Формирование самооценки на уроке иностранного языка
статья на тему

Федотьева Татьяна Анатольевна

Статья о формировании самооценки на занятиях по иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: Формирование самооценки на уроке иностранного языка

преподавателя иностранного языка Федотьевой Татьяны Анатольевны

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» - относительно устойчивая система представлений о себе.

В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное».

Соотношение между «Я - реальным» и «Я - идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

Самооценку можно рассматривать с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому.

Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по – разному.

В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.

В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. (Пример)

Второй случай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Такая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название «аффект неадекватности». Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность.

Чтобы сформировать адекватную самооценку, т.е. соответствующую реальной действительности и потенциальным возможностям индивида на уроке иностранного языка используются различные методы обучения чтению и переводу, диалогизации (говорению), письму. Для наглядного примера формирования самооценки личности остановимся на обучении чтению и переводу иностранного текста.

Чтобы научить владеть умениями чтения, которое может быть основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения, необходимо научить их коммуникативной компетенции. В первую очередь давать посильные тексты. Один известный педагог сказал, что нет нужды избегать и бояться переводов, если они используются в разумных пределах. Поэтому, чтобы учащиеся не испытывали страх перед текстом и переводом, мы и учим их правильно озвучивать тексты на иностранном языке, извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи, факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию для беседы.    

К тому же, чтобы студенту хотелось прочитать текст и продолжить работу над ним дома, текст должен быть интересен и актуален, отвечал бы потребностям сегодняшнего дня.

При чтении и переводе текстов на иностранном языке учащиеся сталкиваются с рядом трудностей лексического и грамматического характера, которые могут привести к неправильному переводу, а, следовательно, и к насмешкам со стороны других учащихся. Такая ситуация приводит к тому, что студент замыкается и вовсе не произносит ни одного слова.

        Задача преподавателя иностранного языка подготовить учащегося к работе с текстом. Целесообразно проводить обучение различным приемам оперирования с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.

        На предтекстовом (подготовительном) этапе – это:

а) обсуждение стиля, схемы построения текста;

б) рассмотрение фактологических опор (реалий):

- имена людей (ученых, историков, литераторов);

- даты;

- законы;

- праздники и т.д.

в) узнавание слов по формальному признаку:

- найти слова, которые можно объединить;

- сгруппировать слова по общему признаку;

- определить какой частью является выделенное слово;

- найти синонимы, антонимы;

- выбрать слова, относящиеся к изучаемой теме;

- заполнить пропуски в предложении подходящими по смыслу словами.

В работе на этом этапе дают хороший результат упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц, т.е. поиск в ряду слов существительных, однокоренных и общих слов. Достаточное внимание уделяется различию в тексте грамматических явлений. Большой эффект дают подстановочные и трансформационные упражнения, например:

1. Составить из двух предложений одно простое.

2. Сократить предложение, опуская придаточное.

3. Выразить ту же мысль другими словами.

   

В текстовом этапе, чтобы достигнуть понимания текста предлагается:  

1. Выделить элементы, которые несут важную информацию.

2. Составить высказывания из заданных ключевых фраз по образцу.

3. Составить сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора их с предложенных 20. И ряд других упражнений.

При необходимости учащиеся используют словари или обращаются за помощью к преподавателю. Преподавателем также проводится большая работа по обучению учащихся работе со словарем, так как зачастую они путают части речи, а, следовательно, неправильно строят предложения, не могут выбрать из множества слов, правильное значение.

На послетекстовом этапе осуществляется проверка понимания текста при помощи таких приемов, как:

1. Выбор заголовка из нескольких вариантов.

2. Перевод на родной язык указанных преподавателем абзацев или предложений.

3. Самостоятельная постановка вопросов к тексту.

4. Ответы на вопросы, полученные от преподавателя или других учащихся. И ряда других.

Важно научить не только понимать текст на иностранном языке, но и научить работать с ним. Учащиеся учатся сопоставлять различные языки, средства и способы осмысления и передачи информации с их помощью, анализировать грамматическое, смысловое и стилистическое построение текста, для того, чтобы наиболее полно и точно передать его содержание на языке перевода. Все это развивает способность  

- концентрировать внимание, совершенствует память,

- расширяет активный словарь,

- формирует умение без затруднений переходить от одного языка к другому.

После выполнения предложенных упражнений учащиеся понимают, достигли ли они цели, получили ли желаемый результат, т.е. подтвердились ли прогнозы и предположения относительно содержания текста, сделанные ими раньше, что непосредственным образом формирует их адекватную самооценку.

Проделанная работа, как правило, дает следующие положительные результаты – учащиеся преодолевают серьезные психологические барьеры:

- страх перед большим по объему текстом;

- стремление по поводу любого незнакомого слова прибегать к помощи словаря.

Добившись успеха в чтении и переводе иностранных текстов, учащиеся испытывают чувство радости и уверенности в своих силах, что значительно укрепляет и повышает их самооценку.

Говоря о формировании самооценки личности на уроках иностранного языка я хотела бы подчеркнуть, что оно достигается не только средствами обучения, но и путем воспитания. 

В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одногрупниками. Такое воздействие формирует у него умение  изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение  к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы – все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими  и будет включено в структуру его поведения.

При это во взаимоотношениях учителя и учеников важны такие факторы, как взаимное уважение, доверие, высокая требовательность и постоянный контроль со стороны учителя; абсолютно исключаются подавляющая личность авторитарность, насмешка, принуждение, ущемление самолюбия.

Вот если ученик становится субъектом такого процесса на уроке иностранного языка, то естественно у него формируется правильная, адекватная самооценка, что, несомненно, положительно скажется на формировании личности в целом.

На уроке иностранного языка большими обучающими и воспитывающими возможностями обладает ролевая игра, которая имеет преимущества перед другими видами упражнений. Она предполагает подражание действительности и усиливает личную сопричастность ко всему происходящему.

Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными, обусловливает естественность общения. Поиск правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого, она приобретает подлинно коллективный характер. Ролевая игра раскрепощает, дает возможность выразить свое «я», развивает кругозор учащихся, интерес к изучаемому языку, выявляет из лучшие качества и сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом. И, в конечном счете, наилучшим образом влияет на формирование адекватной самооценки учащихся на уроках иностранного языка.

К вышеупомянутым видам деятельности можно добавить самостоятельную работу, обучение письму на иностранном языке, диалогизированную речь, которые также играют немаловажную роль в формировании и становлении трудовых качеств и волевых качеств, что является важным элементом в формировании самооценки личности.  

В заключение хочется отметить, что самооценка – динамичная часть самосознания личности и при профессиональном подходе поддается коррекции.

Тула

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка. автор Полосина Ирина Викторовна

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка...

«Интеллектуальная разминка, как эффективный способ вхождения студентов в языковую среду и формирование положительной учебной мотивации на уроках иностранного языка»

В статье содержаться материал, рассказывающий о способах вхождения студентов, в языковую среду,а так же  способы формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассматриваются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, а именно газет, на уроках английского языка. Рассматриваются  определенные взгляд...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...