Методическая разработка «Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).
методическая разработка на тему

Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ и содержит авторские упражнения по сказкотерапии.
 Цель данной разработки обеспечить условия для творческого развития детей средствами арт-терапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_korrektsiya_ddyut2015_skazka.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное учреждение дополнительного образования

 Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Художественный отдел

                                       

Методическая разработка

«Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).

Автор: Паули Лана Владимировна

Санкт-Петербург

2015

Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ

В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Психотерапия искусством – это вид психотерапии, который основан на использовании различных форм и видов искусства в лечебных целях. Традиционно психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. В отдельных странах эти направления признаны в качестве самостоятельных профессий. Таким образом, арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством.        Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает нашему «Я» высвободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми.

        Искусство не должно только изучаться, оно должно проживаться. Успешнее всего это может достигаться при использовании педагогом элементов арт-терапии. Ребенок с проблемами здоровья должен чувствовать со стороны педагога арт-терапевта поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. У него должно сформироваться впечатление, что творчество — это свободный процесс, чтобы ребенок смог научиться «открывать» себя в этом процессе, используя и мобилизуя свои творческие резервы, что положительно скажется на развитии его личности в целом.

        Историей доказано, что искусство способно создавать такие условия, в которых языковые барьеры не представляются препятствием. Благодаря искусству, закрытые границы становятся открытыми проникновению общечеловеческого опыта. Арттерапевтические возможности искусства могут являться ценностным достоянием в инкультурации и реабилитации личности ребенка.

Класс «особый ребенок».

Возраст детей от 7 до15  лет.

Количество детей в группе до 10 человек.

Цель занятий:

Обеспечение условий для творческого развития детей средствами арт-терапии.

Задачи:

  1. Способствовать снятию эмоционального зажима;
  2. оказать помощь в развитии фантазии, умении пересказать свои эмоции;
  3. развивать мыслительные операции анализа, синтеза, элементы логического мышления;
  4. формировать коммуникативные навыки и навык групповой работы;
  5. стимулировать умственную деятельность, тренировать психические процессы (память, внимание);
  6. приобщить детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  7. воспитать положительное отношение к окружающим;
  8. сформировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
  9. корректировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

Условия реализации:

  1. стулья;
  2. проигрыватель;
  3. аудио-контент;

Методы: 

  • словесный (беседа),
  • наглядный (метод иллюстраций, демонстраций),
  • аудиовизуальный,
  • практический (метод упражнений),
  • работа в группах,  
  • метод технологии развития критического мышления «корзина идей».


Ход работы:

Подготовительный этап:

Подготовка помещения к занятию, расстановка стульев, подготовка реквизита.

Основной этап:

 1. Упражнение «Придумай сказку из предложенных слов» (15-25 мин.)

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Участникам предлагаются выбрать слова (предметы).

Например – «муравей и лист»,

Дается время для обдумывания, а дальше надо рассказать сказку с выбранными словами. Сказка должна быть обязательно положительной, допускается полная свобода фантазии.

- Жил–был муравей и как то в хмурый день пошел он в магазин. По дороге встретил он лист, лист был желтый, осенний, мокрый. «Пойдем ко мне» – сказал муравей. – «Я тебя согрею...». Дома муравей напоил лист чаем и предложил ему пожить до весны, так и жили лист и муравей, а по весне лист зазеленел и простился с муравьем, поблагодарив его за гостеприимство.

В конце упражнения можно дать оценку рассказу, в чем его мораль.

 2. Упражнение «Ведьмин котёл» (3-4 мин.)


Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.


Инструкция. Все участники становятся в круг и, под тревожную музыку, двигаются по кругу, приговаривая: «зелье варись - колдовство творись». Далее музыка меняется, круг останавливается, глаза закрыты, дается время мысленно превратиться, открывая глаза, каждый превращается в положительного персонажа и рассказывает о нем.

Например: Маша превратилась в бабочку. В какую? Расскажи.

Слава превратился в колдуна. Расскажи, в какого и почему.

Заключительный этап (рефлексия).

Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

3. Какие сказочные герои больше нравятся?


Используемая литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПб, 2002
  2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб, 1999
  3. Колошина Т.Ю. "Арт-терапия". Методические рекомендации, 2013
  4. Хрестоматия. Арттерапия. СПб, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"

Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из  документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока-  выяснить причины духовного кризиса великого...

Методическая разработка "Развитие техники на уроках фортепиано"

Два направления в развитии мелкой техники. Технические навыки на начальном обучении. Вспомогательные движения. Другие виды техники....

Собственная Методическая разработка «Закаливание детей разного возраста в ДОУ»

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольник...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

методическая разработка "Развитие одаренности детей посредством творческой игры"

Развитие одаренности детей посредством творческой игры...

Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".

В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...

Методическая разработка Развитие музыкальных способностей детей на примере ансамбля Ложкари

В методической разработке описаны личные примеры в работе с детьми. Для начинающих руководителей будет полезет указанный в разработке материал....