О ПРОЦЕССЕ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЯНЕ ( НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД)
методическая разработка на тему

методические рекомендации по обучению игре на баяне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_protsesse_zvukoizvlecheniya_na_bayane.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       О ПРОЦЕССЕ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЯНЕ

                                       ( НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

                                                                                   Н.В.Сажин,   преподаватель

                                                                  Можгинского педагогического колледжа.

           Данная статья охватывает лишь небольшую часть вопроса о звукоизвлечении на баяне. Актуальность выбранной темы бесспорна. Какие еще средства музыкальной выразительности с такой полнотой и яркостью раскроют замысел музыкального произведения, заложенный композитором, как не сам звук. Научить предслышать его, одухотворить, наполнить жизнью – вот наипервейшая задача учителя по классу баяна.

         Профессионально-грамотный подход педагога к учащемуся на начальном этапе обучения является надежной основой дальнейшего развития начинающего музыканта. Игра, основанная на полном понимании основных законов зарождения, продолжения и окончания звука, оставляет, безусловно, неизгладимое впечатление у слушателей. Именно поэтому большую часть времени по обучению игре на баяне я уделяю формированию профессионального подхода к звукоизвлечению.

          В своей  работе я руководствуюсь методическими пособиями таких выдающихся деятелей баянного искусства как Ф.Липс (профессор, зав. кафедрой ФНИ РАМ им. Гнесиных, Народный артист России),  В.Семенов (профессор РАМ им. Гнесиных, Народный артист России), М.Имханицкий     (профессор РАМ им. Гнесиных) и многих других методистов.

          Залогом успешной деятельности является раскрепощенная, непринужденная, творческая обстановка в классе. Многие учащиеся на начальном этапе обучения зажаты, им не хватает внутренней,  следовательно, внешней свободы. Моя задача заключается в том, чтобы, создав доверительную обстановку, расположить к себе студента, а затем завести разговор о необходимости физического раскрепощения, прежде чем взять в руки баян.

          Упражнения, используемые мной на данном этапе обучения, направлены не только на преодоление скованности, но и на формирование первых навыков игры без инструмента.

  1. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, учащийся легким движением

поднимает вытянутые кисти вверх и внезапно роняет их под весом

собственной тяжести.

  1. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, учащийся совершает круговые движения расслабленными кистями в разные стороны в медленном темпе.
  2. Сидя на стуле опустить руки вдоль туловища и легко потряхивать свободно висящими кистями.
  3. Опускать все пальцы руки на гладкую поверхность стола, опираясь на подушечки (пальцы в полусогнутом положении). Плавным движением рука двигается по столу, не отрывая пальцев.
  4. Сидя на стуле, предплечье руки опирается на стол. 1 и 3 пальцы сомкнуты вместе и внешне напоминают птичий клюв, делать легкие броски кисти.

          Далее следует ряд упражнений направленных на приобретение практических навыков игры на инструменте.

              1.Упражнение «Лебедь».

Ученик сидит за инструментом, правая рука свободно опущена. Затем рука сгибается в локте, отводится в сторону и плавно опускается на клавиатуру, сохраняя исходное положение кисти и предплечья. После небольшой паузы следует выполнить снятие руки с клавиатуры плавным движением. Снятие выполняется волнообразным, последовательным движением  от локтя, предплечья и кисти к пальцам, которые отрываются от клавиатуры в последний момент. Многократное повторение упражнения напоминает плавный взмах крыла лебедя.

              2. Упражнение «Вертикаль».

Все пять пальцев занимают позицию на одном крайнем ряду в верхней части грифа. Затем рука под собственной тяжестью медленно и легко скользит по этому ряду вверх или вниз. Далее это же упражнение выполнятся на левой клавиатуре.

              3.Упражнение «Кнопка».

Упражнение на соразмерность мышечных усилий с упругостью кнопок правой и левой клавиатур баяна. Подушечкой третьего пальца ученик касается поверхности одной из кнопок и плавным нажимом погружает ее до дна, ощущая при этом опору, затем рука снимается условным движением «лебедь».

