Главные вкладки

    Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка
    статья на тему

    Федотьева Татьяна Анатольевна

    Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад

    на тему: Формирование социокультурной компетенции

     на уроках иностранного языка

    преподавателя иностранного языка Федотьевой Татьяны Анатольевны

    Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности подразумевает обогащение лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка. Кроме того, предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой изучаемой страны, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.

    Идея способности к межкультурной компетенции рассматривается в различных документах международных организаций, в законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции общего и среднего образования». В «Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретает фактор межкультурной компетенции.

    В последние годы обучающиеся имеют возможность совершить зарубежные поездки, учащиеся принимают участие в программе обмена, состоят в электронной переписке со своими зарубежными сверстниками. Таким образом, необходимость в изучении иностранного языка возрастает. Однако уровень сформированности социокультурных компетенций у обучающихся недостаточно высокий.

    Становится очевидным, что в наш век в связи с большими изменениями в политической и экономической жизни общества изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей.

    Когда человек знает, ценит и уважает культуру, обычаи, традиции, язык других стран и народов, когда он с гордостью может представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.

    В связи с этим возникают противоречия:

    - между реальной возможностью встречи с носителями языка, общения на иностранном языке и знанием особенностей культуры страны изучаемого языка;

    - между возможностями путешествовать в европейские страны и незнанием обычаев, традиций, привычек, норм поведения и этикета;

    - между обширной информацией о разных сторонах действительности европейских стран: школа, досуг, искусство, работа, быт, литература, телевидение, хобби и существующим порогом ментальности при соприкосновении культур, мешающим обеим сторонам адекватно воспринимать друг друга.  

            В связи с этим приобретает особое значение формирование у обучающихся представления о разнообразии культур, воспитание непредвзятости и толерантности к представителям других культур и принятие диалога культур в качестве философии сосуществования в современном поликультурном мире.

            Основная цель – создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, через приобщение к его культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира.

    Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:  

    - расширить объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;

    - развивать чувство толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;

    - расширить кругозор учащихся, повысить уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка.

    Социокультурная направленность, способствующая включению учащихся в диалог культур, является одним из важных приоритетов в современном обучении. Практика показывает, что в современных условиях постоянного расширения международных контактов одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке явно недостаточно.

    Необходимо грамотное использование норм поведения – как речевого, так и неречевого, которое должно быть основано на знании особенностей культуры страны изучаемого языка.  

    Овладевая социокультурными знаниями и умениями, учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие знания и умения за счет новой тематики о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, реалиях, известных людях в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

    Материалом для обучения аудированию служат аутентичные тексты информационно-справочного характера: путеводители для туристов, объявления в аэропорту, вокзале, в транспорте. Кроме этого обучающимся предлагаются тексты, которые могут встретиться в реальной жизни при обучении или при посещении страны изучаемого языка: прогноз погоды, новости, спортивные репортажи, инструкции, интервью. (Например, при изучении темы «ФРГ» рассматриваем в том числе и ее политическое, экономическое устройство, сравниваем с экономикой России. При изучении транспортной системы Германии используем расписания движения транспорта, названия видов транспорта, карты железных и автомобильных дорог, информационные справочники, туристические гиды и т.д.)

    Для преодоления трудностей учащихся в аудировании мы используем следующие задания в три этапа:

    1. До прослушивания:

    1) Прочитайте заголовок и выразите свои предположения по поводу содержания предстоящего текста (интервью, диалога, сообщения).

    2) Посмотрите на иллюстрацию (фотографию) и на заголовок и попытайтесь определить, о чем будет интервью.

    3) Подберите синонимы (антонимы) к следующим словам.

    2. Во время прослушивания:

    1) Прослушайте интервью и ответьте на вопрос (учащимся предлагается общий вопрос на понимание основной идеи текста).

    2) Закончите предложения, используя информацию из прослушанного текста.

    3) Прослушайте текст и заполните таблицу:

    Событие Персонажи

             Возраст

             Место действия

             Время действия

            

    3. После прослушивания:

    1) Обсудите содержание услышанного в группе (или с партнером), выскажите свое мнение об услышанном.

    2) Напишите письмо герою услышанного рассказа, дайте ему совет.

            Обучение чтению текстов лингвострановедческого содержания несет определенную новизну, так как в этих текстах всегда встречаются реалии страны изучаемого языка. С учетом тематики и проблематики обучающимся предлагаются аутентичные тексты различных стилей: публицистические, научно - популярные, филологические, художественные, а также тексты из разных областей гуманитарных и технических знаний.

