Урок по математике.Тема:"Метр"
план-конспект урока по теме


Урок математики для 2 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ 2 КЛАСС

Автор

Кисляк Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов, Калининский район, х.Гречаная Балка  МБОУ СОШ №9.

Тема

МЕТР

Цели деятельности учителя

Познакомить с единицей измерения длины – метром; закреплять умения сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают единицу измерения длины – метр, сколько в метре содержится дециметров, сантиметров; осознают, для чего необходима такая единица измерения длины; знают нумерацию чисел от 10 до 100, место каждого из чисел в пределах сотни на числовой прямой; умеют измерять объекты при помощи метра, сравнивать и преобразовывать величины, записывать двузначные и однозначные числа, решать составные задачи и выражения изученных видов и задачи на смекалку.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование

Индивидуальные карточки, ИКТ

Наглядно-демонстрационный материал

Демонстрационный метр

Основные понятия и термины

Сотня, увеличить, уменьшить, меньше, больше, сравнить, двузначные числа, однозначные числа, десяток, единица, сантиметр, дециметр, миллиметр, метр, величины, геометрические фигуры, многоугольник, треугольник, четырехугольник

Структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Под-

готовка к восприятию учебного материала.

Сообщение целей

и задач учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Читает отрывок из стихотворения: 

Эй, девчонки и мальчишки!

Жизнь сегодня не проста,

Зацифрованная слишком –

Важно в ней уметь считать,

Ведь без правильных расчетов

Не построить школ, домов,

Не отправиться в полеты,

Не открыть других миров.

Чтобы сделать симпатичней

И комфортней мир вокруг,

Нужно стать математичней,

С королевою наук –

Математикой сдружиться,

Навести суметь мосты,

На уроках потрудиться,

Чтобы с нею быть на «ты».

С математикою прочно

Дружит летчик, инженер,

Бизнесмен, банкир, станочник,

Энергетик, модельер.

Капитан считает часто

Грузы, футы под килем –

Он на судне главный, мастер,

В математике – силен. 

Школяры и школярята,

Вам работать, вам дерзать.

Так учите же, ребята,

Математику – на пять! 

    Е. Конева

– А вы можете сказать о том, что дружите с математикой?

– Что вам особенно нравится на уроках математики?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: соотносят то,

что уже известно и усвоено,

с тем, что еще неизвестно

и предстоит узнать и усвоить.

Познавательные: осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

.

Коммуникативные: достаточно полно и четко формулируют свои мысли.

Личностные: осознают социальную роль обучающегося

Уст-

ные ответы

III. Закрепление знания нумерации чисел

в пределах 100

Самостоятельная работа обучающихся

Учитель выдает каждому ученику лист с заданием:

– Раскрасьте шары следующим образом:

красным – шар с числом, стоящим между числами 70 и 90; синим – шар с числом, предшествующим числу 51; желтым – шар с числом, следующим за числом 69; зеленым – шар с числом, которое находится между числами 25 и 50.

– Обведите нитку шара с наибольшим числом коричневым цветом, с наименьшим числом – зеленым

Самостоятельно выполняют индивидуальное задание; называют нумерацию чисел от 10 до 100

Индивидуальная

Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу; прогнозируют результаты своей деятельности; контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность.

Познавательные: знают нумерацию чисел от 10 до 100, показывают расположение данных чисел на числовой прямой; логически рассуждают.

Коммуникативные: понимают задание, данное в письменной форме

Наблюдение

IV. Кал-

лиграфическая минутка

Правильное написание чисел; названия цифр, необходимых для записи чисел

Слайд 2  

Учащиеся записывают число, Классная работа . Учитель прописывает  цифры на доске учащиеся в тетраде:

4 4 4 4 4          7 7 7 7 7          0 0 0 0 0

– Запишите все двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0. (40, 44, 47, 70, 74, 77.)

– Назовите отличительные особенности двузначного числа от однозначного

Прописывают цифры, составляют из данных цифр двузначные числа и записывают их; записывают однозначные

и двузначные числа; понимают роль каждой цифры

в записи двузначного числа

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки.

Познавательные: знают отличительные особенности двузначного числа и однозначного.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли

Уст-

ные ответы,

наблюдение

V. Устный счёт

Вычисление и сложение круглых десятков

Слайд 3

Слайд 4 Помогите Карандашу собрать друзей

  Учащиеся вычисляют примеры, на место решённого примера появляется предмет, который собирает Карандаш

40+30=

60-10=

50-10=

80-60=

70-40=

70+20=

Читают пример и вычисляют

Регулятивные: контролируют свою деятельность, при необходимости вносят поправки.

