Главные вкладки

    Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения
    методическая разработка на тему

    Яковлева Алла Ивановна

    Начиная с 1 января 2017 года,  работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в ходе формирования кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда. Поэтому каждому педагогу ПОО очень важно изучить этот стандарт. В предлагаемом файле содержится 1) алгоритм действий для разработки дифференцированной программы профессионального развития мастера производственного обучения ПОО на основе данного стандарта и листа самооценки и2) непосредственно сам лист самооценки мастера п/о.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алгоритм действий

    Для разработки дифференцированной программы профессионального развития мастера производственного обучения, преподавателя и методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» на основе самооценки уровня соответствия компетенций содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» необходимо выполнить следующие действия:

    1. Заполнить лист самооценки мастера п/о / преподавателя / методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат», проставив в соответствующем столбце цифры от  0 до 2-х.
    2. Приступить к работе с макетом «Дифференцированная программа профессионального развития мастера п/о / преподавателя / методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» на основе самооценки уровня соответствия компетенций содержанию трудовых функций профессионального стандарта.
    3. В столбец «Компетенция» жирным шрифтом внести код и наименование трудовой функции, затем обычным шрифтом указать номер компетенции внутри данной трудовой функции,  которую Вы оценили «0», т. е оцениваемой компетенцией пока не владеете, и «1», т.е. оцениваемой компетенцией владеете, но имеете трудности и пока не можете обучать других. Затем нужно перенести формулировку данных компетенций из листа самооценки в дифференцированную программу.
    4. В столбце «Мероприятия с целью овладения компетенцией» пронумеровать и перечислить соответствующие мероприятия: изучить конкретные нормативно-правовые документы, пройти обучение на соответствующих курсах повышения квалификации, принять участие в обучающих семинарах по соответствующим темам внутри техникума-интерната, подготовить методические разработки по конкретным темам, принять участие в методических неделях и т.д.
    5. В столбце «Сроки  выполнения» указать месяцы 2016 года, т.к. новый профстандарт вступит в силу с 01.01.2017 года, и к этому сроку надо выполнить составляемую дифференцированную программу.
    6. В учебную часть заместителю директора по учебной работе каждому педагогу нужно предоставить два документа: лист самооценки с проставленными баллами и дифференцированную программу профессионального развития. Собирают и сдают эти документы председатели методических комиссий. Успехов, уважаемые коллеги!

    Методист   А.И. Яковлева

    Лист самооценки

    профессионального  развития_мастера  п/о________________________________________________________(ФИО )

    в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

    Уважаемый коллега!

         В процессе самоанализа Вам предстоит оценить собственную компетентность в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Вам предлагается проанализировать свою профессиональную деятельность и оценить степень владения необходимыми компетенциями, используя 3-х балльную шкалу. Отмечайте баллы в соответствующей колонке.

        0 баллов – оцениваемой компетенцией пока не владею;

        1 балл - оцениваемой компетенцией владею, но имею трудности, пока не могу обучать других;

        2 балла - оцениваемой компетенцией владею, могу обучать других.

    В колонке комментариев целесообразно конкретизировать, что именно в данной компетенции у Вас вызывает трудности или чему именно Вы можете научить других.

    Учебная часть Советского техникума-интерната.

    № п/п

    Компетенции

    Балл

    0-2

    Комментарий

         3.2.1. Трудовая функция«Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих»

    Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций

    Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению профессии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю

    Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)

    Разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

    - требований ФГОС и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;

    - особенностей отрасли (профессиональной деятельности);

    - современных требований к учебно-производственному оборудованию

    Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

    - специфики осваиваемой профессии;

    - задач занятия (цикла занятий);

    - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

    - стадии профессионального развития;

    - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания

    Проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ

    Согласовывать все виды работ на практике, результаты и объекты практики (практической подготовки) с работодателями (руководителями практики от организации)

    Организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку готовой продукции (услуги), вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества продукции (услуг) (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))

    Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания

    Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебно-производственной мастерской

    Соблюдать требования охраны труда

    Знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров

    Разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся по программам профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства и аналогичных мероприятиях (в зависимости от преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))

    Консультировать обучающихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) и (или) обучающихся по программам профессионального обучения по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации

    Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практического обучения), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность

    Знать:

    Локальные акты по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места занятий)

    Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения

    Требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий

    Особенности организации труда, современные производственные технологии, производственное оборудование и правила его эксплуатации, правовая и нормативная документация по профессии, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии)

    Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения

    Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

    Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида

    Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий

    Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии

    Эффективные приемы общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам

    Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ

    Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации

    Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

       3.2.2. Трудовая функция «Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся»

    Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации

    Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:

    - соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);

    - соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;

    - корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)

    Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников

    Знать:

    Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования, и (или) ДПП

    Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации)

    Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации)

    Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

          3.2.3. Трудовая функция «Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса»

    Анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями)) с учетом:

    - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;

    - требований ФГОС (для программ профессионального образования), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;

    - развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;

    - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;

    - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

    - роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой;

    - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

    - современного развития технических средств обучения, образовательных технологий

    Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы

    Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (иного места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда

    Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов

    Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы

    Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц

    Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные

    Знать:

    Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт

    Основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) профессионального образования и (или) ДПО, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)

    Требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий

    Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности

    Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения

    Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам в области практического обучения

    Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

    Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности

    Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения

    Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения

    Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

    Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих)

    Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий

    Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации

    Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

    Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации

    Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

    В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

    Самопрезентация мастера производственного обучения на конкурс "Мастер года"

    Самопрезентация мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" на конкурс "Мастер года - 2013"...

    Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

    Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

    ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

    Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

    Алгоритм действий и лист самооценки преподавателя ПОО

    Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" включает в себя обобщенные трудовые функции и трудовые дей...

    Алгоритм действий и лист самооценки методиста ПОО

    Для методистов профессиональных образовательных организаций в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образова...

    Методические рекомендации для мастеров производственного обучения (преподавателей) по организации и проведению производственной практики.

    Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения , организующих прохождение производственной практики в рамках реализации требований Федеральных образов...