Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов
статья на тему

Ряснянская Наталья Алексеевна

Статья о роли предметных олимпиад, конкурсов в рамках образовательной организации, а также в сети Интернет для развития познавательного потенциала студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_roli_predmetnyh_olimpiad_i_konkursov.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов

Ряснянская Наталья Алексеевна

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

В современном профессиональном образовании с введением  ФГОС третьего поколения особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки квалифицированного специалиста, да и просто человека, соответствующего новой культуре - культуре информационной, которой соответствуют такие черты как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер. Современный студент должен быть готов  к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих  психологических особенностей.

Поэтому существует необходимость проведения   в ходе учебного процесса различных  конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, предметных олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, главными целями которых являются: повышение общей культуры; содействие повышению образовательного уровня, выявлению одаренных студентов. Использование в работе с обучающимися   интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад, конкурсов, викторин  создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности.

Предметные олимпиады -   классическая  форма работы с одаренными студентами, помогающая   решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию. Олимпиады способствуют выявлению таких студентов, позволяют правильно сориентировать их в дальнейшей профессиональной деятельности, пропагандируют научно-технические знания.

В нашем  техникуме  созданы  оптимальные условия  для участия  обучающихся  в различных олимпиадах и конкурсах.  Наряду с участием в предметных олимпиадах в рамках предметных недель по дисциплинам,  специальностям и профессиям  наши студенты  имеют возможность попробовать свои силы в различных заочных олимпиадах: Общероссийской олимпиаде ФГОСТЕСТ, РОСТКОНКУРС, Всероссийской викторине «Наш дом – земля», Всероссийской викторине по русскому языку и истории, Всероссийском конкурсе МУЛЬТИТЕСТ, Молодежном предметном  чемпионате, и др.

В олимпиадах участвуют не только те, кто имеет высокую успеваемость по данному предмету. Свои силы пробуют далеко не «сильные» студенты. Нужно предоставить шанс любому обучающемуся, который изъявил желание проявить себя. Участие в олимпиадах  обучающихся с невысокой успеваемостью не только возможно, но даже рекомендуется, поскольку это повышает у обучающихся интерес к   выбранному предмету и стимулирует их развитие и мотивацию к процессу обучения. Даже если участник олимпиады сразу не   покажет хороших результатов, впоследствии он будет белее осознанно и ответственно подходить к изучению предмета. Абсолютно всем требуется дополнительный стимул, импульс, толчок к более разумному и ответственному отношению к учебе. Проведение олимпиад  и конкурсов обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.

Очень приятно, что многие студенты стараются проявить себя в разных областях знаний, не ограничивают себя одним предметом, имеют широкий кругозор.  Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют студентов  и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно - ориентированного обучения, проектной деятельности. Конкурсы и  олимпиады – не просто проверка уровня знаний обучающихся. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты,  где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки, имеющиеся знания  и смекалку.

Каждый студент, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие - то свои цели.  Для кого-то это  углубление своих знаний  по отдельным предметам, для кого-то  возможность проявить себя в целом как способного студента,  для кого-то – повышение своего авторитета в коллективе. Не стоит забывать и о том, что участники олимпиад и конкурсов после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к портфолио и переходе на дальнейшую ступень образования.

Говоря об образовательных конкурсах и олимпиадах, хотелось бы показать еще одну сторону этого явления. В последние годы очень быстро происходит внедрение информационных технологий в сферу образования.  Педагоги начинают осознавать, что дистанционные технологии – эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. В образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы – дистанционной.

Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные образовательные проекты – это и есть олимпиады, викторины, конкурсы и др., служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным.

Интернет-олимпиады и Интернет-конкурсы стали одной из составляющих дистанционного образования. Это– великолепный элемент информатизации образовательного процесса образовательной организации любого уровня. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»

Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования  основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся...

Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»

Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология"....

Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»

Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»...

Роль куратора в повышении уровня индивидуальных образовательных достижений студентов техникума

Роль куратора  в повышении уровня индивидуальных образовательных достижений студентов техникума   Глобальный вызов, брошенный на рубеже третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно а...