Консультация для воспитателей
консультация на тему

Ольга Евгеньевна Санкович

Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Потому так важно сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_prirody.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок природы в воспитательно-образовательной работе по развитию речи.

     Развивать дар слова человеку необходимо на всем протяжении жизни , ведь речь тесно связана

с мышлением, памятью, сенсорным восприятием, психоэмоциональным развитием, социальной адаптацией. Речь и ее особенности впоследствии становятся одной из ключевых характеристик  человека (мы можем говорить, насколько развита культура речи, отмечать манеры «говорения», влияние на собеседника, речь демонстрирует уровень познаний человека, широту кругозора).

   Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Потому так важно сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на себя и на другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед ребенком задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений приводят к интенсивному развитию: всех сторон (словаря, звуковой культуры, грамматического строя ); форм ( контекстной и объяснительной ); функций речи ( обобщающей, коммуникативной, регулирующей, планирующей и знаковой ).

     Современные стандарты дошкольного образования выделяют в развитии личности ребенка несколько основных направлений, одним из которых как отдельно выделенная образовательная область выступает речевое развитие, подразумевающее определенное содержание воспитательно-образовательной работы и имеющее критерии освоения. Так, задачами освоения области речевого развития служат: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой  и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылок к обучению грамоте (п.2.6 ФГОС ДО ).

     Зная, что речь дошкольника – средство контактирования с людьми и познания мира, педагог постоянно обогащает сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире. В условиях детского сада важным компонентом моделирования речевых ситуаций выступает окружающее детей пространство – предметно-развивающая среда. Один из сегментов такой среды – уголок природы в группе В зависимости от замысла педагога, особенностей задач воспитательно-образовательного процесса, наполняемость уголка природы и количество отведенного под него места варьируется. Дать детям возможность разобраться в окружающем мире, познакомиться с законами и явлениями природы – непростая задача. Недостаточно показать им картинки, расставить цветы, нужно погрузить детей в определенную атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Для этого необходимо: расположить предметы, составляющие природный уголок, определенным образом ( цветы – на уровне глаз детей, все инструменты – в ящичках с крышками, дидактический материал – в зоне комфортного для детей самостоятельного доступа, макеты и модели – соответственно возрастным интересам ), тем самым непроизвольно развивая у детей познавательно-речевую активность, учебные действия, личностные и поведенческие ориентиры; вносить в экспозицию обновления, соответствующие воспитательно-образовательным задачам, сезонности, интересам детей. Включать в нее оригинальные поделки и атрибуты, созданные детьми или вместе с родителями, мотивируя детей к непосредственному речевому развитию и познанию; стремиться насыщать уголок природы современными интерактивными средствами, поддерживая интерес детей к электронным устройствам и компьютерным технологиям; выстраивать содержание воспитательно-образовательной деятельности, опираясь на имеющиеся наглядные, интересные, современные, близкие детям компоненты предметной среды.

     Пространство уголка природы в группе ( в том числе с точки зрения повышения мотивации речевого развития дошкольников ) можно оформить при помощи инсталляций, диорам, макетов.

     Инсталляция (от англ. - установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Инсталляцию можно охарактеризовать как символическую декорацию, создаваемую в определенное время на определенную тему. Важно, что ребенок не созерцает инсталляцию со стороны, а оказывается внутри нее.

     Диорама – изогнутая полукругом (в теории возможно и прямоугольная) картина с передним предметным планом  (сооружения, реальные или бутафорские предметы), отражающая целостную картину на определенные тему или событие. Диорамы бывают нескольких вариантов: масштабными, настольными и мини –диорамы.

     Макет – модель объекта в уменьшенном или реальном масштабе, созданная для визуального восприятия.  

Такие приемы эффективны для речевого и познавательного развития: ребенок активен, самостоятелен, погружен в новую ситуацию, а значит – запущен мыслительный механизм, появляются новые вопросы, рассуждения, задачи, споры, что способствует развитию всех основных компонентов речи. К тому же подобное обустройство уголка позволяет внести его в интерьер группы органично и, главное, продемонстрировать воспитанникам целостную картину природных явлений и взаимодействий. Так, могут быть представлены объекты живой и неживой природы, биологические цепочки, микромиры ( например, водный мир, луг, путешествие капельки, деревья и птицы ).