Познавательные: знают отличительные особенности круглого десятка.

Коммуникативные: умеют слушать, полно и четко выражать свои мысли

VI. Решение задач

и выражений

Решение составных задач:

задание 4 

(с. 13 учебника, ч. 1).

– Является ли данный текст задачей? Почему?

– Поставьте вопрос так, чтобы получилась составная задача. (Сколько страниц занимают обе сказки?)

– Составим краткую запись:

– Запишите самостоятельно решение задачи.

1) 40 + 20 = 60 (с.) – в другой сказке.

2) 40 + 60 = 100 (с.) – всего.

– Проверим решение.

– Сформулируйте и запишите ответ задачи.

Ответ: обе сказки занимают 100 страниц. 

Слушают учителя, отвечают на вопросы; выделяют условие, вопрос; называют данные и искомое числа; доказывают, что задача является составной; составляют крат-

Фронтальная.

Индивидуальная.

Регулятивные:  планируют

и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны

к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Уст-

ные ответы,

наблюдение.

Решение выражений устно с подробным объяснением: задание 5 

(с. 13 учебника, ч. 1).

Зарядка для глаз

Физкультминутка

Слайды 4-8

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на место снова сели,

Принимаемся за дело

кую запись; обосновывают выбор знаков действия с подробным объяснением; находят значения выражений. Стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге. Вращение корпусом вправо

и влево. Вращение головой

Фронтальная

Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества

Наблюдение

VII. Под-

готовка к вос приятию нового материала -

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

– Как можно узнать длину карандаша, книги

и т. д.? (Измерить.)

Что поможет нам выполнить эту работу? (Линейка.) – Какой единицей длины будете пользоваться?

-Как вы думаете, как раньше измеряли длину?

(Просмотр мультфильма) Слайд 9

- Какие вы ещё  знаете единицы длины?

 Слайд 10

– Нам нужно измерить длину класса. Удобно ли будет пользоваться миллиметром? сантиметром? дециметром? Почему?

Раньше существовали древние единицы измерения. Слайд 11

   Малые старинные русские меры длины - пядь и локоть.
   
Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см). До настоящего времени говорят: «Не отдать ни пяди земли», подразумевая не отдать, не уступить даже самой малой части своей земли. Об очень умном человеке часто говорят: «Семи пядей во лбу».
   
Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток».
   Большими единицами измерения были
простая сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей); маховая сажень - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см); косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см).
   И сейчас говорят: «Видеть на сажень сквозь землю» (отличаться .большой проницательностью), «косая сажень в плечах» (так говорят о рослом, плечистом человеке), «ты от дела на пяденьку, а уж оно от тебя на саженьку».
   Большие расстояния в старину измерялись
верстами (другое название поприще) - отсюда и выражения «мерить версты», т. е. ходить пешком на большие расстояния.
   В XVI-XVII вв. наравне со старыми мерами длины появляются новые: аршин, четверть и вершок. К концу XVII века система мер длины представляла следующую картину:
верста межевая равнялась двум верстам путевым и составляла 1000 саженей; сажень делилась на три аршина; аршин составлял 4 четверти или 16 вершков.
   В переводе на современную систему мер верста межевая равна примерно 2,16 км, сажень -216 см, аршин - 72 см, а вершок - 4,5 см.
   До сих пор бытуют выражения:

   «От горшка три вершка», «мерить на свой аршин», «как аршин проглотил», «семь аршин говядины да три фунта лент» (так говорят о бессмыслице), «аршин на кафтан, два на заплаты» (т. е. починка дороже вещи), «пять верст до небес и все лесом», «эка верста выросла! » (так говорят о человеке большого роста).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обосно вывают свои ответы -

Фронтальная

Регулятивные: определяют учебную задачу.

Познавательные: логически рассуждают; строят осознан ное речевое высказывание
в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров по диалогу

-

Уст-

ные ответы

VIII. От-

крытие новых знаний

Знакомство

с новой единицей измерения длины – метром

– Для измерения длин больших предметов существует единица измерения – метр (демонстрирует). Слайд 12

Слайд 13      1 метр – это 10 дм или 100 см.

Запись на доске: 1 м = 10 дм = 100 см.

Слайд 14Словарная  работа: дециметр, сантиметр.

