Интерактивные технологии в преподавании междисциплинарного курса
статья на тему

С повышением познавательной активности студентов при изучении нового материала, хорошо справляются интерактивные технологии в преподавании. В данной публикации идет речь о плюсах интерактивного обучения, о его способах и методах применения на учебных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коньшина Елена Александровна

ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А.

Интерактивные технологии в преподавании

междисциплинарного курса

С повышением познавательной активности студентов при изучении нового материала, хорошо справляются интерактивные технологии в преподавании.

Слово "интерактив" от английского слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Так, при изучении междисциплинарного курса «Основы менеджмента, управление персоналом», студенты проявляют интерес в приобретении новых знаний, что создает благоприятные условия для работы в учебной группе, для внедрения компетентностного подхода и развития компетентности целеполагания. Таким образом, возникает необходимость создания площадки для формирования ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности студентов техникума.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном образовательном учреждении. Основные методические нововведения связаны на сегодняшний день с применением именно интерактивных методов обучения.

Основная цель интерактивного обучения создание комфортных условий для обучения студентов. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать самостоятельность и активность студентов;
  • стимулировать учебно-познавательную мотивацию;
  • воспитывать аналитическое и критическое мышления;
  • наталкивать на саморазвитие студентов.

Если рассматривать учебные занятия как процесс, разделенный на этапы, включающие в себя: изучение нового материала, закрепление знаний и этап контроля, то можно выделить ряд методов для каждого из них.

Так к примеру, для изучения нового материала (при сообщении новой информации преподавателем) можно использовать следующие методы и приемы:

  • постановка перед студентами вопросов: риторических, проблемных, наводящих;
  • привлечение студентов к самостоятельной формулировке выводов, определению терминов, выдвижению гипотез c записью в рабочую тетрадь, либо представляя перед аудиторией вслух;
  • использование средств визуализации (видеороликов, аудиозаписей, презентаций материала с помощью Power Point, Prezy, Google презентации);
  • решение в ходе занятия задач творческого характера (например построение организационной структуры управления, используя интерактивную доску, маркеры);
  • разбивка аудитории на подгруппы, которые проводят обсуждение и обмениваются их результатами;
  • использование на учебных занятиях средств обратной связи с градацией по степени сложности (тестирование, анкетирование, карточки и др.);
  • запись учебного материала в рабочую тетрадь;
  • составление студентами вопросов по рассматриваемому новому учебному материалу по ходу учебного занятия;
  • зачитывание фундаментальных моментов нового учебного материала вслух, по цепочке. 

На этапе закрепления знаний, формирования и совершенствования умений и навыков можно использовать такие методы интерактивного обучения, как:

  • создание презентаций по пройденному учебному материалу;
  • задания творческого, поискового характера;
  • обсуждение (обращение к учебным пособиям, учебникам);
  • case-метод;
  • практические работы исследовательского характера;
  • анализ и обсуждение конкретных производственных ситуаций;
  • деловые, ролевые, интеллектуальные игры;
  • дискуссия, ролевая дискуссия (когда преподаватель распределяет роли между студентами в подгруппах);
  • «мозговой штурм», как метод выработки коллективного решения (развивает коммуникативные способности у студентов).

На этапе контроля и проверки результатов обучения можно использовать следующие методы:

  • взаимопроверка (одна подгруппа подготавливает вопросы для других подгрупп, те в свою очередь отвечают, затем наоборот);
  • дидактические задачи;
  • итоговое собеседование;
  • защита итоговых работ (рефератов, проектов).

Интерактивные технологии способствуют реализации поставленных задач перед преподавателем. Как правило основными задачами преподавателя являются: компетентность, способность применения, знание,  эмоциональное восприятие.

Преподавателю на сегодняшний день, важно владеть умением создавать благоприятные к восприятию условий для студентов, к усвоению ими нового учебного материала, закрепления и умения решить поставленные задачи.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что применение технологии интерактивного обучения на уроках междисциплинарного курса может сделать занятия содержательными и практически значимыми для студентов.

Список использованных источников

  1. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А.А. Соловьев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
  2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под. Ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"

Использование компьютера на уроках истории и обществознания....

Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"

Использование компьютера на уроках истории и обществознания....

Активные и интерактивные технологии на занятиях в СПО. Технология- «Дебаты»

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...

Интерактивные технологии обучения

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к инновационному, основанному на знаниях. Выпускник...

Активные и интерактивные технологии на занятиях. Технология – «Дебаты».

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...