     Композиции могут иметь сменяемые части, чтобы дети самостоятельно участвовали в процессе обновлений, например, прикрепляя к деревьям соответствующие сезону детали или помещая изображения  новых животных на подходящие им места на макета и т.п. Интересной и эффективной будет работа с моделями ситуаций ( например, создаем композицию – лесную полянку со съедобными и несъедобными грибами, фигуркой человечка ), по которым дети с удовольствием самостоятельно составят рассказ, отражая закрепленные знания, обозначать проблему, сформулируют умозаключения, аргументируют доводы и сделают вывод. Наряду с композиционными приемами (инсталляция, диорама, макет и моделирование ) для развития у детей речевой и мыслительной активности в природном уголке используются различные схемы и алгоритмы, что способствует формированию логических умозаключений, развитию связной речи.

      Игра выступает основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте. И уголок природы в этом плане не нужно исключать из общего игрового развивающего пространства, наоборот, очень важно наполнить его содержание различными играми, В игровых ситуациях ребенок легко освоит новые слова и понятия, принципы словоизменения, конструкции фраз, Игры, комплектующие уголок природы, характеризуются природно- экологической направленностью, погружают ребенка в ситуации взаимодействия с окружающим миром.

Речевые логические игры

     Взрослый формулирует рассказ-загадку, содержащую логические задачи, решать которые дети смогут самостоятельно или с помощью воспитателя. Ответ находится с помощью логических рассуждений. Развиваются основные компоненты связной речи. ( Например, рассказы-загадки «Куда делись сосульки?», «Кто где зимует?»).

Сюжетно-ролевые игры

     Такая игра создается на основе различных событий и жизненных ситуаций – посещение фермы, экскурсии в лес, огород, на приусадебный участок, поход на рынок, в зоопарк, знакомство с лесником, путешественником т.д. Можно дополнить игру иллюстрациями, бутафорскими вещами, масками животных, задействовать в уголке природы макеты, декоративные элементы инсталяций. В ролевых играх дети погружены в определенную ситуацию, и им необходимо уметь соответственно реагировать на действия других персонажей, принимать новые интонации и речевые манеры. Сюжеты для игр многочисленны: например, «Ферма» - содержание животных – получение молочных продуктов и яиц – заготовка кормов; кака добыть из зерна хлеб; поиски потерявшегося котенка(цыпленка, щенка ); «Занимательная кухня» - как сварить всусный и полезный суп ( компот, морс ) и т.д. – покупка продуктов питания в магазине – автодоставка на кухню – повар варит суп, готовит салат.

Творческие игры с природным материалом

     Рисование с помощью природных материалов ( методом отпечатков окрашенных листьев и цветов на бумаге, нанесение песка на смазанную клеем бумагу и раскрашивание «песочных картин» красками, создание композиций из цветного песка и т.д. ). Такие игры развивают мелкую моторику и монологическую речь, Ребенок с удовольствием расскажет о своем «шедевре» или объяснит сверстнику, как создать подобное.

Дидактические речевые игры

     Дети решают поставленную задачу, аргументируют свой ответ. Например, «Какой цветок тут лишний?», «Классифицируй домашних и диких животных» и т.п. Ребенок делает выбор, указывая признаки и отличительные особенности, устанавливает связи, сопровождает вывод конструктивными высказываниями.

Словесные речевые игры

     Предметная среда уголка природы приобретает значение дидактического материала, позволяя ребенку освоить принципы словообразования и словоизменения, пополнить активный словарь новыми словами и понятиями. Так, комнатные цветы – лист – листик – листочек – листики – листья; фи-кус --- хло-ро-фи-тум; полить – перелить – недолить; календарь погоды – морозная, дождливая, моросит, ливень, снегопад, метель, наледь, капель, проталина и т.п.

Игры – эксперименты

     Игры – эксперименты с природным материалом ( песок, глина, вода, снег, лед, камень, дерево ) особенно важны в период дошкольного детства, С их помощью дети развивают сенсорное восприятие, формируют предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, расширяют знания об окружающем мире и, конечно, развивают важные свойства речи, Опытным путем, получив или не получив определенный результат в эксперименте, ребенок совершает для себя удивительное открытие, о котором он может и хочет рассказать. Рассказ, отражая путь к успешному результату или неудаче,  будет состоять из цельных, связных высказываний, с верным грамматическим строением, интонационно окрашенных, содержательных, логичных, или, возможно, фантазийных с элементами речетворчества. Все это  - важный шаг на пути к формированию компонентов монологической речи, развитию языкового чутья, адаптации в разных речевых ситуациях.

     Итак, предметно-развивающая среда уголка живой природы способствует эффективному речевому развитию дошкольников. Разнообразие материалов, композиционные решения и комплексный подход при создании уголка обеспечат детям доступность понимания и активизируют речемыслительную деятельность, сформируют предпосылки к учебным действиям.

     Ребенок учится находить и правильно выражать словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, объяснять наблюдаемое с помощью содержательных высказываний.  

