Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения
статья на тему

Аннотация: в статье раскрывается необходимость внедрения и использования интерактивных плакатов в процесс обучения. Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения»

Ключевые слова: интерактивные плакаты, активизация процессов, психологический аспект применения интерактивных плакатов.

Концепция модернизации Российского образования наиболее важной задачей ставит формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, не просто ориентирующиеся в огромном потоке информации, но и умеющие её обрабатывать, хранить и передавать. Достижению этой цели способствует автоматизация учебного процесса, что упрощает процедуру создания методических пособий.

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу актуальным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В связи с этим созрела необходимость модернизировать дидактический принцип наглядности, который является ведущим в обучении. В современном образовании широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.

Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использования интерактивных плакатов в процессе обучения.

Научная новизна данного исследования заключается в необходимости внедрения интерактивных плакатов в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий [4].

Психологическое сопровождение образовательного процесса, наблюдение за учащимися позволяют говорить о том, что использование интерактивных плакатов помогает практически индивидуализировать учебный процесс при сохранении его целостности, расширять спектр учебной деятельности, совершенствовать организационные формы и методы обучения. Это, в свою очередь, активизирует самостоятельность обучаемых, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Учащиеся без труда начинают работать с разными источниками информации, вовлекаются в конструирование собственных представлений об окружающем мире, не просто усваивают готовые знания, а на основе этих знаний формируют собственное мировоззрение.

Использование интерактивных плакатов создает принципиально иные возможности не только в получении новых знаний, но и в развитии познавательной и эмоциональной сфер. Организация учебного процесса должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию. Применение интерактивных плакатов в образовании меняет взаимоотношение между дидактическим и психологическим компонентами в организации учебного процесса. Внедрение в процесс обучения интерактивных плакатов активизирует процессы:

  • мышления;
  • коммуникации;
  • взаимопонимания;
  • взаимодействия внутри образовательной среды.

Организация образовательной деятельности с использованием плакатов позволит обеспечить «средовый» подход к обучению, который является продуктивным и ориентирован на создание самим обучающимся внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Интерактивные плакаты повышают активность работы обучающегося, обеспечивают перевод из состояния пассивного потребителя информации в состояние творца, автора, хозяина своей образовательной деятельности.

Применение интерактивных наглядных пособий в образовательном процессе меняет характер взаимодействия между учителем и учеником; обеспечивает формирование между ними партнерских, доверительных отношений, направленных на развитие субъектного опыта обучающегося. Роль педагога в применении интерактивных плакатов заключается в оказании помощи, консультативной поддержки, психолого-педагогическом сопровождении [6].

Базовым психологическим аспектом применения интерактивных плакатов в образовании является то, что после предъявления информации на слух воспринимается всего 5% этой информации, при предъявлении зрительной информации ее восприятие и запоминание возрастает до 20%, а если совместить зрительный и слуховой потоки, то восприятие информации составляет 50%.

Использование интерактивных наглядных пособий в учебном процессе может положительно влиять на мотивацию изучения отдельных учебных предметов и процесса обучения в целом. Применение интерактивных плакатов в обучении обеспечивает мотивацию в получении качественного образования, так как учитывает индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы, предоставляет широкий выбор содержания, форм, методов, средств получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; раскрывает творческий потенциал обучающихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.); способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся [3].

В условиях насыщенной информационно - коммуникационной среды принцип наглядности является ведущим и предъявляет определённые требования к учебным материалам, которые  приобретают новые качества. Визуальная виртуальная информация является более яркой, обладает возможностью масштабирования, а включение анимации делает её более динамичной. Электронные наглядные средства обучения позволяют продемонстрировать разнообразные процессы, трудные для умозрительного восприятия, и проиллюстрировать абстрактные понятия, сложные для понимания. Это подтверждают и результаты диагностики, проведенной среди студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж».

63% студентов, считают наиболее эффективными интерактивные наглядные пособия, а 54% говорят о необходимости модернизации традиционных наглядных методов в сфере ЭВМ. А так как мы наблюдаем недостаточное производство фабричных  интерактивных наглядных пособий 95% опрошенных не используют в своей практике интерактивные плакаты. И большинство студентов (92%) не умеют самостоятельно создавать наглядные пособия с помощью информационных технологий. А вот желание научиться создавать и использовать такие пособия в своей дальнейшей работе было выявлено у 70% диагностируемых.

По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что использование интерактивных наглядных пособий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. 

Библиографический список

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 254с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 300с.
  3. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения  в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед.  наук. - Чебоксары, 2000.-  20с.
  4. Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. - 312с.
  5.  Захарова К.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 241с.
  6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО

План  занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической  технологии интерактивного обучения....

Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО

В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в ...

Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье освещены важнейшие ориентиры в индивидуальном подходе в обучении, психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, с...

Практика применения интерактивного стола «ПИРОГОВ» при обучении студентов анатомии ЦНС

В статье дается анализ использования интерактивного анатомического стола «Пирогов» для обучения студентов педагогических, физкультурных и психологических специальностей при изучении строен...