Достижение профессионального мастерства как личностный результат профессионального самоопределения в рамках реализации проекта "Путь к успеху"
статья на тему

Степанищева Елена Ивановна

Идея эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся, раюотодателей, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанищева Е.И.

"Достижение профессионального мастерства как личностный результат профессионального самоопределения в рамках реализации                                                  проекта "Путь к успеху"

Россия, г. Самара,

ГБПОУ «Самарский механико-

технологический техникум»

e-mail:koni6evskaja@mail.ru

В настоящее время региональная экономика испытывает растущую потребность в рабочих и инженерно-технических специалистах, поэтому одной из важнейших социально-экономических задач образовательной политики государства является подготовка кадров, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда, развитие экономики нашей страны.

На пути молодых людей встает вопрос профессионального самоопределения. Но как помочь обучающимся сделать правильный выбор? Как развить профессиональные навыки? Как сформировать личность обучающегося?

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, обусловили повышенный интерес к развитию личности профессионала, внимание к проблеме профессионального самоопределения молодых людей потребностью найти свое место в жизни.

Новое время ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Поэтому актуальным и значимым становится вопрос формирование практических навыков личности, через применение технических и технологических знаний на каждом этапе обучения, развитие у обучающихся трудовых умений, воспитание положительного отношения к труду.

Период обучения в техникуме – важный этап профессионального самоопределения будущего специалиста, так как в процессе учебно-профессиональной деятельности осуществляется включение личности в профессиональную среду. С поступлением молодого человека в среднее учебное заведение процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития и осуществляется на протяжении всех лет обучения. И в этом процессе есть свои «пики» и «точки роста», во время которых происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих, формируется отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.

Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий качествами мобильности, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывного модернизирующегося производства и технологии, конкурентоспособности. Формирование такого специалиста в условиях техникума возможно на основе создания особой гибкой интегративной образовательной среды. Особое значение имеют массовые мероприятия, такие как профессиональные праздники, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции и т.д.

В основу реализации проекта лежит идея эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся, работодателей, их совместных целях, ценностях, о многообразии подходов, а также привлечение родителей к участию.

В рамках проекта решались следующие цели:

- создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся;

- содействие повышению уровня профессионального мастерства обучающихся, для их личностного и профессионального роста;

- разработка и апробация современной модели воспитательной системы.

Реализация целей осуществлялась путем решения следующих задач:

Педагогических:        

- оказание практической помощи обучающимся техникума, находящимся на стадии определения своего профессионального мастерства;

- обеспечение совместной работы преподавателей, обучающихся и работодателей в реализации содержания разработанных программ и проектов;        

Задач по отношению к обучающимся:

- формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства;

- развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, повышение потребностей в определении своего места в социально-экономическом развитии местного сообщества и российского государства в целом.

Новизна и оригинальность проекта в том, что техникум  выступает, как социальный партнер обучающихся, учитываются возрастные особенностеи в процессе формирования культуры трудовой деятельности. Использование педагогических и игровых (геймификация) технологий для реализации обучающимися своих профессиональных возможностей, своего профессионального потенциала, позволяет развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности, развивать профессиональные навыки мастерства, так как навыки мастерства формируют людей и общество.

Цель проекта - создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся, содействие повышению уровня их профессионального мастерства, личностного развития, поддержания здорового образа жизни, осмысления и преобразование мира и себя в нем.

Задачи педагогические:        

- оказать практическую помощь обучающимся техникума, находящимся на стадии определения своего профессионального мастерства;

- обеспечить совместную работу преподавателей, обучающихся и работодателей в реализации содержания разработанных программ и проектов.        

Задачи по отношению к обучающимся:

- формировать уважительное отношение к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства;

- развивать индивидуальные потенциальные профессиональные способности молодого гражданина, повышать потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства.

Проект «Путь к успеху через профессиональное мастерство, как одна из важнейших сторон воспитания, обучающихся» реализуется как проект проектов:

- проект «Дни профессий» (профессиональные праздники, презентации, мастер-классы способствующие поднятию престижа профессии, гордости от принадлежности к выбранному делу);

- проект «Конкурсы профмастерства» (реализуется в целях определения качества профессиональной подготовки обучающихся, поддержания положительного имиджа профессий и специальностей техникума. Конкурс направлен на выявление рациональных приемов и методов труда, совершенствование организации и содержания обучения при подготовке квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, повышение престижа профессий, специальностей, определение одаренных и талантливых обучающихся). В последнее время актуальным стал чемпионат World Skills Russia – это международное некоммерческое движение, целью которого является  повышение престижа рабочих профессий и качества профессионального образования.

- проект «Ступеньки к успешной карьере» (содействие выпускникам техникума в определении своей профессиональной траектории, работодателям в поиске профессиональных кадров для своего предприятия, информирование обучающихся техникума о вакансиях и возможностях получения высшего образования);

- проект «Я партнер!» (проведение обучения, стажировок на базе предприятий-партнеров, содействие в трудоустройстве);

- проект «Бизнес-план или аукцион идей» (на основании имеющейся идеи строится бизнес-план, выявляются отраслевые особенности бизнес-планирования, возможность открытия своего дела).

Реализация проекта основывается на органической взаимосвязи учебной, практической, внеучебной, исследовательской и социокультурной деятельности обучающихся и выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках системы являются педагог, обучающиеся и их родители, а также работодатели. Их взаимодействие происходит на различных этапах и новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», «привлечение». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, работодателей и обучающегося, ответственность поколений, гордость за молодых, развитие династии.        

Взаимодействие осуществляется через различные виды деятельности: профессионально-трудовую, общественно-полезную, духовно-творческую. Формы взаимодействия могут быть разнообразными: создание производственных участков, привлечение обучающихся к участию в общественно-значимых акциях (Мы вместе!, Чистый город и т.д.), организация различного рода конкурсов (конкурсы профессионального мастерства), фестивалей творчества (КВН, Планета профессий, Улыбка трудового дня, Дни профессий т.д.), мастер-классов (Бабушкины плюшки в наше время, Люби свое дело, Дело мастера боится! и т.д.), создание общественно-полезного продукта, эстетизация труда (выполнение макетов тортов, оформление кабинетов и т.д.), воспроизводство природных ресурсов и охрана окружающей среды.        Продуктивное взаимодействие преподавателей, работодателей, обучающихся и родителей, т.е. быть партнерами, несет за собой успех. Успех такого партнерского взаимодействия определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы, сочетать индивидуальные и коллективные формы трудовой деятельности, планировать результаты трудовой деятельности, направленных на формирование профессионального и личностного развития. Такой подход требует использования именно активных форм работы.

Ожидаемый результат: профессиональный компетентный специалист, гражданин, человек с высоким уровнем технологической культуры, живущий в контексте нравственных ценностей и моральных устоев, готовый к труду и жизни в современном обществе, трудоустройство и личностный развитие по специальности, укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания, значимость воспитания в общественном сознании.

Список литературы

- Закон Самарской области о молодежи и молодежной политики 30.11.2010 г. (статья 4, 5, 13, 14, 15, 18, 19, 20 и др.);

- Постановление 09 октября 2006 года № 129О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года;

- Стратегия развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению «Познай себя в профессии».

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению для студентов педагогических колледжей. Разнообразные виды деятельности, все студенты включены в работу. есть материалы тестов, рекоменд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПМ03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремо...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Формирование психолого-педагогических условий для достижения личностных результатов обучающихся

           В  данной работе представлены результаты исследования в СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр" по выявлению педагогических усло...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...

5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи: 13.04.2021 г

5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»  16 ч, дата выдачи...