     Развивается диалогическая речь через побуждение к общению, через систему вопросов – ответов, дидактических игр ( материалом для них могут быть не только специальные пособия, но и любые предметы уголка, которые можно сравнить, выделить, классифицировать ). Совершенствуется умение детей обозначать задачи, сопоставлять, делать выводы и простые умозаключения. Это создает предпосылки для  формирования важных качеств связной речи – достоверность, действенность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие монологической речи совершенствуется через упражнения в рассказывании, например об особенностях строения растений, выполнении своих трудовых  действий  через описание и сравнение объектов и явлений, аргументацией действий во время экспериментов и др.

     Активный словарь с помощью  уголка природы обогащается благодаря словам, обозначающим сенсорные признаки, свойства, явления и  объекты природы, характеристики природных процессов, действий человека в окружающем мире.

Практическая часть

     Создание инсталляции «Лесная полянка ранней осенью»: выбираем небольшое пространство рядом с уголком природы (можно 1х1 м) так, чтобы оно захватывало часть стены и пола. Оформляем пол – кладем коврики пестрых расцветок, бумажные и текстильные  листья разных цветов (оранжевые, бордовые, желтые, золотистые), муляжи грибов и ягод «съедобные –несъедобные», настоящие шишки, пенек, корзинку с «лесными дарами». Вдоль стены и внутри композиции размещаем макеты деревьев (закрепленные, высотой до 1м, соответственно раскрашенные) с прикрепленными бумажными и текстильными листьями (береза, рябина, ель), фигурки диких животных (еж, лиса, волк и пр.). Стену декорируем изображениями перелетных птиц, иллюстрациями по теме. Тучка, сделанная из ваты, крепится на нитках к потолку или на двухсторонний скотч к стене. Снизу тучки, на нитях в несколько сантиметров, приклеиваем бумажные капельки. Можно варьировать содержание этой композиции с учетом возраста детей, изучаемых тем. Главное – ребенок может войти в такое пространство, присесть на пенек, «собрать грибы и шишки», рассмотреть детали, поиграть с фигурками, природным материалом. Так, находясь внутри композиции, ощущая себя в ином пространстве, ребенок оказывается в новой речевой ситуации.

     Создание настольной диорамы «Новый год в зимнем лесу»: формируем диорамное пространство из подходящей коробки, устанавливая ее набок, открытой частью к себе. Оклеиваем коробку бумажными салфетками с зимними узорами или любой подходящей бумагой или тканью. Внутри посыпаем «пол» искусственным снегом, размещаем  предметы: макет елочки, фигурки Деда Мороза и Снегурочки, диких животных (можно дополнительно сымитировать берлогу из ваты, внутрь которой поместить фигурку медведя). Заднюю стенку оклеиваем иллюстрацией на тему зимнего леса или украшаем вырезанными снежинками, серпантином и т.д. Чем насыщеннее предметное пространство диорамы – тем интереснее. Размер элементов композиции, размер фигурок и макетов выбирается с учетом возраста детей.

 Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1991.
  4. Денисенкова Н.С. Как организовать окружающую среду// Дошкольное воспитание. 2003. №12.
  5. Доронов  С.Г. Пространство развития или «витрина»? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2014. №4.
  6. Скоролупова О.А. Введение в ФГОС дошкольного образования: Разработка образовательной программы ДОУ. М., 2014.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи. М., 2013.
  8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М., 2013.
  9. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь:  Метод. Рекомендации. М., 2012.

 

        Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад №45"

                                               

456901  Челябинская область, Саткинский район, город Бакал,  улица Калинина 10

Телефон: 6-65-31

Консультация для педагогов

«Уголок природы в воспитательно – образовательной работе по развитию речи».

                                                               Выполнила:

                                                                       учитель-логопед

                                                                            МКДОУ «д/с № 45»

                                                                  Санкович О.Е.

2015

  1. Теоретическая часть

Задачи современных стандартов дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие».

Инсталляция, диорама, макет в оформлении уголка природы.

  1. Практическая часть

Создание инсталляции «Лесная поляна ранней осенью», диорамы «Новый год в зимнем лесу».

Проведение словесных и дидактических речевых игр в пространстве инсталляции и диорамы.

Цель:

Познакомить педагогов с возможностями использования окружающего детей пространства в группе, а именно уголка природы в речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей...

Консультация для воспитателей "Растения уголка природы"

Главное правило - растения должны быть чистыми, ухоженными и безопасными для детей....

Консультация для воспитателей «Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста»

Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от  литературы, и в пять раз большее...

Консультация для воспитателей "Лего-конструирование в ДОУ"

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культ...

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателейна тему «Формы реализации Лего-методики в детском сад»          Базовые идеи Лего-технологии  - от ...