            При работе с любым текстом педагог выделяет три основных этапа:

            1. На дотекстовом этапе:

            1) догадка содержания по заголовку;

    2) мотивированные вопросы;

             3) заполнение пропусков.

    2. На текстовом этапе:

    1) чтение с пометками, заполнение диаграммы,

    2) расположение абзацев в правильной последовательности.  

    3. На послетекстовом этапе учащиеся должны:

    1) выделить основную идею, мысль, информацию;

    2) определить причинно – следственную взаимосвязь событий и явлений;

    3) оценить важность, новизну, достоверность информации и др.

    Основной задачей в обучении говорению является развитие умения выражать свои мысли на заданную тему, делать сообщения и вести беседу на культурно-бытовые и общественно-политические темы.

            Темы монологов и диалогов должны быть близки и интересны учащимся. Реализация принципа диалога культур способствует формированию у учащихся таких необходимых для межкультурного общения качеств:

    1) культурная непредвзятость;

    2) толерантность;

    3) социокультурная наблюдательность;

    4) готовность к общению и сотрудничеству с людьми другой культуры;

    5) речевой и социокультурный такт и вежливость.  

    Наиболее продуктивной является проектная методика, так как она создает уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов.

    Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание. Учащиеся представляют проектные работы в виде презентаций с использованием мультимедийных средств, а также докладов и рефератов. Тематика проектов имеет социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся, например:

    «Знаменитые люди Германии»

    «Франкоговорящие страны»

    «Федеральные земли Германии»

    «Защита социальных прав трудящихся во Франции»

    «Традиции и праздники Германии и Франции»

    «Защита окружающей среды в мире»

    «Промышленность Германии»

    «Образование в Германии и Франции»

    «Германия. Социо-культурный портрет страны» и др.

     

    Еще один метод, который мы используем на уроках иностранного языка – это метод ролевого общения, позволяющий сопоставить факты родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллель сравнения традиций, обычаев, манер, праздников и достижений.

    Чтобы диалог, как форма общения, и диалог, как контакт представителей разных стран или диалог культур состоялся и стал реальностью необходимо соблюдать определенные шаги:

    - Установить контакт с собеседником;

    - Начать, поддержать и закончить разговор;

    - Проявлять чувства такта и толерантности к собеседнику.

    Необходимо выявить сходства и различия в реалиях, фактах, нравах, обычаях в стране изучаемого языка и своей родной стране по изученной теме. Это один из путей создания условий для диалога культур, стимулирующий учащихся увеличивать и углублять объем знаний о своей стране и о других странах.

    Передаче учащимся иноязычной культуры способствуют также и внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания, которые содействуют вовлечению в диалог культур, формируют талантливую личность, способную адаптироваться в современном поликультурном мире.

    Учащиеся принимают активное участие на уроках и во внеурочной деятельности, в различных мероприятиях в рамках недели иностранного языка: викторинах «Знаешь ли ты Германию?», «Знаешь ли ты географию англо и франко-говорящих стран?», конкурсах на лучшего знатока немецкого, французского языка, лучшего чтеца, лучшего переводчика, выпуске тематических газет. Обучающиеся демонстрируют знания иностранных стихов, рифмовок, пословиц и крылатых фраз.

            Таким образом, на уроках иностранного языка, обучающиеся не только постигают с помощью иностранного языка общечеловеческие ценности, но, сравнивая свой образ жизни, культурное достояние своей страны, осознают свою национальную самобытность. Благодаря такому сравнению учащиеся учатся видеть успехи своей страны, ее проблемы, учатся уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Таким образом, происходит культурный диалог, так как человек в общении – это, прежде всего, представитель своей культуры. На уроках иностранного языка обучающиеся готовят материалы для представления иностранным гостям своей семьи, города, страны. У них формируется способность к межкультурной компетенции.

    Тула

    2014 г.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции на занятиях немецкого языка.

    Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общен...

    Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка. автор Полосина Ирина Викторовна

    Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

    В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС....

    Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

    Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

    Мультимедийные средства в развитии социокультурной компетенции студентов, изучающих немецкий язык

    В статье рассматриваются вопросы, касающиеся эффективности обучения иностранному языку, в частности, через использование мультимедийных средств....

    «Аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц в условиях Пансиона»

    Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона  позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая ко...

    Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

    Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...