Слайд 15 Что можно измерить с помощью метра:

– С помощью метра измерьте длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т. д.

– Сравните 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определите, на сколько 1 метр больше 1 дециметра (сантиметра).

1 м – это 100 см (100 – это 10 десятков).

1 дм – это 10 см (10 – это 1 десяток).

10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9 дес. = 90).

Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см.

1 м – это 100 см.

Числу 100 на числовой прямой предшествует

число 99.

100 – 1 = 99, значит, 1 м больше 1 см на 99 см

Слушают учителя; выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длину заданных объектов; сравнивают изученные ранее единицы измерения длины с метром
(в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками)

Индивидуальная, групповая (пар-

ная), фронтальная

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность.

Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, в случае необходимости задавать вопросы уточняющего характера, выполнять совместные действия

Уст-

ные ответы,

наблюдение

IX.  Пер-

вичное закрепление знаний

Сравнение

величин:

задание 2

(с. 13 учебника, ч. 1)

1) 1 м * 99 см.

    1 м – это 100 см;

    100 см > 99 см, значит, 1 м > 99 см.

2) 1 дм * 100 мм.

    1 дм – это 10 см, в 10 см содержится 100 мм;

    100 мм = 100 мм, значит, 1 дм = 100 мм.

    И т. д.

Сравнивают величины; аргументируют выбор знака действия; выполняют задание с подробным объяснением

Фронтальная

Регулятивные: определяют учебную задачу.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, делают выводы; логически рассуждают.

Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, аргументируют свое мнение

Уст-

ные ответы,

наблюдение

X. Выполнение задания на смекалку

Развитие логического мышления:

задание 6 

(с. 13 учебника, ч. 1)

Решение: 

Если четыре года назад Саше было 8 лет, значит, сейчас ей (ему) 12 лет. Соответственно через пять лет Саше будет 17 лет

Решают задачу, логически рассуждая

Фронтальная

Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют доказывать свое мнение

Уст-

ные ответы

XI. Самостоятельная работа

Закрепление новой единицы длины.

Слайд 16 Составь задачу по рисунку и реши её

Высота берёзы 12 метров, рябины 8 метров. На сколько метров берёза выше рябины?

Решают задачу, записывая вычисление.

Индивидуальная

Личностные: осознают важность полученных знаний

Познавательные: выделяют необходимую информацию

Письменное решение

XII. Ре-

флексия учебной деятельности

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание

– Какие открытия сделали?

– Какие новые знания, умения вы приобрели

на уроке?

 Слайд 17  Тестовое задание.

Ответьте на вопросы:

1.С какой величиной работали?

2.Что не является единицей измерения длины?

3.В какой единице удобнее измерять путь от «маленькой» школы до «большой»?

4. В какой единице удобнее измерять крышку стола?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают

на вопросы;

делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке

Фронтальная

Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные: осознают важность полученных знаний

Уст-

ные ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 2 класс Автор: Кисляк Татьяна Алексеевна учитель начальных классов, МБОУ СОШ №9 Калининский район Краснодарский край Метр

Слайд 3

Помоги Карандашу собрать друзей: 70 – 40 70 + 20 30 90 50 20 40 70 60 - 10 80 - 60 50 - 10 40 + 30 М о л о д ц ы !

Слайд 4

Зарядка для глаз

Слайд 16

1. С какой величиной работали? масса длина время 2. Что не является единицей измерения длины? сантиметр метр диаметр дециметр 3. В какой единице удобнее измерять путь от "маленькой" школы до "большой"? в дециметрах в сантиметрах в метрах 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? в дециметрах в сантиметрах в метрах

Слайд 17

Список использованных ресурсов: 1. Карпенко М. Т. Сборник загадок. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988. 2. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителей. М., Ювента . 2006. 3. Кордюкова С. Единицы нужны всем. М., Детская литература. 1972. 4. http://repey.by.ru/image_page_48.htm /Рисунок на титульном слайде/ 5. Диск МР3. 100 лучших детских песенок. Выпуск 2. Компания Рекорд. 032. Дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по дисциплине математика тема: «Декартова система координат»

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА По дисциплине:   МАТЕМАТИКА  Тема:  «ДЕКАРТОВА СИСТЕМА КООРДИНАТ»Цели занятия:Иметь представление о системе координат и координат точки в пространстве; уметь...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», тема "Теория пределов".

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает тео...

Дисциплина «Методика преподавания математики» Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»

Дисциплина «Методика преподавания математики»Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»...