Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов
статья на тему
Статья о роли предметных олимпиад, конкурсов в рамках образовательной организации, а также в сети Интернет для развития познавательного потенциала студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов
Ряснянская Наталья Алексеевна
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
В современном профессиональном образовании с введением ФГОС третьего поколения особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки квалифицированного специалиста, да и просто человека, соответствующего новой культуре - культуре информационной, которой соответствуют такие черты как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер. Современный студент должен быть готов к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих психологических особенностей.
Поэтому существует необходимость проведения в ходе учебного процесса различных конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, предметных олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, главными целями которых являются: повышение общей культуры; содействие повышению образовательного уровня, выявлению одаренных студентов. Использование в работе с обучающимися интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад, конкурсов, викторин создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности.
Предметные олимпиады - классическая форма работы с одаренными студентами, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию. Олимпиады способствуют выявлению таких студентов, позволяют правильно сориентировать их в дальнейшей профессиональной деятельности, пропагандируют научно-технические знания.
В нашем техникуме созданы оптимальные условия для участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах. Наряду с участием в предметных олимпиадах в рамках предметных недель по дисциплинам, специальностям и профессиям наши студенты имеют возможность попробовать свои силы в различных заочных олимпиадах: Общероссийской олимпиаде ФГОСТЕСТ, РОСТКОНКУРС, Всероссийской викторине «Наш дом – земля», Всероссийской викторине по русскому языку и истории, Всероссийском конкурсе МУЛЬТИТЕСТ, Молодежном предметном чемпионате, и др.
В олимпиадах участвуют не только те, кто имеет высокую успеваемость по данному предмету. Свои силы пробуют далеко не «сильные» студенты. Нужно предоставить шанс любому обучающемуся, который изъявил желание проявить себя. Участие в олимпиадах обучающихся с невысокой успеваемостью не только возможно, но даже рекомендуется, поскольку это повышает у обучающихся интерес к выбранному предмету и стимулирует их развитие и мотивацию к процессу обучения. Даже если участник олимпиады сразу не покажет хороших результатов, впоследствии он будет белее осознанно и ответственно подходить к изучению предмета. Абсолютно всем требуется дополнительный стимул, импульс, толчок к более разумному и ответственному отношению к учебе. Проведение олимпиад и конкурсов обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.
Очень приятно, что многие студенты стараются проявить себя в разных областях знаний, не ограничивают себя одним предметом, имеют широкий кругозор. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно - ориентированного обучения, проектной деятельности. Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний обучающихся. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки, имеющиеся знания и смекалку.
Каждый студент, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие - то свои цели. Для кого-то это углубление своих знаний по отдельным предметам, для кого-то возможность проявить себя в целом как способного студента, для кого-то – повышение своего авторитета в коллективе. Не стоит забывать и о том, что участники олимпиад и конкурсов после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к портфолио и переходе на дальнейшую ступень образования.
Говоря об образовательных конкурсах и олимпиадах, хотелось бы показать еще одну сторону этого явления. В последние годы очень быстро происходит внедрение информационных технологий в сферу образования. Педагоги начинают осознавать, что дистанционные технологии – эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. В образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы – дистанционной.
Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные образовательные проекты – это и есть олимпиады, викторины, конкурсы и др., служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным.
Интернет-олимпиады и Интернет-конкурсы стали одной из составляющих дистанционного образования. Это– великолепный элемент информатизации образовательного процесса образовательной организации любого уровня. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/11/picture-789533-1462963787.jpg)
Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»
Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813222-1473309928.jpg)
Развитие творческого потенциала студентов на занятиях в мастерской «Художественная керамика»
статья...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-915691-1676776554.jpg)
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-404521-1392318943.jpg)
Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»
Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-721378-1606373883.jpg)
Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»
Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-559308-1477121594.jpg)
Роль куратора в повышении уровня индивидуальных образовательных достижений студентов техникума
Роль куратора в повышении уровня индивидуальных образовательных достижений студентов техникума Глобальный вызов, брошенный на рубеже третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно а...