направленное на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. На среднем этапе обучения региональный компонент можно ис...

Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО

В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в ...

Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье освещены важнейшие ориентиры в индивидуальном подходе в обучении, психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, с...

Практика применения интерактивного стола «ПИРОГОВ» при обучении студентов анатомии ЦНС

В статье дается анализ использования интерактивного анатомического стола «Пирогов» для обучения студентов педагогических, физкультурных и психологических специальностей при изучении строен...