          На этом этапе учащийся впервые начинает извлекать звук, и именно сейчас очень важно заострить его внимание на процессе, предшествующем появлению звука. В связи с этим целесообразно ввести понятие – слуховой контроль. Объяснив значимость слуха в музыкальном искусстве, и убедившись в осознании необходимости развивать слух, можно смело продолжать работу по обучению игре на инструменте.

           Крайне важно, чтобы процесс развития слуха строился на постоянном слуховом контроле, за действиями, совершаемыми игровым аппаратом, а также последующем анализе содеянного. Если учащийся не может дать оценку своим действиям: что получилось, а что нет из задуманного, то явно, что слух в данном случае выступает в качестве пассивного наблюдателя.

          Во всех методических статьях, затрагивающих звукоизвлечение на баяне, большое внимание уделяется меховедению.

          Мех – дыхание баяна, его легкие. Музыкальное дыхание теснейшим образом связано с дыханием меха, техникой его ведения. Эта, давно уже известная истина не потеряла своей актуальности в баянной педагогике и сегодня. Формирование навыков ведения меха – один из наиболее наболевших вопросов, прежде всего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника ведения меха находится настоль низком уровне, что сводится лишь к примитивной, прямолинейной подаче воздуха на голоса баяна.

     Из других, наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха наиболее заметны такие, как широкая амплитуда его ведения, неумение гасить звук на коротких длительностях, отсутствие постепенности крещендо, диминуэндо. Низкий технический уровень при смене направления движения меха выражается чаще всего в больших цезурах, смене на звучащих нотах, перепадах динамических уровней.

          Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с упражнений, которые помогут научиться правильно вести мех. Можно начать с упражнения «дыхание»: сначала ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая (разжим обозначается знаком V) и закрывая (сжим обозначается знаком Г) его. При этом педагог находится сзади и контролирует свободу и естественность движения руки ученика. Необходимо следить так же за тем, чтобы движения локтя было несколько опережающим, что обеспечит плавную смену меха. После этого педагог предлагает различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для передачи характера того или иного упражнения.

         В статье предложены несколько методов работы с начинающими музыкантами. Безусловно, это далеко не все способы, помогающие воспитывать в учащемся культуру звукоизвлечения.

          Развитие профессиональных навыков извлечения звука на баяне процесс весьма трудоемкий. Но если педагог, из урока в урок будет направлять слух ученика на начало звука, на его окончание, на процессы, происходящие во время звучания, а также постоянно будет обращать внимание на меховедение, то результат не заставит себя долго ждать. Инструмент в руках заиграет всевозможными красками средств музыкальной выразительности.

                                         

                                            ЛИТЕРАТУРА.

  1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. - М., «Советский композитор» 1989.
  2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. – М., «Музыка» 1961.
  3. Говорушко П. Школа игры на баяне. – Л., «Музыка» 1981.
  4. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. – М., Издательство В.Катанского, 2002.
  5. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М., «Музыка» 1980.
  6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., «Музыка» 1998.
  7. Петрушин В. Музыкальная психология . – М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.
  8. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М., «Композитор» 2001.
  9. Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М., «Музыка» 2003.
  10. Хазеев Ф. Проблемы интонирования и фразировки в баянном исполнительстве. ( из сборника «Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики»), - Тольятти, Тольяттинский институт искусств, 2002.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

"Особенности начального периода обучения в классе скрипки"

Данная работа – попытка помочь обрести систему в обучении на начальном этапе. Но, всегда необходимо указывать на то, что это всего лишь один из возможных путей, и нет необходимости следовать бук...

Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано.

:   Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличии от стру...

Открытый урок ,,Развитие музыкально-творческих способностей на начальном периоде обучения"

             Цели урока: 1.Формирование исполнительских навыков игры на ф-но.                      ...

«Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения"

Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенст...