Возможности электронных форм учебника на уроке.
статья на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

В данной статье рассматриваются возможности эектронных форм учебников на уроке, даются не только плюсы, но и минусы ЭФУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efu.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности электронных форм учебника на уроке.

Преподаватель: Архитекторова А.А.

Электронный учебник – это записанный на электронном носителе документ, в котором имеется структурированная текстовая часть, заголовок (обложка, титульный лист), иллюстрация, оглавление, реферат, предисловие, послесловие, приложения, библиография. Структура электронного учебника обусловлена иерархией заголовков разделов текста, составляющей основу (меню) поиска необходимой информации. Наименьшая часть кадр, состоящий примерно из 2530 строк. У каждой части текста, включая кадры, должен быть свой заголовок, который указывается в меню поиска и выделяется гарнитурой: размер шрифта (кегль), плотность (жирный или полужирный), курсив, подчеркнутый, размещение на экране (страница), интервал между строками, нумерация страниц (кадров, заданий), цвет букв, расположение заголовка: над текстом, на поле первого абзаца (фонарик), в первой строке абзаца (форточка) и др. Форма организации электронного учебника гипертекст, содержащий ссылки к отдельным словам, фразам, таблицам, схемам, рисункам, предшествующим кадрам, библиография и т.д. Ссылки необходимы для повторения, закрепления, применения знаний, подготовки к контролю, более глубокого изучения темы. Гипертекст характеризует качество электронного учебника. Электронный учебник включает в основном теоретический материал, возможно, имеющийся у учащегося на бумажном носителе (обычный учебник). Записывая его электронную версию, учитель разделяет его на кадры информации, добавляет интерпретацию трудных мест, дополнительные примеры, иллюстрации, вопросы для самоконтроля и вообще всё, что сочтет необходимым. Опытные, творчески работающие учителя создают свои электронные учебники (А.Ф. Меняев).

Преимущества ЭФУ

У электронной формы учебника есть целый ряд преимуществ:

– наглядность (этот важный принцип обучения реализуется при демонстрации иллюстраций, проведении лабораторных работ, интерактивном моделировании изучаемых процессов);

– мультимедийность (учебный материал подается комплексно, например, термин или слово можно прочитать и послушать, как оно произносится);

– интерактивность (например, тренировочные тестовые задания с моментальной обратной связью);

– гипертекстуальность (каждый специально обозначенный термин в тексте параграфа можно снабдить подробной дефиницией, открывающейся по клику);

– удобная навигация;

дружественный интерфейс;

возможность работы в режиме online и offline;

возможность регулировать размер шрифта и иллюстраций;

возможность создавать заметки, делать закладки;

– а еще: портфель ученика становится значительно легче, нагрузка на позвоночник значимо меньше, поскольку все нужные учебники и вспомогательные материалы помещаются в одном планшете.

ЭФУ и организационные формы урока

На уроке происходит взаимодействие, общение учителя с учениками. Время, когда говорит учитель и когда говорят ученики, может очень разниться. Это зависит от привычек и стиля работы учителя; от учеников, от уровня их подготовленности; от изучаемой темы и целого ряда других факторов. В идеале роль учителя сводится к минимуму, а ученики сами добывают знания, вступая в коммуникацию друг с другом. Таким образом, интерактивное взаимодействие учеников важная составная часть успешного урока. Разные способы взаимодействия учеников на уроке позволяют учитывать способности и особенности каждого ученика и индивидуализировать обучение.

На уроке возможны следующие основные виды взаимодействия учителя и учеников:

– фронтальная работа,

– беседа на уроке,

– работа в группах (больших и малых),

– работа в парах,

– индивидуальная работа.

Все эти виды организационных форм работы в классе могут быть полезными. К ним стоит обращаться в определенное время, в определенную фазу урока. Главное условие для успешного урока их варьирование.

Варианты заданий как следствие мотивации работы с ЭФУ:

 

1. Студенты просматривают содержание и пытаются сформулировать или объяснить своими словами (например, когда начинается изучение новых юнитов).

2. Студенты читают содержание, обращая внимание на встречающиеся термины. Далее они (работая индивидуально или в парах) составляют список терминов, важных для изучения данного предмета, данной науки. Термины можно классифицировать в процессе их поиска на известные и пока еще неизвестные. Известные можно дефинировать. Значение новых терминов можно угадывать.

      3. Возможно кликнуть на название какого-нибудь параграфа, рассмотреть ключевую иллюстрацию, попробовать описать ее и предположить, о чем будет идти речь в параграфе.

             4. Студенты слушают аудио запись столько раз, сколько им необходимо. Используют скрипт, если им сложно.

              5. Смотрят видео фрагменты самостоятельно.

              6. Используют словарь, наведением курсора на слово.

 

Единственный минус работы с ЭФУ – наличие индивидуальных устройств у каждого студента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Назначение и возможности электронных таблиц

Современный уровень требований к подготовке квалифицированных специалистов требует умения работать с электронными таблицами, использовать их для расчетов различной сложности и анализа данных. Материал...

Сертификат "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по русскому языку 6 класс"

Сертификат "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по русскому языку 6 класс"...

Презентация к уроку по теме "Использование возможностей электронных таблиц Excel для решения задач профессиональной направленности»

Подборка задач по физике и электротехники, используемые для расчетов в Excel  на уроках дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности ...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...