Рабочая программа по естествознанию
рабочая программа на тему

Абрамова Ольга Савельевна

Данная программа необходима для составления календарно-тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_.po_estestv.povara_2015.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

1

Рабочая программа учебной дисциплины

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ( ФИЗИКА)

Максимальное количество-83часа.

Обязательная нагрузка: I курс-54 часа.

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правого регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Пояснительная  записка

Данная рабочая программа учебной дисциплины « Естествознание» предназначена для изучения раздела физики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правого регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Естествознание изучается как базовый предмет: при освоении профессий НПО в учреждениях НПО – в объеме 197 часов.

 Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах

естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений    

окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного  содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и начно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных  наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно - научных   знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего(полного)   общего   образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для

2

усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально – экономического профиля, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов по профессиям социально – экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно – научного образования, позволяет специалистам предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.

Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно–молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического профиля в учреждениях НПО представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.

В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего(полного) общего образования.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки:                                     - 69 часов

в том числе:

*обязательной аудиторной учебной нагрузки                 - 54 часа

       из них:

                  -  лекции                                                             - 52 часа

                  -  лабораторные работы                                    -  2 часа

*самостоятельной работы                                                  - 15 часов                      

 

3

Социально – экономический профиль

(учреждения начального профессионального образования)

Содержание учебной дисциплины

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ(ФИЗИКА).

Введение.(2 час)

Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно – временные характеристики.

1.Механика.( 28 часов)

Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).

Механические колебания, Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике.

Демонстрации.

Относительность механического движения.

Виды механического движения.

Инертность тел.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Свободные и вынужденные колебания.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.

Лабораторные работы.

Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Исследование зависимости силы трения от веса тела. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

2.Молекулярная физика. Термодинамика.(24 часа)

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных  

состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

4

      Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергоснабжения.

Демонстрации.

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Лабораторные работы.

Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения и смачивания.

                                       ТЕМАТИЧЕСКИЙ     ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

 часов

Обязательная нагрузка

54

1. Механика

30

Самостоятельная работа

10

2. Молекулярная физика. Термодинамика.

24

Самостоятельная работа

5

Самостоятельная работа обучающегося

15

В том числе:

Работа с учебником – составление конспекта

7

Работа с книгой и конспектом

8

Максимальная нагрузка:

69

5

Требования к результатам обучения.

В результате изучения учебной дисциплины « Естествознание» по предмету физика, обучающийся должен:

знать понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

уметь

  • приводить примеры экспериментов и  (или) наблюдений, обосновывающих:

атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул;

  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет – ресурсах, научно – популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения.

6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Физика и астрономия. 9 кл./ под ред. А.А.Пинского, В.Г.Разумовского.-М.,2000

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11кл. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

Дмитриева В.Ф. Физика. Учебное пособие. Академия. 2014г.

Дмитриева В.Ф. Физика. Сборник задач. Академия. 2014г.

Для преподавателей

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Министерство образования РФ. – М.,2004.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников  В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при  изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Касьянов В.А Физика. 10,11 кл. Тематическое и поурочное планирование.-М.,2002.

Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл.общеобразовательных учреждений.- М., 2006.

Дмитриева В.Ф. и другие. Физика. Лабораторный практикум. Академия. 2015г.

7

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка_______________________________1

Содержание социально-экономического профиля_________3

Тематический план___________________________________4

Требования к результатам обучения_____________________5

Рекомендуемая литература_____________________________6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия)  составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии  НПО "Повар, кондитер"...

Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"

В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.0...

Рабочая программа дисциплины Естествознание для социально-экономического профиля

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Коммерция", социально-экономического профиля....

Рабочая программа дисциплины Естествознание

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Право и организация социального обеспечения...

рабочая программа по естествознанию для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ фЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 05.03.2004Г. В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВХОДЯТ:ПАСП...

Рабочая программа по естествознанию для профессии 38.02.04 Коммерция (отраслям)

   Рабочая  программа учебной дисциплины  Естествознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Рабочая программа УД Естествознание ОПОП для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание основной профессиональной образовательной программы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  разр...